Беляев А. Р.: Мимоходом (старая орфография)

МИМОХОДОМЪ

Семь городовъ оспаривали другъ у друга честь быть родиной Гомера.

Ростовъ не прочь завести подобный споръ съ Таганрогомъ о Чехове.

Некiй ростовецъ въ городскомъ музее, сделалъ великое открытiе: хотя А. П. Чеховъ родился въ 1860 году въ Таганроге, однако его родители,-- ростовскiе мещане,-- до 1858 года жили въ Ростове. Значить, Чеховъ безъ двухъ летъ ростовецъ.

А по папеньке и маменьке - дитя чистейшихъ "ростовскихъ кровей".

Ростовъ тщеславенъ, какъ всякiй парвеню.

-- Ростовъ далъ родине Чехова, а вы говорите Ростовъ некультурный городъ!

Такъ думаетъ Ростовъ.

Однако, Антонъ Павловичъ думалъ иначе.

По крайней мере, онъ проявилъ большую предусмотрительность, рождаясь въ Таганроге, а не въ Ростове.

Въ самомъ деле: приведись Чехову родиться въ Ростове, можетъ быть великаго писателя и совсемъ на свете не было-бы.

Потому, что въ высококультурномъ городе Ростове до сей поры для ростовскихъ мещанокъ и прiюта-то родильнаго нетъ!

Это, впрочемъ, не помешало родиться въ Ростове Азефу.

-----

Въ витринахъ магазиновъ выставлены плакаты, анонсирующiе о гимназическихъ вечерахъ и концертахъ, о сборахъ и т. п.

Плакаты нарисованы учениками.

Получается настоящая выставка ученическихъ работъ по рисованiю и живописи.

Публика останавливается и одобряетъ: - Чистая работа!

Въ большинстве случаевъ, действительно, чистая работа.

Но, къ сожаленiю, не оригинальная. Тутъ почти все "содрано".

Чего тутъ только нетъ. И "Сатириконъ", и Билибинъ, и даже Бердслэй.

Нетъ только личнаго творчества учащихся. И это очень печально.

Копировка - не искусство. За ней можно признать только очень скромное подсобное техническое значенiе. Недурный копировщикъ, оперирующiй съ плоскимъ двухмернымъ измеренiемъ, совершенно безпомощенъ предъ трехмернымъ перспективнымъ измеренiемъ натуры. Но вопросъ не въ этой технической стороне, а въ томъ, что копировка совершенно убиваетъ личное творчество.

Рисованiе - обязательный предметъ въ школе. Не все ученики будутъ художниками. Но всехъ ихъ рисованiе съ натуры можетъ научить правильно видеть (это целое искусство!) и у всехъ развитъ художественный вкусъ.

Копировка убиваетъ обе эти способности. Въ особенности, личную иницiативу, воображенiе детей.

успеха "чистой", но "съ чужого плеча" работы, подъ которой, однако, юные художники ставятъ свое полное имя. Если "плакатное искусство" учениковъ является отраженiемъ общей постановки рисованiя въ ростовскихъ школахъ, то эту постановку нельзя признать удовлетворительной.

А. Б.

"Приазовскiй край". 1915. No 318. 2 декабря. С. 3

Раздел сайта: