Закирова Н.: Наша Чеховиана - глазовская версия

Наша Чеховиана: глазовская версия

Землячка наша - Ольга Книппер -

Актриса, женщина, кумир!

Сам величайший Мастер Чехов

К её ногам бросает мир!..

Сам А. П. Чехов в вятских пределах бывал неоднократно. Выехав 21 апреля 1890 года на Сахалин, 26 апреля он посетил город Сарапул. В письме к сестре он делился впечатлениями о "камских городах":

"Кама - прескучнейшая река... Берега голые, деревья голые, земля бурая, тянутся полосы снега. Когда дует холодный ветер и рябит воду, ... то становится и холодно, и скучно, и жутко; звуки береговых гармошек кажутся унылыми, фигуры в рваных тулупах... представляются застывшими от горя, которому нет конца. Камские города серы, кажется, в них жители занимаются приготовлением облаков, скуки, мокрых заборов и уличной грязи - единственное занятие. На пристанях толпится интеллигенция, для которой приход парохода - событие".

В середине мая 1901 года Антон Павлович приехал в Москву. "25 мая мы повенчались,- вспоминала О. Л. Книппер,- и уехали по Волге, Каме, Белой до Уфы..."

В июне 1902 года - снова Кама (миллионер Савва Морозов позвал Чехова с собой на Урал, осмотреть его заводы.) Вот фрагмент корреспонденции от 19 июня 1902 г.:

"Теперь я плыву по Каме. Погода чудеснейшая, ясно, тепло... На Каме воды очень много. Я пишу это, а сам посматриваю в окошко: подплываем к Лапшеву..." А на следующий день: "Милый дусик, пишу это в Сарапуле. Сегодня жарко... Завтра буду в Перми..."

В Глазове А. П. Чехов не бывал, но, без всякого сомнения, о его существовании он имел представление по воспоминаниям о своей родине О. Л. Книппер.

Теплые дружеские и творческие отношения были у А. П. Чехова с целым рядом лиц, так или иначе связанных с Вятским краем. Среди них известные художники, писатели, критики, композиторы... Есть в их числе и "глазовчане". Так самые близкие, родственные отношения в его жизни сложились с уроженкой Глазова Ольгой Книппер.

Ее отец Леонард Августович Книппер был инженером - технологом, управляющим винокуренного завода в деревне Кокман Светогорской волости Глазовского уезда. А мать Александра Ивановна Зальца - певицей и пианисткой. С 1865 года семья обосновалась в Глазове, где 22 сентября 1868 г. и родилась Ольга. Через три года семья Книппер переедет в Москву. Но важно, что самые первые её впечатления были связаны с Вятской землей. Справедливо мнение П. И. Чайковского, кстати, тоже нашего земляка (он родился в Воткинске, а его дед Пётр Фёдорович был долгие годы глазовским городничим): "Мне кажется, что испытанные в годы юности художественные восторги оставляют след на всю жизнь".

В начале 1954 года ижевский краевед Е. Флейс побывал у О. Л. Книппер - Чеховой в Москве и поведал о том, как земляки интересуются её жизнью и творчеством. В беседе с журналистом актриса вспомнила о многолетней работе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем - Данченко, с особой теплотой говорила о своих ранних детских годах в Глазове: "Я много раз слыхала, что мой родной город сейчас преобразился. Как бы хорошо посмотреть новый Глазов и его людей..."

Актриса обещала написать подробнее о своей жизни. Одно из её писем Е. Флейсу завершалось так: "Я очень довольна, что трудящиеся Удмуртии интересуются своей землячкой. Шлю самый сердечный привет землякам". А в последнем (от января 1959 г.) письме к ижевскому журналисту выражено желание актрисы: "Мне бы очень хотелось приехать и посмотреть, как похорошел мой родной город Глазов".

Каких только высоких похвал не получала великая русская актриса за свою жизнь, но когда в 90-летний юбилей в 1958 г. ей прочли поздравление от актеров Глазовского народного театра, то весь МХАТ услышал взволнованно трогательное признание корифея наших театральных подмостков: "Это самый дорогой для меня привет из города моего раннего детства". Свой портрет и письмо О. Л. Книппер-Чехова отправила артистам Глазовского народного театра.

О косвенной связи писателя с "ненастоящим городом" могут свидетельствовать литературно-деловые связи и личное общение с отбывавшим глазовскую ссылку и защищавшим старомултанцев В. Г. Короленко.

Был А. П. Чехов знаком с А. П. Чарушниковым, В. Е. Чешихиным - Ветринским и В. М. Шулятиковым, биографически связанными с уездным Глазовом. Показательно, что в солидном литературно-критическом наследии последнего анализ творчества А. П. Чехова занимает довольно видное место.

Чеховская проза и драматургия в центре внимания в таких работах В. Шулятикова начала 1900-х гг., как "Восстановление разрушенной эстетики. К критике идеалистических веяний в новейшей русской литературе", "Критические этюды", "Теоретик "талантливой жизни", "О драмах г. Чехова", "О новейшем реализме", "Обзор литературы за год", "Очерк реалистического мировоззрения" и др. Литературовед по преимуществу социологической ориентации, В. М. Шулятиков смог дать такие прижизненные меткие оценки чеховского мировоззрения, метода, стиля и поэтики, которые и сегодня звучат актуально и современно.

это органическое единство. Говоря о чеховских драмах, он рассматривал композиции последних и указывал, что характер основного героя определил у Чехова драму не характеров, а драму психологической статики. В этой драме развитие действия совершенно останавливается, интрига не играет никакой существенной роли, отдельные акты не объединены друг с другом строго логической связью; они не более как отдельные эпизоды, как отдельные сцены из монотонного повествования об однообразной жизни серенького общества. И каждый такой эпизод и каждая такая сцена - повторение с небольшими вариациями предыдущего эпизода, подобно тому, как и герои являются повторением один другого.

"Вглядитесь во внутреннюю структуру "Трех сестер", - предлагает критик, - в течение всей пьесы герои только и делают, что повторяют друг друга и самих себя. И для того, чтобы несколько варьировать эти повторения, автор заставляет своих героев повторяться во времени, проводит их через различные эпохи их существования: между отдельными частями драмы протекают месяцы и годы. Это объясняется статичным героем, не удовлетворенным жизнью, большом мечтателе о лучших условиях ее, но, по своему социальному существу, не могущим выпрыгнуть из мещанского болота".

Далее В. Шулятиков отмечал, что основным элементом характеров героев Чехова является вера в стихийность и слепую случайность; это отражается в стиле отдельных выражений героев Чехова, где чувствуется смена стихийных настроений, предчувствий и необъяснимых желаний. Например: "Я не знаю, отчего у меня на душе так светло", или "Меня как-то все пугает сегодня", или "Не понимаю, отчего я испытываю такое беспокойство" и т. п. Критик подмечал также и то обстоятельство, что Чехов, для целей придачи картинам более стихийной жизни и настроений, прибегает к тому, что усиливает значение сценической обстановки и сценических аксессуаров.

Конечно, в интерпретациях творчества писателя, произведенных В. Шулятиковым сто с лишним лет назад, есть много спорного, но, тем не менее, эти статьи о Чехове представляют сегодня интерес с точки зрения методологической постановки проблем анализа чеховского стиля, актуализированного его современником вятского происхождения, ведь отец критика М. И. Шулятиков был уроженцем Глазова, оставившим заметный след в истории города.

Изучение жизни и творчества А. П. Чехова и О. Л. Книппер активизировалось в Глазове в канун 125-летия актрисы. С 1993 года были проведены конференции. Настоящим возрождением Чеховианы на глазовской земле стали учреждение в 1995 г. Книппер - Чеховского общества, развернувшего активную культурно-просветительскую работу: были проведены Книппер-Чеховские чтения, смотры-конкурсы, в краеведческом музее открыта экспозиции "Вся жизнь - театр". В числе ценных экспонатов есть переданные Глазову профессором Московской консерватории Т. А. Гайдамович личные вещи актрисы: портрет А. П. Чехова, партитура романса Соколовского, подаренная автором Ольге Леонардовне. Есть в фондах музея и партитура симфонии "Степная кавалерийская" Льва Книппера, партитура концерта, посвящённого О. Л. Книппер-Чеховой, а также фотоматериалы, привезённые А. К. Вальме из Мюнхена от актрисы Веры Чеховой.

Камерным литературным театром были поставлены три спектакля, ("Писатель и актриса", "А все-таки смерти нет!..", "Над чеховской строкой"), было организовано общение и переписка глазовчан с родственниками Книпперов и Чеховых (немецкой актрисой Верой Чеховой, москвичами В. Книппером, А. Борозиным и др.). "Низкий поклон тебе, город Глазов! Низкий поклон родной земле моей крестной матери..." - так начинается одно из писем к глазовчанам племянника Ольги Леонардовны - Владимира Владимировича Книппер, писателя и журналиста, автора семейной хроники "Русская сага".

Помощь в этой работе оказали городу доктор филологических наук, профессор, киновед М. Туровская и, конечно, МХАТ. Директор мхатовского музея, народный артист СССР В. С. Давыдов передал в фонды Глазовского краеведческого музея богатейшую выставку фотоснимков, оказал поддержку инициаторам книппер-чеховского движения.

В нас МХАТа дух вселил Владлен Давыдов,
Наш театральный мир благославил,
О Книппер Ольге столько нам поведал,
Что Глазов книпперизмом заболел.

Глазовские материалы стали основой не только документального фильма об актрисе Ижевского телевидения, но использовались в передаче В. Вульфа "Серебряный шар".

Важной вехой в истории изучения вятской Чеховианы стало издание в Кирове книги Т. К. Николаевой "Антон Павлович Чехов и Вятская земля" (Вятка,1995), подводящей итоги и намечающей перспективы дальнейшего изучения этой литературно-краеведческой и культурологической проблемы. Т. К. Николаева подарила глазовчанам уникальные материалы об О. Л. Книппер-Чеховой. Сейчас вятская исследовательница завершает работу над новой книгой, а в Глазове на старинном здании по ул. Кирова,13, где и сегодня не остыл интерес к наследию знаменитой землячки - в краеведческом музее, подготовлена к открытию отреставрированная мемориальная доска с надписью: "22 сентября 1868 г. в семье управляющего заводом родилась великая русская актриса, друг и жена А. П. Чехова, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова". Образ О. Л. Книппер-Чеховой воплощён в художественных полотнах удмуртских художников, в спектаклях и стихах. Вот строки одного из поэтических посвящений:

И верно, точно не случайно
Ей снились сказочные сны,
Что она чайкой театральной
Взлетела с глазовской земли...

Н. Закирова (город Глазов)

Н. Н. Закировой (Гущиной)

1. Организация литературно-краеведческой работы в ГГПИ// Вестник Удмуртского университета. - 1994. -N7. - С. 54-59.

2. Принципы организации литературно-краеведческой работы в ГГПИ// Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики: Материалы 1 Есиповских чтений. - Глазов, 1994. - С. 91-94.

3. Глазов как один из центров культуры Вятской губернии // История и культура Волго-Вятского края: Тезисы докл. межрегион. науч. конф. -Киров, 1994. -С. 472-475.

4. Глазов литературный// Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность: Тез. докл. регион. науч. конф. - Глазов, 1995. - С. 70-72.

5. Из истории театральной жизни Глазова // Там же, с. 85-87.

Глазов литературный// Красное знамя, 1995. - 8 дек.

6. Содержание и методика проведения факультатива по литературоведению в школе// Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Вторые Есиповские чтения: Тезисы докл. - Глазов1996. - С. 118-120.

7. О. Л. Книппер-Чехова - уроженка Глазова// Женщины в меняющемся мире: История и современность: Матер. междунар. научно-практич. конф. - Ижевск, 1996. - С. 66-68.

8. О. Л. Книппер - Чехова - уроженка Глазова: К 100-летию МХАТа и 130-летию актрисы // Вестник педагогического опыта. - Глазов,1999. -Вып. 7. - С. 26-28.

9. Культура Вятского края: Сценарий игры// Вестник педагогического опыта. - Глазов,1999. -Вып. 7. - С. 28-30 (в соавт.).

10. Региональный компонент в филологическом образовании// Всемирная литература в контексте культуры: Матер. науч. конф. У111 Пуришевские чтения. - М.,2001. - С. 90-91.

8. А. П. Чехов и Вятская земля.// Проблемы изучения поэтики художественного произведения в вузе и школе: Материалы регион. научно-практ. конф. "Первые Татаринцевские чтения". - Глазов, 2002. - С. 25-31(в соавт. с Т. К. Николаевой).

9. Наш Чехов // Глазов-северная столица. - 2002. - N 3 (19). -18 янв. -С. 3.

23. Спектакль о любви: Узнай себя в газете// Калина Красная. -2003. - N 34. - 6 сент. - С. 7.

10. Глазов литературный// Сафонова Т. В., Ившина М. В., Лукина Н. В. История города Глазова: Вехи ХХ века: Учебное пособие. - Глазов,2003. - С. 357.

регион. научно-практ. конф. - Глазов,2004. - С. 71-75.

12. Люблю ли я театр?// Наталия Закирова: Издательский проект "Любимые читатели"-Глазов, 2006. - С. 12-20.

13. А. П. Чехов и Вятская земля; О Книппер-Чеховой: Стихи//Наше культурное достояние: Учебно-методическое пособие по литературному краеведению. - Глазов,2007С. 58-61, 351.

Мусихина. - Глазов. 2008-С. 34-44.(в соавт. с А. Ю. Мусихиной).

15. Глазову-330 лет: штрихи к портрету города// Культура провинции история и современность: Восьмые Короленковские чтения: Материалы междунар. научно-практич. конфер. -Глазов, 2008. -С. 95-99.

"Этнокультуры" Н. В. Витрука // Культура провинции история и современность: Восьмые Короленковские чтения: Материалы междунар. научно-практич. конфер. -Глазов, 2008. -С. 151-152.

Раздел сайта: