Ранчин А. М.: Чехов (Большая российская энциклопедия)

ЧЕХОВ Антон Павлович [17(29).1.1860, Таганрог – 2(15).7.1904, Баденвайлер, Германия; похоронен в Москве], рус. писатель. Из купеч. семьи; отец – хозяин бакалейной лавки, дед по отцовской линии – крепостной, получивший вольную по выкупу и выкупивший свою семью. В отрочестве и юности Ч. испытал тяготы и лишения, с детства помогал в торговле отцу. После его разорения и отъезда в 1876 с семьёй в Москву, оставшись один в Таганроге, зарабатывал на жизнь частными уроками. Принадлежность к интеллигенции в первом поколении и впечатления юности отчасти определили тематику творчества зрелого Ч.: мучительность пошлой обыденности, испытание героя косной средой, социально-психологич. комплексы персонажа-недворянина в окружении помещиков. В 1879 по окончании Таганрогской гимназии Ч. поступил на мед. ф-т Моск. ун-та; окончил ун-т в 1884, получив звание уездного врача.

По приезде в Москву Ч. сразу же начал сотрудничать в популярных юмористич. и сатирических журналах («Стрекоза», «Осколки», «Будильник» и др.), где печатал под разл. псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и др.) рассказы, очерки, пародийные юморески, быстро обретя репутацию одарённого и остроумного литератора. Одна из дебютных публикаций Ч. – юмореска «Кому платить (снимок)» (1878, под псевд. Юный старец); первая большая публикация – «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к учёному соседу д-ру Фридриху» (1880). В 1883–85 вёл обозрение «Осколки московской жизни» для петерб. ж. «Осколки»; в 1884 выпустил сб. юмористич. и сатирич. рассказов «Сказки Мельпомены», в 1886 – сб. «Пёстрые рассказы». В прозе Ч. 1-й пол. 1880-х гг. превалируют комич. мотивы и образы, однако в некоторых произведениях уже отчётливо звучат характерные для позднейшего его творчества мотивы бесцельности, бессмысленности и абсурдности жизни: рассказы «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885, первоначальное назв. – «Сверхштатный блюститель»), причём работая с традиц. типом «маленького человека», обычно являвшегося предметом сострадания, Ч. обнаруживает в нём низменные, подлые или страшные черты («Смерть чиновника», «Хамелеон»). В зрелом творчестве Ч. от ранней прозы сохранится внимание к предметной, вещественной детали, а юмор и ирония уже не будут преобладать, а составят одну из красок в сложной палитре автора.

Сильное впечатление на Ч. произвело в 1886 письмо Д. В. Григоровича, призывавшего его отказаться от мелкой подённой работы ради заработка и обратиться к большим и серьёзным темам. В том же году А. С. Суворин – редактор крупнейшей рус. газ. «Новое время», призвал молодого писателя бережнее относиться к своему таланту и не разменивать его на лит. мелочи. В 1886 Ч. начал сотрудничать в «Новом времени», в 1888 – в ж. «Северный вестник», в 1892 – в ж. «Русская мысль». В творчестве Ч. наметились серьёзные изменения, о чём свидетельствуют произведения, вошедшие в сб. «В сумерках» (1887): на смену остросюжетности ранних комич. рассказов приходит «бессобытийность» – изображение ситуаций, в которых доминирует не действие, но тонкий психологизм, эмоциональный подтекст; вместо шаржированных комич. типажей представлены сложные, неоднозначные, индивидуализированные персонажи.

Первым драматургич. произведением Ч., поставленным на сцене, стала в 1887 пьеса «Иванов» (1-я ред.; Корша театр). В 1888 в повести «Степь» Ч., обратившись к новому для себя жанру, создаёт на основе впечатлений от поездки по южнорусским степям персонажа – маленького мальчика Егорушки – панораму рус. жизни, исполненную эпич. широты и одновременно проникнутую лирич. началом, с полускрытыми реминисценциями из «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя. В повести «Скучная история» (1889) о трагедии одиночества пожилого, приблизившегося к смерти человека, Ч. переосмыслил образ «лишнего человека» и связанную с ним социальную проблематику, выдвинув на первый план психологич. и философский аспекты. Темами его творчества становятся непреодолимая обособленность всех и каждого, невозможность взаимопонимания между людьми. В повести «Дуэль» (1891) предметом горько-иронич. изображения оказывается рефлектирующий и самооправдывающийся «лишний человек», пытающийся оправдать свои пороки и слабости влиянием среды и времени. Одновременно в повести ведётся полемика с нравств. учением Л. Н. Толстого; полемика с толстовским идеалом «опрощения» присутствует и в повести «Моя жизнь» (1896).

«Нового времени» отправился через Сибирь на о. Сахалин, главное в то время место каторги и ссылки. Результатом поездки стала кн. очерков «Остров Сахалин» (1893–94, отд. изд. 1895); косвенным образом впечатления, навеянные картинами несвободы и поругания человеческого достоинства, отразились в рассказах «В ссылке» (1892), «Убийство» (1895), в повести «Палата № 6» (1892).

К нач. 1890-х гг. Ч. – не только признанный писатель, но и обществ. деятель. Осенью 1891 он участвует в сборе средств для голодающих крестьян; в 1892 посещает Нижегородскую, затем Воронежскую губернии, организуя эту помощь; безвозмездно лечит крестьян в окрестностях купленного им в 1892 подмосковного имения Мелихово, строит школы в Мелихове и соседних деревнях; участвует во всеобщей переписи населения 1897. Став в 1900 почётным академиком Петерб. АН, Ч. вместе с В. Г. Короленко отказывается в 1902 от этого звания в знак протеста против решения исключить из членов академии только что избранного М. Горького.

В прозе сер. 1890-х – нач. 1900-х гг. Ч. стремится к предельной лаконичности повествования, вмещая в рамки небольшого рассказа историю жизни, духовной и душевной деградации героя («Ионыч», 1898), обращается к изображению духовно убогих и ничтожных персонажей, отказываясь от прямолинейных сатирич. оценок («Душечка», 1899), предпочитает открытые финалы одноплановым развязкам («Студент», 1894; «Дама с собачкой», 1898; опубл. в 1899; «Невеста», 1903). В поздних рассказах формируется сложное соотношение между однозначными идеями и оценками, принадлежащими персонажам-рассказчикам, и авторской точкой зрения («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», все 1898), произведения во многом строятся на принципах повторения и варьирования мотивов.

В своих поздних пьесах – «Дядя Ваня» (1896, опубл. в 1897, пост. в 1899; переработка пьесы «Леший», 1889, опубл. в 1890), «Чайка» (1896), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), Ч. выступил как драматург-новатор, предвосхитивший худож. искания и открытия модернистской драматургии 20 в., в т. ч. абсурда театра. Ч. отказался от традиц. системы амплуа, от единого сюжета и конфликта, определявших до этого времени всю структуру драматич. сочинений; событием в его драматургии стали не перипетии сюжета, а внутреннее состояние и переживания персонажей; при этом мысли и чувства обычно не выражены прямо, в репликах и монологах, а даны в подтексте. Непривычность чеховской драмы обусловила провал «Чайки» на премьере в Александринском театре в С. -Петербурге в 1896, однако уже в 1898 пьеса имела триумфальный успех в Московском Художественном академическом театре в постановке В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского. На сцене Художественного театра с успехом были поставлены «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», хотя, по мнению Ч., замысел этой пьесы и в МХТ понят неверно: проигнорировано комическое начало и внесён неуместный мелодраматизм. «Вишнёвый сад», в котором за частным случаем – историей продажи имения и гибели сада – встаёт картина смены историч. эпох, а комич. элементы указывают на взаимную отчуждённость персонажей и непонимание ими сути происходящего, – наиболее сложная и многозначная пьеса Чехова.

В 1898 Ч. переселился из Мелихова в Ялту, выстроил собств. дом, где встречался с Л. Н. Толстым, А. М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным и др. В 1901 женился на артистке МХТ О. Л. Книппер (см. Книппер-Чехова О. Л.). Крымский климат не предотвратил стремительное развитие туберкулёза. В начале июня 1904 Ч. выехал для лечения в Германию, где и умер.

На протяжении 20 в. Ч. стал признанным классиком мировой лит-ры. Его рассказы и повести многократно экранизированы, пьесы не сходят со сцен отеч. и зарубежных театров. Для зарубежного культурного сознания Ч. – один из наиболее известных рус. писателей, наряду с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским.

–1983.

1961; Winner T. Chekhov and his prose. N. Y., 1966; Шах-Азизова Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966; Magarshack D. The real Chekhov: An introduction to Chekhov’s last plays. L., 1972; Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979; он же. Чехов плюс...: Предшественники, современники, преемники. М., 2004; Паперный З. С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982; А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986; Камянов В. И. Время против безвременья: Чехов и современность. М., 1989; Динерштейн Е. А. А. П. Чехов и его издатели. М., 1990; Сендерович С. Я. Чехов – с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова: Опыт феноменологии творчества. СПб., 1994; Литературное наследство. М., 1997–2005. Т. 100: В 3 кн.: Чехов и мировая литература; Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., 2000–2016–. Т. 1–4–; Толстая Е. Д. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880 – начале 1890-х гг. 2-е изд. М., 2002; Турков А. М. Чехов и его время. М., 2003; Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. 2-е изд. СПб., 2007; А. П. Чехов. Энциклопедия. М., 2011; Чудаков А. П. А. П. Чехов. 3-е изд. М., 2014; он же. Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. СПб., 2016; А. П. Чехов: Pro et contra. 2-е изд. СПб., 2015. Т. 1–2; Рейфилд Д. Жизнь А. Чехова. М., 2015; Библиография работ об А. П. Чехове на русском и иностранных языках за 1961–2005 гг. / Сост. П. Н. Долженков, В. Б. Катаев. М., 2010.

Раздел сайта: