Ващенко М. С.: Чехов Антон Павлович

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ

Ващенко М. С.: Чехов Антон Павлович

Русский писатель, драматург, прозаик, классик русской и мировой литературы. Автор более 300 литературных произведений разных жанров.

Происхождение и образование. Ранние годы жизни

А. П. Чехов родился в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки П. Е. Чехова, был третьим ребенком в семье (всего детей было шестеро). Он обучался в греческой школе в Таганроге, а в августе 1868 г. поступил в приготовительный класс таганрогской мужской классической гимназии, старейшего учебного заведения юга России. Гимназический период Чехова был важным этапом его духовного созревания, там формировалось его мировоззрение, любовь к литературе, музыке и театру. Посещение таганрогского театра, где он впервые побывал в 1873 г., оставило у писателя яркие впечатления. Юный Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки.

В 1879 г. Чехов окончил гимназию, в том же году переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров того времени, к примеру, у Н. Склифосовского. В 1884 г. Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в больнице подмосковного Воскресенска, где жил его брат Иван. Затем Чехов работал в больнице города Звенигорода.

Дальнейшая врачебная деятельность Чехова и ее влияние на творчество писателя

В Звенигороде Чехов замещал заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для сюжетов писателя. В то время он готовился к экзаменам на степень доктора медицины, для чего собирал материалы по истории врачебного дела, но не довел работу до конца. С одной стороны были трудности, с которыми Чехов сталкивался во врачебном деле, а с другой – успешные литературные опыты и Пушкинская премия Академии наук. Это определило окончательный выбор писателя. С тех пор Чехов ограничивается редкой частной врачебной практикой. В 1891-1892 гг. он принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры. И его врачебная деятельность нашла своеобразное признание в профессиональной среде. В 1902 г. члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе.

Но даже в годы литературного признания и отхода от постоянной врачебной практики Чехов ощущал свою связь с миром медицины, его интересуют успехи науки в этой области. Он помогает медицинским журналов «Хирургическая летопись», «Хирургия», нуждавшихся в средствах, долгие годы он был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней. В 1895 г. Чехов принял участие в съезде московских земских врачей, собравшихся в земской психиатрической больнице в с. Покровском. Тяготение Чехова к психиатрии прояви лось в таких его произведениях, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах».

Благодаря Чехову литература обязана появлению в ней галереи образов врачей, фельдшеров, пациентов. Его рассказы – это своеобразный диагноз обществу, его порокам. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Хотя Чехов изображал врачей зачастую карикатурно, но в то же время подчеркивал гуманистическую сущность врачебного дела в целом, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник образ врача-интеллигента, приверженца гуманистических идеалов.

Первые литературные опыты и успехи

Еще в декабре 1879 г., будучи студентом первого курса, Чехов опубликовал в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это были первые публикации Чехова. В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки», а иногда и совсем без подписи, в юмористических изданиях: в журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др. Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 г.), с газетой «Новое время» (1886-1893 гг.) и с «Русскими ведомостями» (1893-1899 гг.).

В 1882 г. Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость». Но его издать не удалось. Через два года под псевдонимом «А. Чехонте» был издан сборник рассказов «Сказки Мельпомены». Именно в 1880-е гг. А. П. Чехов сосредотачивается на написании коротких юмористических рассказов. Но постепенно его произведения стали утрачивать юмористический характер. После выхода рассказов «Степь» и «Скучная история» Чехов становится широко известен русской публике, за его творчеством пристально следит критика. В октябре 1888 г. он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за сборник рассказов «В сумерках», вышедший за год до этого.

Поездка на Сахалин

А. П. Чехов давно вынашивал планы отправиться в путешествие для получения новых впечатлений и для творческого подъема. Конечной целью своего путешествия писатель избрал о. Сахалин и отправился в путь весной 1890 г. Дорога через Сибирь заняла 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири».

по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова.

Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, через Владивосток, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь и Одессу. В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». По собственному признанию Чехова, путешествие на Сахалин оказало огромное влияние на все его последующие произведения.

Последние годы жизни. Болезнь и смерть писателя

С 1890 по 1895 гг. А. П. Чехов проживал в Москве. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актерами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном.

С 1892 по 1899 гг. писатель проживал в своем подмосковном имении Мелихово. За эти годы Чеховым было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. В конце 1898 г. писатель купил в Ялте участок земли, где был разбит сад и построен дом. Писатель страдал туберкулезом, который обострился в последние годы жизни, и Чехов переселяется в Ялту, лишь иногда приезжая в Москву. В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, А. П. Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 г. писатель вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почетные академики.

в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря.

Вклад Чехова в русскую и мировую литературу

Художественное творчество Чехова оказало огромное влияние на литературу и театр XX в. Его драматические произведения, которые были переведены на большое количество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Чехов создал новые ходы в литературе, оказав немало влияние на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приема под названием «поток сознания» (позже перенятого Дж. Джойсом и другими модернистами) и отсутствии финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Особенности Чехова-драматурга его современники отмечали уже при первых постановках. Изначально критика упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако сам Чехов говорил об этом так: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни». В драматургии Чехова обыденные, повторяющиеся события повседневной жизни составляют основу всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.

Самая успешная постановка пьесы Чехова состоялась в 1898 г. в Московском Художественном театре, основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Это была пьеса «Чайка» и она имела огромный успех у публики и критики. После этого Чехов создал такие выдающиеся пьесы, как «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».

Чехов, как никто другой, показал, насколько опасным для личности и для общества является такое социальное явление, как обывательщина. Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению.

Литература

Раздел сайта: