Глинка А.С.: Очерки o Чехове (старая орфография)

Предисловие
Глава: 1 2 3 4 5 6

ПРЕДИСЛОВІЕ.

Въ настоящихъ очеркахъ читатель не найдетъ исчерпывающей характеристики литературной деятельности А. П. Чехова, темъ более не найдетъ онъ здесь сколько-нибудь полнаго обзора многообильной критической литературы о Чехове. Задача этой книжки - разсмотреть идейное содержанiе литературной работы Чехова подъ однимъ строго определеннымъ угломъ, хотя бы только въ самыхъ основныхъ, общiй смыслъ его творчества. Философскiй смыслъ художественнаго творчества Чехова истолковывался и расценивался съ различныхъ, часто прямо-противоположныхъ точекъ зренiя. Поэтому отправнымъ пунктомъ этой работы служитъ общiй обзоръ наиболее существенныхъ разногласiй критики въ истолкованiи смысла Чеховскаго творчества.

своемъ художественномъ синтезе,-- такова задача двухъ первыхъ очерковъ. Творческiй синтезъ Чехова, его нравственный идеалъ, освещающiй жизнь, и основная идея, обобщающая ее послужили далее руководящей нитью для пониманiя и истолкованiя художественныхъ персонажей. Классификацiю и характеристику ихъ читатель найдетъ въ третьемъ и четвертомъ очеркахъ. Пятый представляетъ собой историко-литературную параллель Чехова съ его старшими, уже отошедшими въ область исторiи, Всеволодомъ Гаршинымъ и Надсономъ. Этой параллелью творческая работа художественнаго генiя Чехова освещается въ определенной исторической перспективе. Изъ современныхъ писателей Чехова чаще всего сопоставляютъ съ Горькимъ; почти все критики Горькаго такъ или иначе упоминаютъ и о Чехове, и, обратно, критики Чехова - о Горькомъ. Но именно въ виду того, что сопоставленiе двухъ корифеевъ современной русской беллетристики делалось много разъ и съ самыхъ разнообразныхъ точекъ зренiя, здесь нетъ необходимости останавливаться на этой параллели.

Не разсматриваемъ мы также несомненнаго влiянiя на Чехова классиковъ русской художественной литературы. Для выполненiя этой интересной задачи много уже сделано нашей и отчасти иностранной критикой (особенно въ статье о Чехове знаменитаго французскаго критика Вогюэ).

Наконецъ, последнiй очеркъ этой книжки посвященъ "Мужикамъ" и другимъ произведенiямъ Чехова въ той или другой мере захватывающимъ народную жизнь. Отмечая специфическiя особенности воспроизведенiя деревенской я пытался выяснить на частномъ примере общiй характеръ художественныхъ прiемовъ Чехова, иллюстрировать отдельнымъ случаемъ сущность его художественнаго творчества, импрессiонистскаго по-преимуществу.

Въ интересахъ полноты было бы необходимо подробнее разсмотреть значенiе Чехова, какъ бытописателя различныхъ слоевъ современнаго русскаго общества (что отчасти пытается сделать г. Патковскiй въ своей брошюре "общество въ произведенiяхъ Чехова"), следовало-бы уделить особыя главы разбору детскихъ и женскихъ образовъ въ произведенiяхъ Чехова и т. п., но всего этою здесь не пришлось почти совсемъ.

Также очень было бы полезно дать подробный указатель богатейшей критической литературы о Чехове. Но задача эта съ желательной полнотой и обстоятельностью можетъ быть выполнена только въ столице, настоящiе же очерки целикомъ написаны въ провинцiи.


Глава: 1 2 3 4 5 6

Раздел сайта: