Критика о творчестве Чехова, отзывы современников
Д. В. Григорович:
"... у Вас настоящий талант, - талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья. <...>
формой и чувством пластики, что нет особой надобности говорить, например, о грязных ногах с вывороченными ногтями и о пупке у дьячка. Детали эти ровно ничего не прибавляют к художественной красоте описания, а только портят впечатление в глазах читателя со вкусом. Простите мне великодушно такие замечания; я решился их высказать потому только, что истинно верю в Ваш талант и желаю ему ото всей души полного развития и полного выражения."
(Д. В. Григорович - А. П. Чехову , 25 марта 1886 г., Петербург)
В. Г. Короленко:
"... глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. <...>
И опять невольно приходит в голову сопоставление: Гоголь, Успенский, Щедрин, теперь - Чехов. Этими именами почти исчерпывается ряд выдающихся русских писателей с сильно выраженным юмористическим темпераментом. Двое из них кончили прямо острой меланхолией, двое других - беспросветной тоской. Пушкин называл Гоголя "веселым меланхоликом", и это меткое определение относится одинаково ко всем перечисленным писателям... Гоголь, Успенский, Щедрин и Чехов..."
"Антон Павлович Чехов", 1904 г.)
М. Горький:
"... в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно человеческого сердца, безнадежный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать свое человеческое достоинство и, без сопротивления подчиняясь грубой силе, живут, как рабы, ни во что не верят, кроме необходимости каждый день хлебать возможно более жирные щи, и ничего не чувствуют, кроме страха, как бы кто-нибудь сильный и наглый не побил их.
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и ее изображал бесстрастным, острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже - с блеском..."
"А. П. Чехов", 1905 г.)
Д. Н. Овсянико-Куликовский:
"Чехов никогда не дает нам всесторонней детальной разработки типов или характеров, которые он изображает. Он только намечает одну, две, три черты и затем придает им известное освещение, большею частью при помощи необыкновенно тонкого и меткого психологического анализа. В результате получается сильный и своеобразный художественный эффект, - такой, какого не найдем у других художников, кроме разве Мопассана, талант которого во многих отношениях очень близко подходит к таланту Чехова."
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, "Этюды о творчестве А. П. Чехова", 1904 г.)
А. Дерман в газете "Восточно-Сибирская правда":
"... для нас, людей советской эпохи, чеховское наследие представляет глубокий интерес. <...> В окружающей нас жизни осталось немало того, что изображал Чехов. Его рассказы помогают нам яснее видеть и узнавать эти остатки затхлого прошлого, а стало
быть и бороться с ними, искоренять их и в других и в себе самих.
Язык, стиль, приемы Чехова, как писателя, не только в наши дни, но еще на долгие годы будут служить непревзойденными образцами, поучительным примером того, что
простота и ясность являются самой существенной чертой подлинного глубокого реалистического искусства."
(А. Дерман, статья "Знаменитый русский писатель" в газете "Восточно-Сибирская правда", №159, 15 июля 1939 г.)
"Правда":
"Великая любовь к родной земле родила чеховский пейзаж. Чехов горячей, нежной и чуткой любовью любил нашу Родину – её прекрасную природу, беспредельные душевные богатства русского человека, его могучую, широкую душу."
(газета "Правда", 15 июля 1944 г.)
Л. Н. Толстой:
"Чехов — это Пушкин в прозе."
"... Чехов — истинный художник. Его можно перечитывать несколько раз, кроме пьес, которые совсем не чеховское дело."
"Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, и благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые для сего мира формы писания, которых я не встречал нигде."
(Л. Н. Толстой)
"Чехов... несравненный художник... И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому человеку, но и всякому человеку вообще. А это главное."
(Л. Н. Толстой, по воспоминаниям П. А. Сергеенко)
"Бесспорное, подлинно народное творчество великого русского писателя-реалиста Антона Павловича Чехова всегда будет служить для нас, иностранных писателей, лучшим примером."
(М. Бенюк, румынский поэт и прозаик)
К. С. Станиславский:
"Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. <...>
<...>
(К. Станиславский, "Моя жизнь в искусстве", 1924 г.)
Вл. И. Немирович-Данченко:
"Искусство Чехова – искусство художественной свободы и художественной правды."
"Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал. Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко."
(Вл. И. Немирович-Данченко, "Через 30 лет")/
П. И. Чайковский:
"Имеете ли Вы понятие о новом большом русском литературном таланте, Чехове? ... По-моему, это будущий столп нашей словесности."
(письмо П. И. Чайковского Ю. П. Шпажинской, 1889 г.)
"Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек все это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд. И что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей."
(К. Чуковский)
М. А. Шолохов:
"На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мной и Чеховым? Однако и Чехов влияет. И вся беда моя и многих других в том, что влияют еще на нас мало. Чехов никогда не выпускал полу- фабрикатов. И брака у него не найдешь."
"Известия", 1937 г., 31 дек.)
С. В. Рахманинов:
"Он <Чайковский> был одним из самых обаятельных художников и людей, которых я когда-либо встречал. Он отличался необычайной деликатностью ума. Он был скромен, как скромны истинно великие люди, прост, как мало кто бывает. Я встречал одного человека, который на него походил, и это был Чехов." (С. В. Рахманинов о Чайковском и Чехове)
"Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… В наше время героических требований к личности Чехов, яркий представитель нашего русского родного дома, ка- ждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет."
"Незабудки", 1960 г.)