Книппер О. Л. - Чехову А. П., 21 ноября 1901 г.

О. Л. Книппер - А. П. Чехову

21-ое ноября ночь [1901 г. Москва]

Вот я опять пишу тебе, родной мой! Как ты меня радуешь известиями о своем здоровье - я тебе передать не сумею. Милый, милый, ясный мой! Я думаю, что тебе не будет плохо здесь. И работать ты здесь можешь. И не будешь одинок. Только, Боже упаси, если это повредит здоровью! Да ведь ты у меня сам "лекарь", сам знаешь и понимаешь.

Сейчас отыграли "Сестер". Была мама с Надеждой Ив., и им Адашев очень понравился. Вообще они в восторг пришли.

Немирович нервит сильно. Вчера была ужасная репетиция. Все говорят, что есть шум, а пьесы нет, и много банального. Антон, это я только тебе пишу, а ты молчи обо всем. Раевская не будет играть. А кто ее заменит - не знаю1. Алфеева нет2. Мария Федоровна, говорят, ослепительно красива, но идет на своих тонах3. "Сам" пока ничего не дает. Бокач плох4. Маленькие эпизод, роли слабы. Вообще гадко, даже Роксанова сегодня жалела Немировича5 - а она его враг большой. Самарова хороша6, и твою жену хвалят все. Во 2-м акте я надела светлый парик, к самому лбу прилепила красный цветок в пышных волосах и надела свое старое желтое бальное платье, чтоб привыкнуть носить декольте. Всем понравилось. Я играю Юльку с внешней стороны: приподнятые плечи, локти назад, фигура с наклоном вперед; плутовато цинична, выговор a l'anglaise. Санин все жалел, что ты не видишь меня в желтом платье.

Сейчас был Рындзюнский в театре; он только что вернулся из Питера, говорит, что там сильно агитируют против нашего театра, возмущены тем, что запретили ставить там "Чайку"7. Дарский плачет, говорит, что Худож. театр отравил ему жизнь, что нигде больше нельзя служить8.

Сегодня я обедала у мамы. Там идут усиленные приготовления к маминому концерту 28-го ноября. Поют ее ученицы и она сама. Волнуется, конечно, сильно. Репетируют, поют без конца. В Филармонии мамины ученицы процветают, нравятся в оперном классе. Я рада за маму, она работает с таким рвением, с такой любовью и верой, что позавидуешь ей. Я перед ней ничтожество.

"Чайку".

Пиши, работай, Антончик мой. Я буду дрожать от волнения, когда буду читать что-нибудь твое новенькое. Буду смаковать каждое слово, каждое выражение. Целую тебя. Тебе хочется меня приласкать? Мне хочется смотреть на тебя и целовать.

Твоя собака.

Антон, а мне хочется Андрюшку!!!

Кланяйся А. М.

1 К. С. писал в эти же дни своей сестре, уговаривая ее играть Широкову: "Ты не вчиталась в пьесу и не понимаешь, что Широкова - это роль, на которой артистка делает свою карьеру. После княгини и Костромского главная роль в пьесе как противовес мечте - это Широкова... Роль Широковой не идет у Раевской, и теперь эту роль будут пробовать с Савицкой, Манвеловой, Муратовой" (КС-9, т. 7, с. 427--428).

2 Роль Алфеева получил А. А. Санин, и она считалась его большой удачей.

3 М. Ф. Андреева играла героиню княгиню Веру Кирилловну Старочеркасову.

4 Чеха Никласа Бокача играл А. Л. Вишневский.

первым главой правительства Чехословацкой республики. Н. -Д был знаком с ним в Москве задолго до написания пьесы. За него вышла замуж, покинув своего мужа фабриканта Абрикосова, Н. Н. Хлудова, из очень богатого рода крупных предпринимателей (см. главу 18-ю "Из прошлого" Н. -Д.).

5 У Роксановой, одной из любимых учениц Н. -Д., на которую при создании МХТ ее учитель возлагал большие надежды, не сложились с ним отношения, как не сложилась и ее актерская судьба здесь. Вскоре она покинула театр вместе с мужем и уехала в провинцию. В "В мечтах" она в результате дублировала Лилину в роли Юли.

6 М. А. Самарова играла Занковскую, мать Веры Кирилловны.

7 К. С. писал по этому поводу еще 23 сентября В. В. Котляревской: "Если будут нападать на нас за то, что мы не разрешили Яворской "Чайку", - заступитесь. Мы и не предполагали привозить эту пьесу, но Чехов оскорбился, когда мы хотели уступить ее Яворской. Он боится этой пьесы в Петербурге" (КС-9, т. 7, с. 426).

8 М. Е. Дарский, будучи уже известным провинциальным актером, был приглашен создателями МХТ, сознававшими необходимость наличия в труппе нескольких опытных профессионалов. Однако наработанные актером навыки оказались несовместимыми с принципами, которыми руководствовались в молодом театре, и, прослужив сезон, Дарский покинул МХТ; в сезон 1901/02 г. работал в Новом театре у Л. Б. Яворской, с 1 мая 1902 г. он числился режиссером Александрийского театра.