Книппер О. Л. - Чехову А. П., 25 января 1902 г.

О. Л. Книппер - А. П. Чехову

25-ое янв. 1902 г. [Москва]

Здравствуй, дорогой мой! Целую тебя крепко. Утром не писала тебе, т. к. списывала стихи для Вашей милости, а сейчас опять пишу ночью, по привычке.

Решается дальнейшая судьба нашего театра, Антон. Во время 3-го акта Влад. Ив. передавал мне все, и в воскресенье назначено наше заседание. В состав входят: Станисл., Немирович, Лужский, Вишневский, Самарова, Лилина, Андреева, Книппер - кажется, всё. Мы все - пайщики этого театра1. Якобы мы вкладываем 3 000 р., т. е. даем вексель. Морозов переделывает театр Лианозова, сдает нам за 10 000 р. и дает 30 000 р. субсидии. Мы - хозяева. Пишу тебе приблизительно, что я могла схватить. Разжую, переговорю, тогда напишу все ясно. Тебя считают в числе пайщиков, непременно хотят тебя. Влад. Ив. напишет тебе. Можешь представить, как нас это волнует?! Как это все решится, как устроится! Ты, конечно, молчи об этом пока. Для меня все это пока еще не ясно, я ведь в делах - круглая дура. Вишневский уверяет, что в первый год в новом театре будет дивиденд 50 000 р. - это может быть? Может, я вру? Ну, теперь все буду тебе писать, каждый день, чтоб ты все знал, все.

Я тебе вчера не писала, что на репетиции "Мещан" Баранов произвел фурор в роли Тетерева? Смотрели репетицию оба директора, и когда кончили, попросили Баранова показаться без всякой подготовки. Он ведь только что выздоровел, был долго болен. Провел он свои сцены с удивительным спокойствием, выдержкой, был очень трогателен, дал яркую сочную фигуру. И смешил здорово, т. е. как-то он каждое словечко в роли ловко подавал и трогал местами, где чувствовалась его любовь к Поле. Прямо отлично, хоть сейчас играй. Сцена опьянения во 2-м акте прошла слабее, над ней надо работать еще. Но вообще его в этой роли надо как можно меньше учить. Сегодня смотрели 2-ой состав. Очень всем понравился Нил - Грибунин, хотя тенорист для этой роли, но он был удивительно молодой, свежий, здоровый, жизнерадостный и очень приятный - никакой грубости. Хорош Громов - Бессеменов. Михайловский - Тетерев хорош был во 2-м акте, а в 1-м нет. Москвин с похмелья играл скверно, но это случайно. Старуху, верно, будет играть Самарова, у Муратовой не идет2. Санину теперь не очень-то хорошо на душе, верно, он жаждал играть Тетерева, но у него было пустое место. С Судьбининым еще будут пробовать работать, но верно в 1-м составе будет играть Грибунин. За 3-ий акт еще не принимались. Цензура здорово помарала пьесу, у меня про арестантов все съела - мое любимое место - так сказать, фундамент моей роли - этот рассказ о тюрьме. Жаль. Завтра будем вымарывать и репетировать с Влад. Ив.

Вчера и сегодня был в театре Боборыкин. Вейнберг и Михайловский тоже в Москве. Участвовали в концерте в пользу Литер, фонда.

Ну, теперь опишу немного нашу программу на елке. Если ты пофантазируешь немного и представишь все эти фигуры, то, наверное, похохочешь.

No 1. При спущенном занавесе является Бурджалов в лохматом парике, в удивительном гриме с длинным вздернутым носом, садится за пюпитр спиной к публике, и пищит стрелочка на гребешке, и вместе с тем отчаянно дирижирует, как будто около него огромный оркестр. Заметь, что все номера исполнялись без всякого шаржа, с юмором.

No 2. Александров во фраке, в гриме прикащика или парикмахера поет "Глядя на луч..."3 - масса чувства, но без голоса совсем. Мимика - удивительная, красноречиво висят руки в огромных белых перчатках.

No 3. Жонглер - наш ученик Антимонов в широком смешном трико, на ногах штиблеты, с голубым поясом, очень смешно и наивно, но законченно выделывал всевозможные фокусы.

No 4. Михайловский в лохматом диком парике, с наивно выпученными бараньими глазами наивно берет стул и начинает свистать на тонюсенькой дудочке какие-то писклявые мелодии. Тебе нравится этот любимец тифлисской публики?

No 5. Якуты: Борис Алексеев - он и Бурджалов - она, изъяснялись на непонятном языке, затем на деревянных ложках исполняли миф о сев. олене и разыграли любовную сцену. Маски были ужасные на них.

No 6. Борцы: Снигирев, Грибунин, Качалов и Михайловский - в разноцветном трико боролись ужасно комично, но по всем правилам. Очень смешон был Качалов в розовом трико - ноги тонкие-тонкие и штиблеты с ушками, - боролся с Грибуниным - толстым русским богатырем - мы умирали со смеху. Француз налетает, изворачивается, прыгает, как воробей, а русский стоит, как тумба, и только ухмыляется.

Отделение II

No 2. Симфон. поэма исполнялась оркестром, состоявшим из Лужского - скрипки и Санина - баса, Москвина - дирижера и Александрова - пюпитр для нот. Это был фурор. Москвин гениально дирижировал, в белом парике с длинными волосам в глупых белых перчатках, с глупым довольным лицом, входил в азарт, топал равномерно одной ногой. Инструменты были только кажущиеся, делали вид, что в руках что-то есть, а все звуки пищались на все лады и, представь, все выходило с настроением, и мы чувствовали судьбу несчастной Настасьи.

No 3. Чудо-голова - создание нашего одного рабочего Кульганека, и очень талантливое. Из бумазеи сделана невероятных размеров голова, надевает ее на себя, т. ч. видны только ноги, внутри посредством бичевок можно двигать глаза, брови, губы, уши, рот раскрывается и проглатывает что угодно, щеки морщинистые, словом, - живая голова4 голова взвилась на потолок.

No 4. Фокусы - Принципар - ты его не знаешь и потому неинтересно.

No 5. Фонограф. Под столом сидел Лужский, и когда заводили фонограф, якобы стоявший на столе, он копировал певцов и актеров - ты ведь это слышал? Звезда востока - Снигирев в восточном костюме. Талантливо демонстрировал Андреев.

No 6. Бывшие люди - одеты кто во что горазд, пели куплеты, кот. прилагаю.

Коля Разудалый - Александров отлично плясал русскую.

Дуня Козырькова - Грибунин в женском русском костюме был очень комичен.

В 1-м отделении Москвин уморил всех со смеху, он изображал служителя, с мертвыми глазами, красным носом и висячими усами, кот. ставит стулья для артистов, воду, приготавливает фокусы, вообще убирает сцену. Удивительную создал фигуру. Все хотят, если ты приедешь весной, повторить все это для тебя. Чувствуешь? Галерка вела себя скандально, громко выражала свое мнение, и получались скандалы.

Я неинтересно все описала, Антонка, правда? Но очень уж устала, прости.

Целую тебя крепко и приеду, верно, в конце Масленой, а ко второй неделе проеду прямо в Питер из Ялты. Мне обещают отпуск.

Ты рад, дусик? А я не верю, так уж этого хочется.

Ну, будь покоен, милый мой, голубчик, ешь много, лечись, я за тобой буду ухаживать летом.

Обнимаю горячо.

Твоя собака

Есть в Москве в ряду Каретном,
Приютившись неприметно
В углублении (bis)
Домик белый небольшой,
Но внутри там ой-ой-ой
Заведение! (bis)
Кто там раз хоть побывал,

И волнение и смущение.
Плоховато там слыхать,
С боков вовсе не видать
Представления (bis).
Там частенько полный мрак.
Но уж это надо так -
Освещение (bis). ,
Занавеску не вздымают
А на сторону сдвигают -
Обновление (bis).
А какая постановка,
Что ни пьеса, то обновка -
Удивление (bis).
Коль на сцене дождь идет,
Так вода в партер уж льет -
Ухищрение (bis).
От костюмов бросит в жар,
Все работает Дюшар -
Без стеснения (bis).

Приезжай смотреть хоть Ворт
С откровением (bis).
Все как должно быть, но дом,
Милый друг мои, решетом -
С охлаждением (bis).
Учредили там союз
Кашель, насморк, грипп и флюс -
С осложнением (bis).
И еще бы я вам спел.
Да уж очень много дел -
С развлечением (bis).
(Исп. Михайловский)

Вот на елочке гуляем
И друг друга удивляем -
С настроением (bis).
Книппер платьице надела,
Блесток фунта два поела -
Уморилася (bis).
А Войткевич как узнала,

Уморилася.
Лилину в них обмотала
Публику очаровала -
Отличилася.
На княгине горностайка,
А дешевле бы из зайки -
Положительно.
А дирекция на это
Говорит, что денег нету (врет) -
Удивительно.
А в квартире градовых
Любят водку да вот их (учениц).
Все влюбилися, все опилися.
(Исп. Александров)


Но играем... ох, играем
Под сомнением (bis).
Мы на сцене все молчим,
Но за то пестрим, пестрим

Кое-кто у нас играет,
Остальные ж отдыхают
С упованием (bis).
И играть мы разучились,

Отбезделия (bis).
Об искусстве не мечтаем.
Каждый год детей рождаем
С увлечением (bis).

Поиграть мы захотели
Хоть на елочке, в Божедомочке.

С чувством глубокого уважения и братского сочувствия посвящаю сей скромный, но вдохновенный труд - гг. Пестрилам Худож. театра.

Салонный пестрила-резонер

Примечания

1 В январе--феврале проходила реорганизация театра, преобразование его в Товарищество деятелей МХТ, вырабатывалась новая структура, условия, устав.

2 Окончательный состав "Мещан" был иной. Все 27 раз, что шла эта пьеса в МХТ, Нила играл С. Н. Судьбинин, Бессеменова - В. В. Лужский, Тетерева - Н. А. Баранов, жену Бессеменова Акулину Ивановну - Е. П. Муратова.

3 "Глядя на луч пурпурного заката" - популярный до сих пор романс А. Н. Оппеля на стихи П. А. Козлова.

4 "чудо-головы" и приспособлений к ней обошелся в 2 р. 80 к.

Разделы сайта: