Книппер О. Л. - Чехову А. П., 13 марта 1902 г.

О. Л. Книппер - А. П. Чехову

13-ое марта [1902 г. Петербург]

Родной мой, ты теперь уже все знаешь о наших спектаклях. Ты ждал телеграммы? Но что же телеграфировать? Ни провала, ни особенного блеска не было. Я ведь написала тебе сейчас же после первого спектакля и пишу каждый день, и ты не обвиняй меня. Если письма кислы, прости, я и сама была кислая, да и сейчас не лучше, хотя актриса, имеющая успех, должна бы чувствовать себя иначе. Все мне в глаза говорят, что я "большая" актриса - как только голова не закружится! Старик Потехин вчера мне все руку целовал и благодарил, Василий Ив. Немир. -Данч. рассыпался, Котик говорил, что Петербург обо мне не "кричит", а "орет" прямо.

Я вчера сидела в директорской ложе и смотрела "Крамера" и наслаждалась. Станиславский и Москвин очень хорошо играли. Не знаю еще, что в газетах1. Лилина не играла, Мунт была ничего себе в 3-м акте. Принимали хорошо, хотя эта пьеса не может, по-моему, вызывать шумного приема, по своему существу, разве только третий акт. Сидел в ложе Потехин с дочерью, Котик, Стахович, Мария Петр, потом приехала. Она не может решиться играть, ее волнует сцена, с ней делается нервное состояние. Хочет выйти в ученицах в "Мечтах", чтоб попривыкнуть. Как это ужасно!

Знаешь, дусик, вероятно, "Мещан" не разрешат, очень упорно держится этот слух. Пока молчи об этом. У нас очень волнуются. Клейгельс вмешался2. Это нелепо! Что же мы будем играть? Что? Ведь это такой гвоздик сезона, как-никак! Столько труда, времени ушло на эту пьесу. Жестоко прямо! И кроме всего - мне личное огорчение. Так хотелось поиграть свеженького, новенького! Ведь закисаешь на старых ролях. Погорюй с нами.

Сегодня утром получила от Миши письмо, восторженное, о "Сестрах". Пишет, что пьеса произвела на него ошеломляющее впечатление и целый день ходит под обаянием. Говорит, что написал мне огромное письмо, но не отослал, не хочет якобы навязывать свои ахи и охи. Кланяется тебе. Повидаюсь с ним на днях. Очень ему понравилось трам-там и "обалдение с лукоморьем". Я была в ударе в тот раз.

Сейчас приходила Ел. Ник. Андреевская, изливала тоже свои восторги по поводу "Сестер". Говорит, что по игре я ей понравилась больше всех, а меньше всех обе мои сестры. От пьесы в упоении.

Сейчас заходил Миша с женой, звали на передвижников, но я не могу, - сейчас должна идти в Михайловский театр, пробовать акустику, вообще осмотреться. Порепетируем.

После выставки была у Чюминой, поболтала, послушала. Был там умненький жидочек, работающий в каком-то парижском журнале, поклонник нашего театра3. Пришлет мне пьесы франц. - почитаю. Поведет парижск. рецензента на твои пьесы, чтоб он писал о нашем театре в Париже. А Чюмина славная, домовитая такая.

Я взяла у нее толстых журналов почитать, а то читать нечего.

"Архиереем"? Как это обидно! Ты расстроился, дусик? А пьесу пишешь?

Миша сейчас все за голову хватался от "Сестер"; я просила его прислать мне свое длинное письмо; жена за него обещала.

Ну будь здоров, дорогой мой. Правда, что ты меньше кашляешь?

О Волге думаешь? Строй планы. Приеду - вместе будем обсуждать. Не кисни, улыбайся больше на жизнь. Целую твой стриженый затылочек и глаза твои и губы.

Твоя собака.

Примечания

1 Разброс мнений по поводу актерской игры в этой пьесе был почти столь же велик, как и в Москве, при этом было полное единодушие в высокой оценке самой постановки. Даже Кугель в "Театре и искусстве" (No 12,17 марта), заявив, что "истинно хорош был только Санин в маленькой роли посетителя пивной", тем не менее признал, что постановка "Крамера" очень хороша и "оставляет сильное впечатление".

2 Петербургский градоначальник Н. В. Клейгельс запретил ставить пьесу. Но в борьбе за нее были задействованы такие серьезные силы (вплоть до С. Ю. Витте), что, хотя и потрепанные цензурой, "Мещане" благополучно появились на сцене.

3 Вероятно, речь о поэте, драматурге и театральном критике С. Л. Рафаловиче.