Книппер О. Л. - Чехову А. П., 24 ноября 1903 г.

О. Л. Книппер - А. П. Чехову

24-ое ноября [1903 г. Москва]

Дорогой мой, милый мой, здравствуй! Сегодня -2®, морозит слегка, и если так продержится дня два, то телеграфирую тебе, заказывай билет и приезжай. Мамаша в добром здравии, очень кланяется тебе, сокрушается, что ты там один, и не дождется твоего приезда.

Вчера я целый день была в театре, только обедала дома. Репетировали 2-ой акт. Повторяли сценку с прохожим и с звуком1. Хорошо это будет. Я нашла смех для Раневской. Конст. Серг. велел заниматься мне дома непременно в изящном платье, чтоб я привыкла чувствовать себя хоть приблизительно шикарной женщиной. Я взяла платье из "Мечтов" и буду в нем работать. По технике это адски трудная роль. Спасибо, милый мой супруг. Задал ты мне задачу. У меня теперь ни минуты нет покоя. Можешь меня ревновать к Раневской. Я только ее одну и знаю теперь.

Знаешь, какой вчера днем вышел скандал в университете? Заседание не состоялось. Студентам дали слишком мало билетов, они столпились, выломали двери в актовую залу, заняли все места и не пустили публику. Как тебе это понравится? Так все и разошлись, и участвующие и публика.

Послушаем сегодня, что из этого выйдет. Все-таки безобразие. Может быть, тут другие причины были. Но факт небывалый. Влад. Ив. приехал во фраке и доложил нам о случившемся во время репетиции.

Вечером на "Дяде Ване" была Ермолова. Играли с смаком, вызывали много, и Ермолова была в восторге. Я ужасно заволновалась: в 1-м акте, когда сажусь за чайный стол, попала глазами прямо в глаза Ермоловой, сидевшей в 2-м ряду. У меня от этого сюрприза коленки задрожали. Я волновалась весь спектакль.

Обедали у нас Иван Павл. и Бунин. Потом был Сулержицкий, я с ним славно поболтала. Он жаждет тебя видеть. Качалов читал ему роль, и он в диком восторге от Трофимова и хочет с тобой поговорить. Говорили о Горьком, о том, кто его окружает. Я люблю Сулера. Он какой-то особнячок, свежий, сам по себе. Мне легко с ним.

успокоится и с детьми опять будет.

Сегодня нет репетиции, и вечером я свободна.

Ну будь здоров, милый мой, не увлекайся Ольгой Михайловной. Ворчать на меня можешь, и колотить можешь, и мне будет приятно.

Целую тебя и радуюсь, что скоро увижу моего нежного поэта.

Твоя Оля

Примечания

1 "вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный"; его очень долго искали в театре. К. С. в своем режиссерском экземпляре подробно разрабатывает технологию воспроизведения этого звука: "... протянуть с колосников до пола 3 проволоки (вероятно, звук будет зависеть от металла, из которого сделана проволока), одну толстую (и от толщины будет зависеть густота звука), другую потоньше, и третью - еще потоньше (может быть, из разных металлов). Проводить по этим проволокам толстой веревкой. Первый звук - обозначит падение бадьи. Вторые два - эхо, т. е. блуждание эха по степи. Как аккомпанемент или окончание этой гаммы звуков - легкое тремоло на большом барабане (гром)" (РЭ, т. 3, с. 363). Однако, по мнению А. П., на сцене так и не смогли воспроизвести этот звук в полном соответствии с его замыслом.

Разделы сайта: