Горький М. - Чехову А. П., начало октября 1900 г.

Горький - Чехову

Начало октября 1900 г. Н. -Новгород

Дорогой Антон Павлович!

Я только что воротился из Москвы, где бегал целую неделю, наслаждаясь лицезрением всяческих диковин вроде Снегурочки и Васнецова, Смерти Грозного и Шаляпина, Мамонтова Саввы и Крандиевской. Очень устал, обалдел и - рад, что воротился в свой Нижний. Снегурочкой - очарован. Ол[ьга] Леон[ардовна] - идеальный Лель. Недурна в этой роли и Андреева, но Ол[ьга] Леон[ардовна] - восторг! Милая, солнечная, сказочная и - как она хорошо поет! Музыка в Снегурочке до слез хороша - простая, наивная, настоящая русская. Господи, как все это было славно! Как сон, как сказка! Великолепен царь Берендей - Качалов, молодой парень, обладающий редкостным голосом по красоте и гибкости. Хороши обе Снегурки, и Лилина и Мундт. Ох, я много мог бы написать о этом славном театре, в котором даже плотники любят искусство больше и бескорыстнее, чем многие из русских "известных литераторов". Для меня театр, Васнецов и сумасшедшая семья Книппер - дали ужасно много радости, но я боюсь, что вам, мой хороший, любимый вы мой человек, от моей радости будет еще грустнее в этой чортовой пустынной и тесной Ялте. А хотелось бы мне, чтоб и вас жизнь осыпала целой кучей искр радости. Уезжайте куда-нибудь!

Хорошо побывать в Мос[кве], но быть в ней неделю - утомительно. Видел я Мамонтова - оригинальная фигура! Мне совсем не кажется, что он жулик по существу своему, а просто он слишком любит красивое и в любви своей - увлекся. Впрочем - разве можно любить красивое - слишком? Искусство - как бог, ему мало всей любви, какая есть в сердце человека, ему - божеские почести. И когда я вижу Морозова за кулисами театра, в пыли и в трепете за успех пьесы - я ему готов простить все его фабрики, - в чем он, впрочем, не нуждается, - я его люблю, ибо он - бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе.

Васнецов - кланяется вам. Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. Его Баян - грандиозная вещь. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия.

Крандиевская. Простая, милая женщина, глухая. Любит вас - безумно и хорошо понимает. Славная баба, совсем непохожая на "интеллигентку". Говоря с ней, приходится кричать, но это ничего; она тоже многое любит, и со страстью. А мне это дорого. Шаляпин - простой парень, большущий, неуклюжий, с грубым умным лицом. В каждом суждении его чувствуется артист. Но я провел с ним полчаса, не больше.

Очень мне понравился в этот приезд умница Данченко. Я прямо рад, что знаком с ним. Я рассказал ему мою пьесу, и он сразу, двумя-тремя замечаниями, меткими, верными, привел мою пьесу в себя. Все исправил, переставил, и я удивился сам, как все вышло ловко и стройно. Вот молодчина!

У Книппер я обедал с женой. Анна Ивановна пела вместе с дочерью и одна - хорошо! Тут же была мать Средина - прекрасная старуха. Удивительно, что все хорошие старухи, которых я знаю, обладают безобразными физиономиями. Хорошо у Книппер - просто и чертовски весело.

В неделю эту я пережил чорт знает как много! Я поехал в М[оскву] под таким впечатлением: за два дня до отъезда вхожу в квартиру Чешихина-Ветринского - может, знаете его книги о Грановском и сороковых годах? - вхожу и - вижу: на пороге его квартиры лежит брат его жены, 17-летний мальчик, а голова у него сорвана и вдребезги разбита, так что на шее висит одна нижняя челюсть. Неподалеку лежит часть лба и кусок щеки, а между ними - открытый глаз. На потолке, стенах - мозг и кровь. В руках мальчика двустволка. Он выстрелил себе в рот из обоих стволов дробью. От любви и от недостатка правды в жизни.

В тот же день получил телеграмму из Мос[квы] "Зина скончалась". Зина - это чудная женщина, мать четверых детей, дочь той барыни Позерн, которой я посвятил одну свою книжку. Это был человек кристально чистой души. Она однажды увидала, как ее муж расстегивал кофточку на груди швейки, жившей в их доме, и, увидав это, - упала на пол. С этой ночи она прохворала девять месяцев и семь дней. Все время она лежала в постели и ее перекладывали на простынях. У ней было воспаление всей нервной системы, что-то произошло с ганглиями - это возможно? - Болело у нее все - кости, кожа, мускулы, ногти, волосы. За семь минут до смерти она сказала: "Я скоро умру - слава богу! Не говорите детям о том, что я умерла, в продолжение года, умоляю вас". И умерла. Я ее любил. Пять лет тому назад я думал, что без нее не сумею жить. А теперь - но приезде в Москву я проводил ее тело от Смоленского рынка до Курского вокзала и - поехал в театр смотреть "Снегурочку". Это - кощунство, это безобразно. Я - какое-то жадное животное или я туп и черств? Теперь, когда я рассказываю это вам, - мне совестно, но вообще я об этом даже не думаю. И то, что я не думаю,-- возмущает меня. Теперь...

Третьего дня, проснувшись рано утром, я увидал, что на моей постели сидит девушка в ночном костюме. Она спрашивает меня - верую ли я в бога? Я думал, это во сне и говорил с нею о боге и многом другом. Потом она встала и ушла в другие комнаты, и вдруг там раздался дикий вой тещи, жены, кормилицы. Оказалось, что девушка - не сон. Это сошла с ума сестра нашего соседа по квартире, учителя Ильинского. Теперь у нас все испуганы и держат дверь на запоре, хотя больную уже увезли в больницу. Но из моей памяти ее никто не увезет.

Вы видите, что я живу жизнью фантастической, нелепой. У меня мутится в голове, и я завидую вашему покою. К вам, мне кажется, жизнь относится как к святыне, она не трогает вас в вашем уединении, она знает вашу тихую любовь к людям и не желает нарушать ее, грубо вторгаясь к вам. Может быть, все это не так. Может быть, она не щадит вас, задевая ваше наиболее чуткое. Я завидую вам потому, что мне начинает казаться - не слишком ли много заботится жизнь о том, чтобы насытить меня впечатлениями? Порою, знаете, в голове у меня вертится все, все путается, и я чувствую себя не особенно ладно.

А еще я чувствую, что люди глупы. Им нужен бог, чтобы жить было легче. А они отвергают его и смеются над теми, которые утверждают. Соловьев! Я теперь читаю его. Какой умный и тонкий! Читаю Анунцио - красиво! Но непонятно. Нужен бог, Антон Павлович, как вы думаете? Но оставим это. И вы простите меня за это грубое, бессвязное письмо, которое ворвется к вам потоком мутной воды, как я представляю. Простите. Я груб, как бык.

"Скорпион" - Брюсов и прочие декаденты - затевают издать альманах. Просят у меня рассказ. Я - дам. Непременно. Будут ругать меня, потому и дам. А то слишком уж много популярности. Кстати - как прав Меньшиков, указав в своей статье на то, что я обязан популярностью - большой ее дозой - тому, что в печати появилась моя автобиография. И прав, упрекая меня в романтизме, хотя не прав, говоря, что романтизм почерпнут мной у интеллигенции. Какой у нее романтизм! - Чорт бы ее взял.

В "Неделю" не пойду, некогда. Меньшикова не люблю за Вяземского и за Жеденова. Он - злой, этот Меньшиков. И он напрасно толстовит, не идет это к нему - и, думается мне, только мешает развернуться его недюжинному, страстному таланту.

Пишу повесть, скоро кончу. Сейчас же принимаюсь, за драму, которую хочется посвятить Данченко. А вы как, Антон Павлович? Написали что-нибудь? Поссе показывал мне вашу телеграмму, в которой вы извещаете его, что в октябре пришлете ему что-то. Поссе рад, как ребенок. Я тоже рад. Корректур марксова издания вы мне не присылаете, хотя и обещали. Ну, хорошо. Все равно, теперь мне некогда было бы писать статью. Но летом я заберусь куда-нибудь в глушь, все прочитаю и буду писать с наслаждением, с радостью. А хорошо работать! Вот я пишу и очень доволен, хотя повесть-то длинна и скучна будет. Очень смущен тем, что никак не могу дать ей название.

Однако - пора дать вам отдохнуть. До свидания!

Дай бог вам счастья - уезжайте куда-нибудь. Крепко обнимаю вас.

Канатная, д. Лемке

Примечания

Письмо на восьми страницах почтовой бумаги большого формата. На первой странице написано чернилами рукою Чехова: "1900, Х". Датировано по этой пометке и сопоставлению с письмом Чехова от 28 сентября 1900 г., на которое Горький отвечает.

Васнецов "Баян", о которой он пишет в этом письме.

Смерть Грозного. -- Трагедия А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного" шла в Художественном театре в сезон 1899/1900 г.

Федор Иванович (1873--1938). - Знакомство Горького с Шаляпиным состоялось, по-видимому, в августе 1900 г.

Савва Иванович (1852--1918) - крупный промышленник, любитель и знаток искусства, основатель первого частного оперного театра в Москве.

Андреева Мария Федоровна - исполняла роль Леля в пьесе "Снегурочка".

Лилина и Мундт "Снегурочка",

И когда я вижу Морозова за кулисами театра, -- Морозов Савва Тимофеевич (1862--1905) - крупный фабрикант, принимал участие в жизни и развитии Художественного театра, оказывая ему большую материальную помощь.

Чешихин-Ветринский Василий Евграфович (1866--1923) - критик, историк литературы. Жил в Н. -Новгороде. Книги Ч. -В., о которых Горький упоминает в письме: "Грановский и его время. Исторический очерк", М. 1897, и "В 40-х годах. Историко-литературные очерки и характеристики", М. 1899. О последней Горький напечатал рецензию в "Нижегородском листке", 1899, 13 февраля, No 43 - в отделе "Библиографических заметок".

Зина "Очерки и рассказы", т. II, П. 1898.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853--1900) - философ-идеалист, мистический поэт и реакционный публицист.

В Москве познакомился с Брюсовым. -- Брюсов Валерий Яковлевич (1873--1924) - поэт. О личном знакомстве с Горьким, состоявшемся, по-видимому, 30 сентября 1900 г., есть запись в дневнике Брюсова: "Виделись с Горьким в Б. Московской. Как всегда, он в рубахе. Усы мужицкие. Полунамеренная грубость речи. Обедали вместе. "Только в общую не пойду, глазеть будут. В самой этой славе утопаем, как лягушки в болоте..." Мне очень руку пожимал. Просил прислать книгу. "О вас давно наслышан. Интересуюсь очень". С этого времени начинается переписка Горького с Брюсовым. Письма Горького к Брюсову за 1900--1917 гг. опубликованы в журнале "Печать и революция", 1928, кн. 5, и в сборнике: "М. Горький. Материалы и исследования", т. 1. В "Нижегородском листке", 1900, No 313, 14 ноября, Горький напечатал рецензию на книгу стихотворений Брюсова "Tertia Vigilia" (1897--1900), вышедшую в 1900 г. в издательстве "Скорпион".

-- Брюсов просил Горького дать рассказ в альманах "Северные цветы", который должен был выйти в издательстве "Скорпион". Горький в этот альманах, вышедший в апреле 1901 г., рассказа не дал.

в печати появилась моя автобиография. -- Автобиография Горького, без его ведома, была напечатана Д. Городецким в журнале "Семья", 1899, No 36, 5 сентября, под заглавием "Два портрета. Горький и Вересаев".

В июле 1900 г. Горький писал К. П. Пятницкому: "Автобиография моя - моя неприятность. Меня коробит, когда я читаю о ней или слышу про нее. Это свинство, сочиненное Городецкий, которого следовало бы выдрать за уши, чтобы он не печатал впредь частных писем".

"Книжках Недели", 1900, сентябрь, стр. 212.

Меньшикова не люблю за Вяземского и Жеденова. Он злой, этот Меньшиков. -- Горький имел в виду статьи М. О. Меньшикова (о нем см. комментарии к п. 52) против высказанного в печати взгляда на кн. В. В. Вяземского (ум. 1892) как на идейного предшественника Л. Н. Толстого ("Дознание" - в "Книжках Недели", 1895, август, и "Серпуховской циник" в книге Меньшикова "Народные заступники", П. 1900), а также конфликт Меньшикова с Жеденовым, вызванный напечатанной в газете "Неделя", 1896, No 10, редактором которой был в то время Меньшиков, заметкой "Красноярский бунт", направленной против Жеденова как земского начальника.

Пишу повесть -- см. комментарий к п. 48.

-- Телеграммы этой не сохранилось. В "Жизни" рассказов Чехова больше не появлялось. Но из писем Чехова к Поссе видно, что рассказ в "Жизнь" он обязательно хотел дать.

Раздел сайта: