Немирович-Данченко Вл. И. - Чехову А. П., 17 января 1903 г.

А. П. ЧЕХОВУ

17 января 1903 г. Москва

17 янв.

Видишь ли, милый Антон Павлович, - никуда не уйдешь от того, что наш театр должен в смысле сценического (а если можно - и драматургического) искусства идти впереди других театров. Я говорю именно должен. Если он пойдет вровень, - ему незачем существовать. Пусть другие делают то, что служит повторением чужих созданий, фабрикуют клише. Не стоит отдавать свои силы театру, чтобы повторять чужое. А что мы можем создать с "Женитьбой"? Даже с "Ревизором". Мне кажется, что весь их и литературный и сценический материал исчерпан вполне. Другое дело, например, "Горе от ума". Эту пьесу еще на наших с тобой глазах играли в костюмах, какие носили и мы с тобой и наши сестры. И нет 20 лет, как надели костюмы современной эпохи. И ставили пьесу Черневский да Кондратьев. И будь только у нас Фамусов, я бы минуты не думал. Даже с точки зрения культурно-литературных образов в "Горе от ума" я вижу непочатый материал.

"Ревизор" чудесно расходится по труппе. Если бы мы знали заведомо, что из 5 пьес, - сколько мы можем поставить в год, - три могли бы нас кормить, то я бы рекомендовал "Ревизора". Прежде же надо поискать "хлебную" пьесу.

Да, а выбирать все-таки трудно.

Мне ужасно хочется "Юлия Цезаря". Кажется, я уже писал тебе об этом. Но Брута нет. А Алексееву не хочется ни играть Брута, ни заниматься пьесой.

Так мы все еще и не решаем. Думаю, на той неделе опять соберу пайщиков. Будем еще соображать, что лучше.

Пока, т. е. с тем, чтобы приступать сейчас же после "Столпов", - вертимся около "Эллиды". План таков: 1) Пьеса не очень сложная. Готовится в течение поста. Генеральные сейчас же после пасхи. 2) Найденовская. Репетируется в апреле и мае. 3) Зачитывается, обсуждается твоя пьеса. 4) Летом готовится большая, сложная пьеса, вроде "Юлия Цезаря". Август и половина сентября посвящаются первым трем. С октября продолжается 4-я. И в конце ноября приступаем к 5-й (Горького).

А может быть, все это перевернется. Например, если ты дашь пьесу к концу поста, то мы ее готовим в апреле и мае, а найденовскую откладываем на осень.

Я совершенно уверен, что ты войдешь теперь в стены своего театра с новой пьесой. И мне кажется, что если бы ты дал ее к концу поста, то ты устроил бы себе приятную весну и осень в Москве.

"На дне" делает колоссальные дела. Сейчас 19-е, завтра 20-е представление (за один месяц!), и билетов нет за два дня.

Горький сегодня приехал в Москву - спрашивать меня, давать ли ему пьесу в Петербург.

Отчего же и не давать? Но там поступают довольно неделикатно. Репетируют, кажется, уже, а ему, автору, не пишут ни слова. Я хочу немного проучить Дирекцию императорских театров за небрежное отношение к авторам. Не больно, но проучить надо.

Твой Вл. Немирович-Данченко

Раздел сайта: