А. П. ЧЕХОВУ
Конец октября 1903 г. Москва
Дорогой Антон Павлович! Я даже не могу найти час, чтобы написать тебе обстоятельное письмо. Имею сейчас 20 минут, попробую сжато.
Теперь я пьесу прочел три раза.
Что Аня похожа на Ирину - совершенно беру назад. Даже меньше, чем ты на Бурджалова.
Есть несколько местечек, слишком напоминающих кое-какие места из старых пьес. Трудно обойти это сходство в монологе Ани в конце 3-го действия. Остальные ты исправишь, не двигаясь с дивана, когда я укажу тебе их, в 10 минут.
Беру назад упрек в "грубостях". Может быть, два-три слова, которые притом же можно и не исправлять.
Симов уже съездил в Нару и зарисовал мотив.
Мотивы комнат он тоже уже собрал.
Он в бодром художественном запале и жаждет вложить в декорации весь свой жар.
Для этой пьесы надо бы очень много труда со стороны Константина Сергеевича <…>
Я бы уже приступил к пьесе, если бы меня не замучивали скучные работы, - во-первых, все текущие дела, которые, как никогда еще, навалились на меня, во-вторых, "Одинокие", в-третьих - школа.
Но пьеса должна быть поставлена в половине декабря.
С распределением ролей все еще не решили. Меряем, меряем - никак не можем отрезать. Но, конечно, без твоего утверждения ролей не раздадим.
Раневская - твоя жена. Могла бы и Мария Федоровна, но будет чересчур моложава.
Аня - скорее всего Лилина. Не очень молода, но глаза и тон могут быть молодые. Мария Федоровна - достаточно молода, но глаза и тон не будут молоды. Гельцер - мелка и незначительна, Халютина - недостаточно дворянка. Лучше других подходят Косминская или Лисенко, но страшно за недостаточную опытность.
Варя. Кандидатками выставляют: Лилину (ей не хочется, боится повторить Машу), Савицкую (не встречает единодушия у правления), Литовцеву - по-видимому, имеет больше шансов. Я рекомендую Андрееву, но ей не хочется, говорит, что будет слишком аристократична.
Вообще с этой ролью происходит что-то странное. Я искренне нахожу, что это чудесный образ и будет производить большое впечатление. Актрис же она не так привлекает, как я ожидал.
Бывает это. От Цезаря все чурались, а я говорил, что это самая эффектная роль, и чуть не силой заставил Качалова прославиться.
Я думаю, что я вернее всех угадываю, что выйдет на сцене.
Шарлотта - идеальная - Ольга Леонардовна. Если не она, то, по-моему, Муратова. Выставляют еще кандидатку - Помялову. Но это - актриса без художественного аромата. Я ее не люблю.
Лопахин. Все думали - Константин Сергеевич. Боюсь. Ему самому, видимо, очень хочется. Но и он сам и его жена говорят, что он простых русских людей никогда не играл удачно.
Впрочем, по первому впечатлению, все находили, что Константин Сергеевич должен играть Гаева. И я тоже.
Он готов играть и то и другое. Так что, может быть, мы так и будем пробовать. Что у него лучше выйдет, то он и будет играть.
Если же Лопахин - Константин Сергеевич, то Гаев - или Вишневский, или Лужский, или Леонидов. Первый будет под Дорна, второй под Сорина.
Вишневскому хочется Лопахина, но это совершенно невозможно! Не русский.
Пищик - Грибунин. Если же Грибунин - Лопахин, то Пищик - или Лужский, или Вишневский. Лучше последний. Но лучше всех Грибунин.
Епиходов - без сравнений Москвин.
Трофимов - Качалов без сравнений.
Дуняша - Адурская, Халютина, а если Марья Петровна ни Аня, ни Варя, то, конечно, она - идеально.
Вот все комбинации. Подумай так, как думают, играя в шахматы.