И. И. ЛЕВИТАН - ЧЕХОВУ
16 февраля 1900 г. Москва
16 февр.
Вчера, дорогой Антон Павлович, справлялся в школе Живописи относительно просьбы Шаповалова. Не оказалось ни Венеры, ни бойца в просимом размере1, а есть большие, в подлинном. Про картины Васильева скажу любителям. Сходи посмотри их и отпиши мне, все-таки, как там ни на есть, у тебя должен же быть немного развит художественный вкус; какой же ты был бы академик?!
Голубчик, ты тоскуешь в Ялте, но смертельная тоска и здесь. Только издалека все розово.
Сегодня еду в Питер, волнуюсь, как сукин сын,-- мои ученики дебютируют на Передвижной2. Больше чем за себя трепещу! Хоть и презираешь мнения большинства, а жутко, черт возьми!
На днях слышал о новом твоем рассказе в "Жизни"3 (еще сам не читал); говорят, что-то изумительное но достоинству. Неужели ты способен к созиданию таких произведений?! Был на днях у Маши и видел мою милую Книппер. Она мне больше и больше начинает нравиться, ибо замечаю должное охлаждение к почетному академику. В апреле думаю в Ялту приехать, но, конечно, не остановлюсь у буки Чехова. Бог с ним.
Относительно благодарности за знакомство с тобою, о чем ты пишешь, то если цари купят теперь на Передвижной картину мою, то 10 фунтов икры считай за мной. <...>
Последнее время не могу читать газеты, надоели с фамилией Чехова; куда ни взглянешь - всюду А. Чехов. Опротивели газетчики!
Ну, будь здоров, это главное, и не тоскуй - бесплодно это. Набирайся сил на утеху человечеству. Каково сказано?
Привет матери. Дружески жму тебе руки. Очень любящий тебя
Примечания
Левитан, с. 102--103.
1 Архитектор Л. Н. Шаповалов строил в Ялте дачу Чехову. Гипсовые слепки Венеры Милосской и Боргезского бойца - наиболее распространенные модели для рисования.
2 "Ручей, весна", "Альпы, вечные снега", "Стога, сумерки", "Летний вечер", "Сумерки") и его учеников ("Вешние воды" и "Осенние листья" П. И. Петровичева, "Зима" H. H. Сапунова).
3 Повесть "В овраге".