Наши партнеры
https://www.proektmag.ru вы можете купить морозильные лари.

Чехов — Лейкину Н. А., 12 или 13 октября 1885.

Чехов А. П. Письмо Лейкину Н. А., 12 или 13 октября 1885 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 1. Письма, 1875—1886. — М.: Наука, 1974. — С. 165—167.


120. Н. А. ЛЕЙКИНУ

12 или 13 октября 1885 г. Москва.

Уважаемый

Николай Александрович!

Ваше письмо получено мною уже на новой квартире. Квартира моя за Москвой-рекой, а здесь настоящая провинция; чисто, тихо, дешево и... глуповато. Погром на «Осколки» подействовал на меня, как удар обухом... С одной стороны, трудов своих жалко, с другой — как-то душно, жутко... Конечно, Вы правы: лучше сократиться и жевать мочалу, чем с риском для журнала хлестать плетью по обуху. Придется подождать, потерпеть... Но думаю, что придется сокращаться бесконечно. Что дозволено сегодня, из-за того придется съездить в комитет завтра, и близко время, когда даже чин «купец» станет недозволенным фруктом. Да, непрочный кусок хлеба дает литература, и умно Вы сделали, что родились раньше меня, когда легче и дышалось и писалось...

Посылать Вам что-нибудь в эту неделю я не был намерен. У Вас были 3 мои вещи, и отдохновение я считал законным, тем более что меня заездила перевозка. Ныне, получив Ваше письмо и узнав про судьбу моих 3-х вещей, я шлю Вам рассказ, который писал не для «Осколков», а для «вообще», куда сгодится. Рассказ немножко длинен, но он трактует об актерах, что ввиду открытия сезона весьма кстати, и, как мне кажется, юмористичен. Завтра засяду и напишу «Сент<ябрь> и Октябрь и Ноябрь» — конечно, если не помешает что-нибудь вроде практики и проч.

Вы советуете мне съездить в Петербург, чтобы переговорить с Худековым, и говорите, что Пет<ер>бург не Китай... Я и сам знаю, что он не Китай и, как Вам известно, давно уже сознал потребность в этой поездке, но что мне делать? Благодаря тому что я живу большой семьей, у меня никогда не бывает на руках свободной десятирублевки, а на поездку, самую некомфортабельную и нищенскую, потребно minimum 50 руб. Где же мне взять эти деньги? Выжимать из семьи я не умею да и не нахожу это возможным... Если я 2 блюда сокращу на одно, то я стану чахнуть от угрызений совести. Раньше я надеялся, что можно будет урвать на поездку из гонорара «Пет<ербургской> газ<еты>», теперь же оказывается, что, начав работать в «П<етербургской> г<азете>», я зарабатываю нисколько не больше прежнего, ибо в оную газету я отдаю всё то, что раньше отдавал в «Развлечение», «Буд<ильник>» и пр. Аллаху только известно, как трудно мне балансировать и как легко мне сорваться и потерять равновесие. Заработай я в будущем м<еся>це 20—30-ю рублями меньше и, мне кажется, баланс пойдет к чёрту, я запутаюсь... Денежно я ужасно напуган и, вероятно, в силу этой денежной, совсем не коммерческой, трусости я избегаю займов и авансов... На подъем я не тяжел. Будь у меня деньги, я летал бы по городам и весям без конца.

Гонорар из «Пет<ербургской> газеты» я получил недели через 2 после отсылки туда счета.

Если в октябре Вы будете в Москве, то я как-нибудь соберусь и поеду с Вами. На путь в П<етер>бург найдутся деньги, на обратный возьму у Худекова (заработанные).

— нет.

Во вторник жду «Осколки» по новому адресу. Давно уже я не получал их аккуратно.

Поздравляю с покупкой. Ужасно я люблю всё то, что в России назыв<ается> имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка. Стало быть, летом Вы будете кейфовать...

У нас мороз, но снега нет.

Пальмин был у меня и будет еще во вторник. По вторникам у меня вечера с девицами, музыкой, пением и литературой. Хочу поэта вывозить в свет, а то прокис.

Примечания

    120. Н. А. ЛЕЙКИНУ

    12 или 13 октября 1885 г.

    ЦГАЛИЛейкин, стр. 315—317.

    Датируется по письму Н. А. Лейкина от 10 октября 1885 г. (ГБЛ), на которое отвечает Чехов, и по фразе: «Во вторник жду „Осколки“ по новому адресу» (вторник приходился на 15 октября, и если бы Чехов писал 14 октября, в понедельник, то о вторнике, 15-го, он, вероятно, сказал бы «завтра»).

    ГБЛ).

  1. Погром на «Осколки»... — Рассказав историю с № 40 «Осколков» (см. примечания к письму 118), Лейкин в том же письме от 10 октября сообщал: «Наутро я был вызван в Цензурный комитет, и председатель (Кожухов, он из Москвы) объявил мне, что журнал будет запрещен, если я не переменю направление <...> Объявил мне также, что начальник Главн<ого> Упр<авления> по делам печати вообще против сатирических журналов и не находит, чтобы они были необходимы для публики, что... и т. д. Громы разверзлись страшные <...> Затем я прослышал, что мне хотят запретить розничную продажу. Но что я без розничной продажи? Она — всё <...> Нашлись друзья, заступники, сторонники, почитатели моего пера, и кой-как дело уладилось. Но все-таки дамоклов меч висит и надо хоть на время сократиться. Против рожна не попрешь».

  2. ...узнав про судьбу моих 3-х вещей... — Рассказы «Звери» и «На чужбине» и часть фельетона «Осколки московской жизни», предназначенного для № 40 журнала, были запрещены цензурой. Из них первый был направлен Чеховым в «Петербургскую газету» и напечатан там с измененным заглавием: «Циник» («Петербургская газета», 1885, № 345, 16 декабря); рассказ «На чужбине» был пропущен в «Осколки» лишь по определению Комитета и вошел в № 41 (12 октября). Об «Осколках московской жизни» см. в примечаниях к письмам 115 и 118.

  3. ...«Осколков»... — «Битая знаменитость, или Средство от запоя (Из актерской жизни)» («Осколки», 1885, № 43, 26 октября).

  4. ...напишу «Сент<ябрь> и Октябрь и Ноябрь»... — Статьи не были написаны Чеховым.

  5. Если ~ будете в Москве ~ ... — Встреча Чехова с Лейкиным в Москве и их совместный отъезд в Петербург состоялись в декабре (Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М., Гослитиздат, 1955, стр. 119).

  6. Поздравляю с покупкой«...он купил для себя огромное имение графа Строганова на Неве, с целым дворцом. Когда приехал к нему туда брат Антон и Лейкин повел его по комнатам и стал показывать ему свой дворец, то Антон Павлович удивился и спросил его: „Зачем вам, одинокому человеку, вся эта чепуха?“

    Лейкин ответил:

    — Прежде здесь хозяевами были графы, а теперь — я, Лейкин, хам» (, стр. 207—208).