Чехов — Суворину А. С., 27 мая 1891.

Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 27 мая 1891 г. Богимово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 4. Письма, январь 1890 — февраль 1892. — М.: Наука, 1975


973. А. С. СУВОРИНУ

27 мая 1891 г. Богимово.

27 май.

«Анна Ивановна сказала, вот ведь не догадался предложить эту дачу»... Анна Ивановна должна за меня вечно бога молить. Когда я нанимал большой дом, то думал о Вас больше, чем о себе. Домина громадный, парк великолепный, река, пруд, и для Вас как раз бы подошло, но телеграфировать Вам остановили меня отсутствие мебели (есть она, но обшарпанная, старинная), отдаленность от станции — 10 верст, неимение рессорных экипажей и многое другое, что длинно было бы перечислять. Помещения так много, что поместились бы и Вы, и мы: Вы в большом доме, а мы в едином из флигелей; но где бы Вы взяли мебели и экипаж? Анна Ивановна, приехав и увидев обстановку, обругала бы меня мужиком и больше ничего. Если хотите, то дачу эту можно будет приготовить Вам к будущему году. Из нее можно сделать рай. Фортепьяно есть, можете себе представить. И биллиард есть.

«Чехов принадлежит к по<ко>лению, которое заметно стало отклоняться от запада и ближе присматриваться к своему...

...Венеция и Флоренция ничего больше, как скучные города для человека даже умного...» Merci, но я не понимаю таких умных людей. Надо быть быком, чтобы, приехав первый раз в Венецию или во Флоренцию, стать «отклоняться от запада». В этом отклонении мало ума. Но желательно было бы знать, кто это старается, кто оповестил всю вселенную о том, что будто заграница мне не понравилась? Господи ты боже мой, никому я ни одним словом не заикнулся об этом. Мне даже Болонья понравилась. Что же я должен был делать? Реветь от восторга? Бить стекла? Обниматься с французами? Идей я не вывез, что ли? Но и идеи, кажется, вывез. Ваша статья об ипподроме больше моя, чем Ваша, ибо я Вам уши прожужжал про эту новую форму театра.

Статья отличная, но в Москве ее не поймут. Что Вы, помилуйте, может ли М. Н. Ермолова играть в ипподроме вместе с лошадями? А думать и говорить, что Мольер может показаться скучным, — это идея, за которую московский Иван Иванович Иванов, автор московского проекта, задаст Вам такого треску, что Вы не рады будете. А ипподром в самом деле прелесть, и Колизей отличная штука. Но мы с Вами не доживем до них, ибо уже пережили.

Буренин находит в Шастунове «ровно ничего»? Скажите ему, чтобы он полечился от печёнки.

Нам бы надо с Вами повидаться, т. е., вернее, мне надо. Я уже соскучился, хотя сегодня поймал 252 карася и одного рака.

Ваш А. Чехов.

Примечания

    973. А. С. СУВОРИНУ

    27 мая 1891 г.

    ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма, т. III, стр. 240—241.

    Год устанавливается по упоминанию статьи А. С. Суворина «Театр будущего» и по воспоминаниям о заграничной поездке.

  1. — Письмо Д. В. Григоровича к А. С. Суворину от 20 мая (1 июня) 1891 г. (см. в кн.: Письма русских писателей к А. С. Суворину. Л., 1927, стр. 30—31), вероятно, было послано Чехову для прочтения.

  2. Ваша статья об ипподроме больше моя, чем Ваша, ибо я Вам уши прожужжал про эту новую форму театра. — Статья Суворина «Театр будущего» («Новое время», 1891, № 5471, 24 мая). Критикуя анонимную статью «Театр в память Гоголя» («Артист», 1891, № 14), призывавшую ставить на сцене классику, Суворин писал: «Желая от души успеха этому предприятию, нахожу, что оно очень благородно, наивно и старо. Дело в том, что театр вообще переживает теперь кризис <...> Мне кажется, что в Москве не театр нужен, а нечто подобное парижскому Ипподрому, театр на 10—15000 зрителей, устроенный как Ипподром или Колизей, с громадной сценой, на которой можно было бы давать и обыкновенные представления цирка, с его лошадьми, наездницами, фокусниками, гимнастами, и феерии, исторические, этнографические (быт народов, обычаи, предрассудки и проч.) пьесы во всей реальной обстановке и картинности сюжетов. В обыкновенном театре, как бы он ни был велик, невозможно изобразить жизнь во всей ее полноте и разнообразии; улица современного города или площадь на сцене будет ложью, ибо на ней не будет ни экипажей, запряженных лошадьми, ни конок и проч. Невозможно представить и дома с его жильцами, парохода, железной дороги и проч. Невозможно даже вполне изобразить иное драматическое положение, если момент его сложен. Возьмите сцену в корчме в „Борисе Годунове“ <...> Я набрасываю это в общих чертах, но мне думается, что будущий театр — театр демократический, удовлетворяющий спросу массы населения, будет, конечно, чем-нибудь подобным. Форма римского Колизея, созданная гениальными зодчими, будет когда-нибудь осуществлена снова, с теми изменениями и усовершенствованиями, которые найдет новая техника и потребуют климатические условия разных стран. Применение железа и стекла найдет тут полное свое выражение.

    Такой театр создаст свою драму, свою комедию, свою оперу или, вернее, он соединит на своей сцене все элементы драматического искусства, начиная с мимики, и приблизит драму к роману, как к такой художественной форме, которая наиболее свободна от всяких условных пут».

  3. — Имеется в виду следующее место из статьи Суворина: «Классиков совсем не хотят слушать. Театр французской комедии пуст, когда играют Мольера, Расина, Корнеля и проч.».

  4. ...московский Иван Иванович Иванов, автор московского проекта, задаст Вам такого треску, что Вы не рады будете. — Речь идет о той же анонимной статье «Театр в память Гоголя». Однако Чехов ошибся, полагая, что автором статьи был проф. И. И. Иванов, один из постоянных сотрудников «Артиста». Как выясняется из письма Ф. А. Куманина к Суворину от 19 июня 1891 г., статья была написана Куманиным: «Многоуважаемый Алексей Сергеевич, с громадным интересом прочел я Вашу статью в „Новом времени“ по поводу моей статьи в „Артисте“ — о театре „в память Гоголя“» (ЦГАЛИ). Куманин был сторонником традиционного русского театра и в своей статье писал: «В репертуар такого театра могли бы войти представителей западной драматургии» (стр. 84—85).

  5. Буренин находит в Шастунове «ровно ничего»?  П. Буренина Суворин сообщил Чехову в ответ на его вопрос в письме 964 о рассказе Е. М. Шавровой «У гадалки». Несмотря на отзыв Буренина, рассказ был напечатан в «Новом времени», 1891, № 5471, 24 мая.

Разделы сайта: