Чехов — Суворину А. С., 13 февраля 1893.

Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 13 февраля 1893 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 5. Письма, Март 1892 — 1894. — М.: Наука, 1977. — С. 170—172.


1282. А. С. СУВОРИНУ

13 февраля 1893 г. Мелихово.

13 февр.

Вас пугают материалистические идеи Вагнера? Тоже, нашли материалиста! Это баба, кисель, и уж если говорить об его направлении, то скорее всего он ярый спиритуалист и толстовец даже. Я в миллион раз больше материалист, чем он. Впрочем, дело не в этом. Если журнал не по душе, то издавать его не следует. Я вполне сочувствую Вам, хотя не знаю, как Вы отделаетесь от В<агнера>. Нельзя же сказать в самом деле: «Пошли вон, дураки!» Надо придумать какую-нибудь причину, хотя бы такую. Свалите всё на меня. «Чехов, мол, обещал быть вице-редактором (или секретарем) журнала, а теперь отказался, без него же я издавать журнал не согласен, ибо сам я по горло занят, чтобы вести внешнюю часть дела... и проч.». Отдайте меня естествоиспытателям на растерзание, и это будет справедливо, так как знакомство с Ваг<нером> началось у меня.

У меня нет никаких новостей. Вы про бразильского атташе написали мне, а у нас нет ни атташе, ни даже любовниц. За всё время, пока я тут, был только один скандал: баран избил рогами телку. Вот и всё, что я могу послать Вам в обмен...

«Двенадцать»? Ага, сударь! Но позвольте Вас огорчить и лишить 75 тыс. в год дохода. Журнал сей я нахожу преждевременным, т. е. не журнал сей, а свое редакторство. От редакторства я безусловно отказываюсь. Работать 3 зимних месяца буду в нем, буде пожелаете, но редакторствовать не могу. Жилки нет, да и лень, вероятно.

У нас была оттепель и пахло весной, а теперь опять трескучие морозы и пахнет чёрт знает чем. Птица и скоты страдают.

Написал в управу медицинский отчет за прошлый год и кроме цифр подпустил несколько великих мыслей. Отчет не полный, так как в прошлом году у меня было больше тысячи больных, а я успел зарегистровать только 600.

В среду, когда я принимал на пункте, привезли 3-хлетнего мальчика, который сел в котел с кипящей водой. Ужасное зрелище. Больше всего досталось заднице и половым органам. Спина обварилась всплошь.

Сестра повеселела, но у ней все-таки 38°. Стало быть, не инфлуэнца, а брюшной тиф.

всё будет молод. Впрочем, предоставим судить о сем Венгерову, а сами перейдем к более насущным вопросам. Как Ваше ухо? Квартира в Царском? Когда уезжаете за границу?

Лейкин пишет, что у него был посланец от Петровского и взял за наличные 1600 книг. Чертков пишет, что хочет издать мой «Страх» (рожд<ественский> рассказ) и еще штук восемь рассказов. Кн. Урусов телеграфирует, что скоро будет литературн<ый> вечер, и просит меня участвовать, и я плачу за доставку телеграммы 1 рубль. Становой требует недоимки 4 руб. 16 к. И т. д. И т. д. Корреспонденция громадная.

Отец постничает, как схимник. Всю неделю ничего не ел, а только чай пил по утрам.

Ах, я не писал Вам еще насчет сигар! Они совершенно уже овладели мной, и я не понимаю ддя себя другого курева. Но выкуриваю не 3 сигары в день, а 4, так как утро здесь необыкновенно длинное.

Пишу-с повесть-с. Послал в переселенческий сборник рассказ. Вот и всё. Пишите, пожалуйста, и простите, что я стал так скверно писать письма. У меня такое чувство в голове, как будто прачка взяла и выполоскала мой мозг в щелоке.

Ваш А. Чехов.

Есть два журнала теперь, которые весело читать: «Историч<еский> вестник» и «Книжки Недели». В первом интересны Дуров, Полторацкий, Жудра, статья про Сабинину, Ясинский и проч. Во втором даже Вам, занятому человеку, не мешает прочесть очерк «На холере» и рассказ «В надежде славы и добра», написанный, по-види<мо>му, московск<им> адвокатом, большим насмешником. Примечание: «На холере» написано доктором, живущим за границей. Там много шпилек по адресу наших докторов. Манассеин полемизировал.

Скажите в телефон в магазин, чтобы распорядились напечатать объявление о «Палате № 6» в «Русск<их> ведомостях». Обещали ведь.

Примечания

     г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма IV, стр. 183—185.

    Год устанавливается по сопоставлению содержания письма с дневником А. С. Суворина (см. ниже).

  1. Вас пугают материалистические идеи Вагнера? — В. А. Вагнер собирался редактировать журнал «Натуралист», издателем которого наметил Суворина. 19 декабря 1891 г. он предложил Суворину быть не только издателем, но и общим редактором журнала. «Секретарем редакции, то есть ближайшим работником журнала, очень было бы желательно иметь Кайгородова; судя по отзывам лиц, его знающих, и между прочим Антона Павловича Чехова, это именно тот человек, который для этого дела необходим» (ЦГАЛИ). Суворин всячески тормозил издание, ссылаясь то на отказ Кайгородова, то на свою болезнь и отъезд. Истинная подоплека выясняется, однако, из письма Чехова.

  2. «Пошли вон, дураки!» — Реплика Кочкарева из «Женитьбы» Н. В. Гоголя (д. 2, явл. 1).

  3. Вы про бразильского атташе написали мне... — В дневнике Суворина 4 февраля 1893 г. сделана запись: «Отставка Н. П. Дурново мотивируется так: жил он с женой пристава М. Узнав, что она живет с бразильским посланником, он велел тайной полиции пошарить в столе этого посланника и найти там письма своей любовницы. Сказано — сделано. Против любовницы явились документы неверности. Она сказала посланнику. Тот — Шишкину <товарищу министра иностранных дел>, и так дошло до государя. Его назначили сенатором, — получил тысяч 20, и как будто вследствие этого назначения он должен был покинуть свой обер-полицейский пост» (Дневник Суворина 23). По-видимому, это и сообщил Суворин Чехову.

  4. Вам понравилось «Двенадцать»? — предполагаемое название журнала (см. письмо 1277).

  5. Написал в управу медицинский отчет за прошлый год... — См. ПССП XII, стр. 350—353, и т. 18 Сочинений.

  6. Я читаю Тургенева. — См. письмо 1282.

  7. Лейкин пишет, что у него был посланец от Петровского и взял за наличные 1600 книг. — Лейкин писал Чехову 9 февраля: «На масленой был у меня Смирнов — управляющий Петровского и купил 1600 книг разных названий для железных дорог, в том числе по 500 „Наши за границей“ и „Где апельсины зреют“ <...> Покупая книги у меня, Смирнов выразил желание купить и Ваших книг побольше, но не у Суворина, а у Вас и, разумеется, тоже с исключительной скидкой, спросил Ваш адрес и, по всей вероятности, будет об этом писать Вам» (ГБЛ

  8. Чертков пишет, что хочет издать мой «Страх» (рожд<ественский> рассказ) и еще штук восемь рассказов Г. Черткова от 4 и 6 февраля 1893 г. Чертков хотел издать «Страх», «Спать хочется», «В суде», «Володя», «Тоска». Ответа на это письмо Чертков от Чехова не получил, о чем писал Чехову И. И. Горбунов-Посадов (см. письмо 1306 и примечания к нему).

  9. Кн. Урусов телеграфирует, что скоро будет литературн<ый> вечер... — См. письмо 1253 и примечания к нему.

  10. . — Чехов дописывал в эти дни «Рассказ неизвестного человека». 4 марта он писал Суворину: «...нового я еще ничего не начал...» (письмо 1291).

  11. Послал в переселенческий сборник рассказ. — Чехов отдал рассказ «Хористка» в сборник: «Путь-дорога. Научно-литературный сборник в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам». Изд. К. М. Сибирякова. СПб., 1893.

  12. В первом интересны Дуров, Полторацкий, Жудра, статья про Сабинину, Ясинский и проч«Исторического вестника»: А. Л. Дуров. Воспоминания клоуна; В. А. Полторацкий. Воспоминания; П. И. . Катастрофа на Ладожском озере; Н. А. Памяти М. С. Сабининой; И. И. Ясинский. Преддверие литературы (Страничка из воспоминаний); И. И. Ясинский

  13. ...очерк «На холере» и рассказ «В надежде славы и добра»... — В первых пяти номерах «Книжек Недели» за 1893 г. печатался очерк В. П. «На холере», в №№ 2—4 — повесть Н. Юрьина «В надежде славы и добра». Под инициалами В. П. печатался В. А. Поссе (с апрельской книжки имя его стоит в оглавлении полностью). Н. Юрьин — псевдоним петербургского писателя Н. Н. Вентцеля.

  14. ...«На холере» написано доктором, живущим за границей. ~ Манассеин полемизировал. — В. А. Поссе учился медицине в швейцарских университетах и приехал в Россию, как это сделали многие русские студенты, чтобы принять участие в борьбе с холерой. Работал он в Самарской губернии, в Николаевском уезде, откуда бежали многие врачи после того, как в Хвалынске во время «холерного бунта» трагически погиб, растерзанный толпой, доктор Молчанов. В своих воспоминаниях Поссе писал: «Практика на холере укрепила мою любовь к медицине. Масса новых впечатлений ворвалась в мою душу за последние два месяца. Я их передал читателям в ряде полубеллетристических очерков, которые печатались в „Книжках Недели“ в первой половине 1893 года. <...> Критики толстых журналов, у которых был давнишний „зуб“ против „Недели“ и ее редактора, стоявшего в стороне от тогдашних литературных группировок, мои очерки замалчивали. В то время это меня несколько огорчало. Я не знал тогда, что мои очерки с большим интересом читали два человека, мнением которых я дорожил неизмеримо больше, чем мнением всех тогдашних критиков, взятых вместе. Эти два человека были Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов. <...> Осенью 1918 года я сидел в полтавской тюрьме, официально обвиняемый в том, что восхвалял вождей большевизма <...> Доктор Волькенштейн, полтавский старожил, чтобы развлечь меня, прислал мне том с письмами Чехова. Каково же было мое изумление, когда в одном из писем Чехова к А. С. Суворину за 1893 год я прочел отзыв о моих очерках <...> Не буду скрывать, что в этот день полтавская тюрьма показалась мне превосходной» (В. А. . Пережитое и продуманное. Т. 1. Молодость (1864—1894). Л. <1933>, стр. 241—242). Поссе, впрочем, не читал тогда другого письма Чехова (М. О. Меньшикову — см. письмо 1289), где он пишет, что после второй части к очерку «На холере» он охладел. Это письмо было опубликовано позднее.

    В еженедельнике «Врач», редактировавшемся В. А. Манассеиным (1893, № 2, стр. 57, раздел «Хроника и мелкие известия», № 52), была помещена анонимная заметка, в которой говорилось: «В общем статья написана очень занимательно и, без сомнения, не останется не замеченною читателями, но именно поэтому-то мы и считаем нужным возразить против одного места этой статьи». В заметке оспаривалась правдоподобность одного эпизода, возмутившего В. П. и описанного в очерках «На холере». Однако автор заметки исходил из предположения, что речь идет о какой-то русской клинике, в то время как учившийся за границей Поссе описывает одну из швейцарских клиник.

  15. «Палате № 6» в «Русск<их> ведомостях». — Объявление помещено не было.