Чехов — Гуревич Л. Я., 22 мая 1893.

Чехов А. П. Письмо Гуревич Л. Я., 22 мая 1893 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 5. Письма, Март 1892 — 1894. — М.: Наука, 1977. — С. 211—212.


1322. Л. Я. ГУРЕВИЧ

22 мая 1893 г. Мелихово.

22 май.

Многоуважаемая Любовь Яковлевна, обманывать и огорчать Вас я не хотел, и мне грустно, что Вы огорчены. «Палата № 6» была написана мною в марте прошлого года, и когда я обещал Вам рассказ, то эта вещь была уже в редакции «Русского обозрения», откуда потом перешла в «Русскую мысль», о чем я писал Вам своевременно. «Рассказ неизвестного человека» я начал писать в 1887—88 г., не имея намерения печатать его где-либо, потом бросил; в прошлом году я переделал его, в этом же кончил и не отдал Вам, потому что считал его неподходящим для «Северного вестника» по цензурным условиям, о чем я писал и говорил Михаилу Ниловичу. Во всяком случае появление обеих моих повестей в «Русской мысли» для вашей редакции не было сюрпризом; в оба раза я предупреждал письменно и устно, и если Вы теперь недоумеваете, то, значит, забыли об этом.

Давать определенные обещания и держать их я не могу, так как пишу вообще медленно, вяло, с длинными антрактами, пишу и переделываю и часто, не окончив, бросаю. Работа скучная, и потому я работаю всякий раз со скукой. Сказать, когда я кончу и пришлю рассказ или повесть, для меня так же нелегко, как предсказать затмение солнца. К тому же с февраля по сегодня я был болен и писал очень мало.

перечислить меня в разряд тех сотрудников, которые присылают свои статьи только тогда, когда могут, хотя бы раз в три года. Вместе с тем прошу извинить меня.

За расположение и внимание, о которых Вы упоминаете в своем письме, я чрезвычайно Вам благодарен и, верьте, умею ценить их.

Теперь, простите, два слова о 400 р., которые я взял авансом. Если в скором времени, например до августа, я не пришлю Вам повести, то напишу в книжный магазин, чтобы Вам доставили эти деньги.

Желаю Вам всего хорошего.

Уважающий А. Чехов.

    1322. Л. Я. ГУРЕВИЧ

    22 мая 1893 г.

    Печатается по тексту: «Русская мысль», 1909, № 12, стр. 129—130, где опубликовано впервые адресатом, по автографу. Нынешнее местонахождение автографа неизвестно.

    Год устанавливается по письму Л. Я. Гуревич от 16 мая 1893 г., на которое Чехов отвечает; Гуревич ответила 17 июня (ГБЛ).

  1. . — В письме от 16 мая Гуревич сетовала: «Скажу Вам откровенно, что Вы причинили мне за этот год немало огорчений. Вы, конечно, не забыли еще моих писем к Вам осенью этого года, в которых я напоминала Вам о Вашем положительном обещании дать „С<еверному> в<естнику>" рассказ на осень 92 г. Ввиду этого Вашего обещания я и до сих пор считаю, что „Палата № 6“ нравственно принадлежит „Северному вестнику“. При свидании в Петербурге Вы дали положительное обещание взяться за рассказ немедленно по прибытии в деревню: так передавал Ваш разговор Михаил Нилович, так подтверждали и Вы сами в редакции. Но вместо рассказа в „Сев<ерном> вестнике“ опять появилась Ваша вещь в „Русск<ой> мысли“».

  2. ...эта вещь была уже в редакции «Русского обозрения», откуда потом перешла в «Русскую мысль»... — См. об этом письмо 1229 и примечания к нему.

  3. ...я писал Вам своевременно г.

  4. ...я писал и говорил Михаилу Ниловичу. — Альбову (см. письмо к нему от 5 февраля 1893 г.).

  5. ...два слова о 400 р., которые я взял авансом ~ доставили эти деньги«...все мои заботы и просьбы, к Вам обращаемые, я вовсе не ставлю в зависимость от вопроса об авансе. То, что Вы предлагаете, т. е. возвращение аванса в случае, если до августа ничего не напишется, право, решительно никуда не годится <...> я вовсе не желаю быть с Вами в каких-то формальных издательских отношениях <...> Я вовсе не хочу превращать дружескую услугу, какою я считала этот аванс, в какое-то денежное обязательство с Вашей стороны. Последнее письмо мое было вызвано, как я уже сказала, не беспокойством о деньгах, а тревогой о недостатке настоящих хороших беллетристических материалов. Ваш рассказ для осенних книжек, например, был бы для нас действительно незаменим».