Чехов — Тихонову В. А., 10 октября 1893.

Чехов А. П. Письмо Тихонову В. А., 10 октября 1893 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 5. Письма, Март 1892 — 1894. — М.: Наука, 1977. — С. 236.


1345. В. А. ТИХОНОВУ

10 октября 1893 г. Мелихово.

10 окт. Ст. Лопасня.

Милый, дорогой и хорошенький Владимир Алексеевич, в ответ на письмо Ваше имею удовольствие сообщить следующее. Рассказ у меня уже был готов для «Севера», и я уже готов был послать его Вам, как из Таганрога уведомили меня, что журнал туда, вопреки обещанию моему, не высылается. Кстати же я вспомнил, что Вы не приехали ко мне в деревню, хотя зимою дали клятву приехать. Ну, думаю, если они меня обманывают, то и я их, ангелов моих, обману. Меня охватил гнев, и я решил рассказа не посылать, а сто рублей, взятые авансом, потратить на разврат.

Итак, рассказа я не пришлю и аванса не возвращу.

В первых числах ноября мы увидимся, а до того времени, надеюсь, Вы удовлетворите издателя из своего кармана.

Так как я рассчитываю прожить в Петербурге не менее двух месяцев, то остановлюсь в нарочито нанятой квартире или в гостинице. Если позовете обедать, то приду. Если опять пригласите в Смольный, то не поеду.

Летом не писалось, так как мешала холера. Я опять был холерным доктором и нахожу, что это гораздо приятнее, чем быть катаральным писателем. За лето я привел в порядок свой «Сахалин», который и начнется печатанием с октября. Зри «Русскую мысль».

Капуста не удалась.

Желаю Вам здравия. До свиданья.

Ваш А. Чехов.

Примечания

    1345. В. А. ТИХОНОВУ

    10 октября 1893 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: отрывок («В первых числах ноября ~ пригласите в Смольный, то не поеду») — в воспоминаниях В. А. Тихонова «Жестокий барон» — «Русь», 1904, № 208, 11(24) июля, стр. 3, с датой — 10 октября 1892; полностью: , т. IV, стр. 247—248.

    Год устанавливается по письму В. А. Тихонова от 6 октября 1893 г., на которое Чехов отвечает; Тихонов ответил 14 октября (ГБЛ).

  1. Рассказ у меня уже был готов для «Севера»...  г. и примечания к нему.

  2. ...из Таганрога уведомили меня, что журнал туда ~ не высылается ~ не приехали ко мне в деревню... — Находясь в Петербурге, Чехов 22 января договорился с В. А. Тихоновым, чтобы он в 1893 г. продолжал высылать журнал «Север» в Таганрог на имя М. Е. Чехова (см. письма к Г. М. Чехову от 23 января и В. А. Тихонову от 29 марта 1893 г.). В ответ на замечание Чехова Тихонов писал 14 октября: «В Таганрог „Север“ высылается аккуратнейшим образом, так что Вы тут претендовать не можете. А в имение я к Вам не приехал потому, что боялся, чтоб меня не описал судебный пристав вместе с Вашим недвижимым имуществом и не продал бы с аукциона за Ваши долги».

  3. ...рассказа я не пришлю ~ удовлетворите издателя из своего кармана. — На это Тихонов отвечал: «У нас со всей редакцией родимчик чуть не сделался, когда прочитали Ваше письмо, а когда дошло до того места, где Вы пишете, что я должен возвратить Ваш аванс из своего кармана — издатель наш махнул рукой и только посвистал с безнадежной миной <...> Если Вы мне не пришлете в наинепродолжительнейшем же времени обещанный для „Севера“ рассказ, то я буду писать рецензию на Ваш „Сахалин“ и упомяну о том, что автор был сослан туда за подделку фальшивой монеты и развратное поведение, на сумму не свыше ста рублей».

  4. . — В. А. Тихонов так разъяснял это место чеховского письма в своих воспоминаниях: «...в 1891 году, 5 января, т. е. в Крещенский сочельник, вечером, в квартире Петра Петровича Гнедича собрались гости. В числе их был и незабвенный Антон Павлович Чехов <...> вечер так далеко затянулся за полночь, что когда мы, наиболее засидевшиеся гости, т. е. А. П. Чехов, Вас. Ив. Немирович-Данченко и я, выходили от них, — шел уже шестой час утра <...> Квартира Гнедичей помещалась на Сергиевской улице, недалеко от Сергиевского собора, где в это время шло богослужение по случаю наступившего праздника. И не помню, кому из нас троих — чуть ли не Антону Павловичу — пришла мысль зайти туда. И мы зашли <...> Но в храме было тесно и душно, и Вас. Ив. Немирович-Данченко предложил нам отправиться в Исаакиевский собор. И вот мы, все трое, на одном извозчике, поехали с Сергиевской на Исаакиевскую площадь. У Исаакия было просторно, но как-то темно и даже пустынно. И вскоре Вас. Ив. Немирович-Данченко, простившись, покинул нас и отправился к себе домой в гостиницу „Англию“, что как раз наискось от Исаакиевского собора. А мы с Антоном Павловичем тихо заговорили о красоте храма.

    — А бывали ли вы когда-нибудь в Смольном соборе? — спросил я его.

    — Нет, не бывал, — ответил он.

    — Так поедемте туда <...>

    — Ну, а теперь ко мне чай пить! — сказал я.

    Чехов посмотрел на часы: было уже четверть восьмого. Я жил на Шпалерной, близехонько от Смольного. И этот конец мы прошли пешком.

    А через полчаса, сидя за самоваром, Антон Павлович вдруг сказал:

    — Однако, господа петербуржцы, что же вы со мной делаете? Немирович повел меня к Исаакию, потому что сам живет около Исаакия, а вы — к Смольному, потому что у Смольного! Ловко! — и рассмеялся своим тихим чистым смехом» (Вл. . «Жестокий барон». — «Русь», 1904, № 208, 11(24) июля; см. также: Вл. . Еще о «Жестоком бароне» и пр. — «Русь», 1904, № 232, 4(17) августа).

Разделы сайта: