Чехов — Соболевскому В. М., 24 октября (5 ноября) 1897.

Чехов А. П. Письмо Соболевскому В. М., 24 октября (5 ноября) 1897 г. Ницца // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 82.


24 октября (5 ноября) 1897 г. Ницца.

24 окт.

Дорогой Василий Михайлович, здравствуйте. Всё обстоит благополучно и новостей никаких, кроме разве того, что в Pension Russe поселился действ<ительный> статский советник, управляющий пробирной палаткой (на манер Кузьмы Пруткова) и что сегодня переезжает к нам В. И. Немир<ович>-Данченко, который решил окончательно покинуть Монте-Карло. По-видимому, он шибко проигрался. Цифра 13, на которую он так сильно рассчитывал, обманула его.

Как видите, посылаю еще рассказ.

<ension> R<usse> почти каждый день. Вчера уверял всех нас, что Григорович — шпион.

От Вас ни слуху ни духу. Черкните 2—3 слова. Когда будете на Воздвиженке, передайте нижайший поклон и привет Варваре Алексеевне и детям.

Погода теплая. Вчера было пасмурно.

Жму руку.

Ваш А. Чехов.

    2145. В. М. СОБОЛЕВСКОМУ

    24 октября (5 ноября) 1897 г.

    Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: «Красный архив», 1929, т. 6 (37), стр. 193—194.

     И. Немировича-Данченко из Монте-Карло в Ниццу, отъезд М. М. Ковалевского в Париж, частые встречи с В. И. Якоби.

  1. ...в P<ension> Russe поселился ~ управляющий пробирной палаткой... — Вероятно, управляющий Петербургским окружным пробирным управлением Н. В. Кулаков. Об этом пансионере-соседе Чехова рассказал в своих воспоминаниях Вас. И. Немирович-Данченко: «...хромой, взъерошенный, ощетинившийся дыбом на весь мир и несуразный, как солдатский сапог. Приехав сюда прямо из пробирной палатки, где он был первой спицей в колеснице, вообразил себя среди простых смертных чуть ли не Киром, царем Персидским. Страшно был горд и тем, что он статский советник, переводя по-французски себя в государственные советники, и еще более тем, что кругом были бесчинные — „пожалуй, что мещане, а то поповичи!“ Про Чехова и меня он говорил кому-то: „Я, знаете, по человечеству никем не гнушаюсь. За табльдотом формуляром не интересуешься!“ <...> Повторяю, Антон Павлович любил шутку и понимал ее <...> „Пробирная палатка“ (культяпка тож) надоела нам всем до одури». Далее рассказывалось, как хозяйка «великолепной виллы» Арнольди, собиравшая у себя по четвергам аристократическое общество, прослышав о приезде в Ниццу Чехова, «знаменитости», писателя, которого «переводят теперь французы», «вроде Мопассана», «doublé de Thackeray», загорелась желанием «во что бы то ни стало найти, добыть и привести» к ней Чехова. Однако Чехов, не желая, чтобы его «под разными соусами подавали знатным обоего пола персонам», подшутил над сановной «пробирной палаткой» и направил его с визитом к Арнольди вместо себя (Вас. И. Немирович-Данченко. На кладбищах. Ревель, 1921, стр. 28—38).

  2. — В вымышленной биографии Козьмы Пруткова (псевдоним А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых) сказано, что он умер в чине действительного статского советника и в звании директора Пробирной палатки, где прослужил сорок лет.

  3. ...посылаю еще рассказ. — «Печенег» («Русские ведомости», 1897, № 303, 2 ноября).

  4. Варвара Алексеевна

Разделы сайта: