Чехов — Чеховой М. П., 3 (15) марта 1898.

Чехов А. П. Письмо Чеховой М. П., 3 (15) марта 1898 г. Ницца // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 178.


3 (15) марта 1898 г. Ницца.

3 марта.

Милая Маша, этот злосчастный Ермолаев бомбандирует меня письмами и телеграммами с декабря, и с декабря угрожает застрелиться, и эти его угрозы очень похожи на шантаж. У меня нет для него денег, у тебя тоже нет, и потому скажи ему, чтобы он оставил тебя в покое, в противном же случае я приму меры — его письма и телеграммы пошлю к его отцу, который, кстати сказать, богат и мог бы помочь сыну, если бы в самом деле эта помощь была необходима. Очевидно, письмо мое не было доставлено Маевскому. Во всяком случае ты напрасно огорчаешься, всё это чепуха.

Приехал Потапенко. Южин еще здесь. Ездим в Монте-Карло. Погода чудесная.

Скоро весна, я очень рад; уже хочется домой, за дело. Здоровье мое поправилось совершенно. Только одна беда: денег нет. Но уповаю поправить эту беду в течение лета.

Дома поклонись нашим. Будь здорова.

Твой А. Чехов.

У нас нет таких богатых родителей, как у Ермолаева, — это раз; и во-вторых, давать ему 500 р., которых у нас нет, было бы глупо. Лучше давать деньги беднякам, которым мы так часто отказываем, когда они приходят за рублем или за мукой.

    2260. М. П. ЧЕХОВОЙ

    3 (15) марта 1898 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: ПССП XVII, стр. 237.

    Год устанавливается по ответному письму М. П. Чеховой от 26 февраля 1898 г. (Письма М. Чеховой, стр. 65—66).

  1. ...этот злосчастный Ермолаев...  П. Чехова писала: «...приходил ко мне бывший монах Ермолаев <...> Все время вертелся, говорил о своем монастырском деле неясно и непонятно, путал так, что я положительно ничего не поняла. <...> На другой день я получаю от него письмо с прилагаемыми твоим и Маевского (странно, Маевский вернул твое письмо) с просьбой о деньгах. <...> Сегодня получаю с посыльным еще письмо, которое положительно меня озадачило, и я должна была ему ответить, что я живу на заработанные деньги и у меня их много никогда не было <...>. Мне кажется, он все врет. <...> Как неприятна эта угроза „застрелиться“. Может быть, и не врет — кто его знает? Хотя я сильно сомневаюсь». См. также письма 2200 и 2201 и примечания (1, 2) к ним.

  2. Приехал Потапенко ~ Ездим в Монте-Карло. — И. Н. Потапенко писал позднее в своих воспоминаниях: «Монте-Карло производило на него удручающее впечатление, но было бы неправдой сказать, что он остался недоступен его отраве. Может быть, отчасти я заразил его своей уверенностью <...>, что есть в игре этой какой-то простой секрет, который надо только разгадать — и тогда... Ну, тогда, конечно, выступала главная мечта писателя: работать свободно и никогда не думать о гонораре, о заработке, не связывать литературную работу с вопросом о средствах к жизни. Чехов мечтал об этом не меньше, чем я и всякий другой. И вот он — трезвый, рассудительный, осторожный — поддался искушению. Мы накупили целую гору бюллетеней, даже маленькую рулетку, и по целым часам сидели с карандашами в руках над бумагой, которую исписывали цифрами. Мы разрабатывали систему, мы искали секрет <...>

    и защищал ее. У него являлись остроумные мысли в этой области, и главное — что волнение его было чисто спортивное, так как он проигрывал, в сущности, пустяки...» («Несколько лет с А. П. Чеховым». — «Нива», 1914, № 27, стр. 533; Чехов в воспоминаниях 328—329).

Разделы сайта: