Чехов — Сумбатову (Южину) А. И., 6 мая 1898.

Чехов А. П. Письмо Сумбатову А. И. (Южину), 6 мая 1898 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 211.


2308. А. И. СУМБАТОВУ (ЮЖИНУ)

6 мая 1898 г. Мелихово.

Assurance Tchekhoff. 6 май.

Милый Александр Иванович, из дальних странствий возвратясь, я нашел у себя на столе письмо Вл<адимира> Ив<ановича> Немировича-Данченко. Будь добр, по возможности скорее сообщи мне его адрес. Я знаю, что его имение в Мариупольском уезде, почтовый же адрес его — увы! — мною утерян.

Прибыл я из Парижа, где прожил три недели. Какой город! Ах, какой город!

Черкни хоть две строчки, как поживаешь и что нового. Надеюсь, что всё обстоит благополучно.

Нижайший поклон и привет Марии Николаевне. Будь здрав и храним небесами.

Твой А. Чехов.

Мой почтовый адрес: Лопасня, Москов. губ.

Для телеграмм: Лопасня Чехову.

    2308. А. И. СУМБАТОВУ (ЮЖИНУ)

    6 мая 1898 г.

    Печатается по автографу (ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: , стр. 58.

    Год устанавливается по упоминаниям о возвращении Чехова из Парижа и о письме Вл. И. Немировича-Данченко от 25 апреля 1898 г. (Вл. И. Немирович-Данченко. Избранные письма, т. 2. М., 1954, стр. 110—111).

  1. — Цитата из басни Крылова «Лжец».

  2. ...письмо Вл<адимира> Ив<ановича> Немировича-Данченко. — Немирович-Данченко писал Чехову: «Ты, конечно, уже знаешь, что я поплыл в театральное дело. Пока что, первый год, мы (с Алексеевым) создаем исключительно художественный театр. Для этой цели нами снят „Эрмитаж“ (в Карет<ном> ряду). Намечено к постановке „Царь Федор Иоаннович“, „Шейлок“, „Юлий Цезарь“, „Ганнеле“, несколько пьес Островского и лучшая часть репертуара Общества иск<усства> и литературы. Из соврем<енных> русских авторов я решил особенно культивировать только <...>, но вот тебя русская театральная публика еще не знает. Тебя надо показать так, как может показать только литератор со вкусом, умеющий понять красоты твоих произведений — и в то же время сам умелый режиссер. Таковым я считаю себя. Я задался целью указать на дивные, по-моему, изображения жизни и челов<еческой> души в произведениях „Иванов“ и „Чайка“. Последняя особенно захватывает меня, и я готов отвечать чем угодно, что эти скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы при умелой, небанальной, чрезвычайно добросовестной постановке захватят и театральную залу. Может быть, пьеса не будет вызывать взрывов аплодисментов, но что настоящая постановка ее с свежими дарованиями, избавленными от рутины, будет торжеством искусства, — за это я отвечаю. Остановка за твоим разрешением. <...> Я ручаюсь, что тебе не найти большего поклонника в режиссере и обожателей в труппе». См. также примечания к письму 2313.

  3. ...его имение в Мариупольском уезде...  И. Немирович-Данченко. Из прошлого. «Academia», М., 1936, стр. 24—27.

  4. Мария Николаевна