Чехов — Иорданову П. Ф., 25 июня 1898.

Чехов А. П. Письмо Иорданову П. Ф., 25 июня 1898 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 229—231.


2336. П. Ф. ИОРДАНОВУ

25 июня 1898 г. Мелихово.

25 июнь.

Многоуважаемый Павел Федорович, посылаю Вам большой скоростью ящик с книгами. Там, т. е. в ящике, Вы найдете всё, что вышло в последнее время о Белинском (между прочим, альбом с интересными портретами), III том «Александра Первого», II том Сеньобоса и проч. и проч. В ящик попал «Журнал для всех» за апрель, май и июнь; посылаю по почте первые номера. Кстати, при них возвращаю каталог со своими пометками. Вы правы, каталог ужасен. Я стал было исправлять, но скоро бросил: он неисправим. Какая каша! Вагнеров пять, Никольских четыре, Плещеевых два, но все они свалены в одну кучу, отделы перепутаны; многих книг из тех, которые посланы были мною до поездки за границу, недостает. Недостает так много, что уж я собрался предложить Вам: не подождать ли нам приобретать книги до более благоприятного времени? Ведь если книги будут пропадать так колоссально и если библиотекарь будет и впредь переплетать по пяти-шести авторов в один том, то ведь в конце концов получится не библиотека, а помещение, набитое книжным балластом, который выбросят. Из всех библиотек, которые я знаю, ни у одной нет такого каталога, как у нашей, хотя ни у одной из них библиотекарь не имеет такой хорошей квартиры и столько свободного времени. Ведь времени так много, что можно вести отчетность самую образцовую, а будь отчетность, верьте, давно бы уже был у нас каталог.

Составлять новый каталог погодите до моего приезда.

В августе я, быть может, побываю в Таганроге и останусь дня на два, чтобы составить каталог, а пока будьте добры, скажите библиотекарю, чтобы он всех авторов, переплетенных по двое — по трое, отпустил на волю; Софокла отделил бы от Мясницкого, Шекспира от «Жильца с тромбоном».

Голову Христа Антокольский оставил у себя на время, чтобы закончить ее. Я просил одного русского, служащего у Дрейфусов, побывать у Антокольского, взять статуи и прислать в Таганрог на пароходе (Марсель — Таганрог). На всякий случай кстати сообщаю Вам адрес этого русского: Monsieur Jacques Merpert, 118 rue de la Pompe, Paris. Это очень любезный человек.

По всему видно, что Вы уже сговорились с Антокольским и что памятник в Таганроге будет великолепный. От души поздравляю Вас.

Зимой я ничего не делал, теперь приходится наверстывать, валять, как говорится, и в хвост и в гриву. Нужно много писать, между тем материал заметно истощается. Надо бы оставить Лопасню и пожить где-нибудь в другом месте. Если бы не бациллы, то я поселился бы в Таганроге года на два на три и занялся бы районом Таганрог — Краматоровка — Бахмут — Зверево. Это фантастический край. Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку. Когда я вспоминаю про эти балочки, шахты, Саур-могилу, рассказы про Зуя, Харцыза, генерала Иловайского, вспоминаю, как я ездил на волах в Криничку и в Крепкую графа Платова, то мне становится грустно и жаль, что в Таганроге нет беллетристов и что этот материал, очень милый и ценный, никому не нужен.

Если Вы уже получили из Ниццы французские книги, то сколько я Вам должен за доставку их? Пожалуйста, напишите, я вышлю.

Ваш А. Чехов.

Простите, пишу на клочках. Так случилось — не по моей вине.

Примечания

    2336. П. Ф. ИОРДАНОВУ

     г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: с пропусками — «Приазовская речь», 1910, № 45, 20 января, стр. 3; полностью — Письма, т. V, стр. 200—203.

     Ф. Иорданова от 11 июня 1898 г., на которое отвечает Чехов; Иорданов ответил 16 августа (ГБЛ).

  1. — 28 мая 1898 г. отмечалось 50-летие со дня смерти В. Г. Белинского. В «Альбоме выставки, устроенной обществом любителей российской словесности в память В. Г. Белинского 8—12 апреля 1898 г.» (изд. фототипии Фишер, М., 1898) содержалось 114 снимков с разных портретов, гравюр, картин и рукописей. Кроме того, вышли книги 20 названий, посвященные Белинскому, 12 изданий его произведений и писем, в газетах и журналах опубликована 491 статья (см. «Источники словаря русских писателей» С. А. Венгерова, СПб., 1900, раздел «Юбилейная литература о Белинском»).

  2. ...III том «Александра Первого»... — Книга Н. К. Шильдера «Император Александр I, его жизнь и царствование» в 4-х томах (о высылке других томов этой книги см. письма 2037, 2071, 2222, 2400 и примечания (1, 2, 3, 4) к ним).

  3. — Видимо, Чехов имеет в виду издание книги Ш. Сеньобоса: «Политическая история современной Европы» в 2 тт., СПб., 1897.

  4. Вы правы, каталог ужасен. — Иорданов писал 11 июня: «Посылаю Вам наш новый каталог. Он опять вышел не особенно удачным, и я убедился, что в Таганроге его нельзя печатать: будущий каталог закажу в Москве». Экземпляр каталога таганрогской библиотеки с пометками Чехова неизвестен.

  5. ...многих книг из тех, которые посланы были мною ~ недостает. «Ваш отзыв о каталоге совершенно справедлив во всех отношениях, за исключением одного: ни одной книги из присланных Вами <...> не пропало в библиотеке, и если Вы их не нашли в каталоге, то только потому, что 1) список иностранных книг мы не печатали <...>, 2) книги с автографами не вошли в каталог, так как они на дом не выдаются <...> и 3) книги последнего получения не могли войти в каталог...»

  6. ...библиотекарь... — В том же письме Иорданов сообщал: «С библиотекарем мы расстались в прошлом году: теперь у нас новый библиотекарь <Л. Ю. Арбушевская> — девица очень усердная и приведшая библиотеку в совершенный порядок...»

  7. В августе я, быть может, побываю в Таганроге... — Эта поездка не состоялась.

  8. «Жилец с тромбоном» — одноактный водевиль С. Бойкова (перевод с французского).

  9. Голову Христа Антокольский оставил у себя на время... — Имеется в виду скульптура «Последний вздох», подаренная М. М. Антокольским музею в Таганроге (см. письмо 2292).

  10. По всему видно, что Вы уже сговорились с Антокольским... «Вчера я получил очень милое письмо от Антокольского; он не только изъявляет удовольствие по поводу постановки своей статуи, но обещает всякое содействие по наблюдению за отливкой и берет на себя задачу скомпоновать подходящий пьедестал. Таким образом, весь памятник будет совершенно цельным художественным произведением».

  11. ...я ездил на волах в Криничку и в Крепкую... — В детстве Чехов вместе с братьями ездил на каникулы в усадьбу Княжую, верстах в 100 от Таганрога, где жил его дед Е. М. Чехов, служивший управляющим в имении графа Платова (см. Вокруг Чехова, стр. 60—63). Слободы Криничка и Крепкая находились на пути из Таганрога в Княжую.

  12. — Иорданов писал в ответном письме: «А материалу у нас даже очень много: Вы не узнаете теперь того района, о котором Вы упоминаете: наши степи теперь горят электрическими огнями, заводы растут как грибы <...> и над мирным Таганрогом теперь постоянно видно зарево от доменных печей и слышен гул и лязг железа. Вообще превращений много, хотя и не в пользу лирического настроения, о чем, конечно, нельзя не сожалеть. Степи и степняки справедливо стонут, да и городские жители, когда только на минутку забудут свои барыши, чувствуют себя жутко от изменения стародавних степных обычаев, и в особенности, от созерцания целой инвалидной армии, которую заводы плодят с ужасающей быстротой. Членовредительство на заводах — явление обыденное, и ему уже никто не удивляется, но когда утром Вы попадаете в ту часть города, около которой расположены заводы, и увидите, сколько калек тащится к заводскому приемному покою, уверяю Вас, мне, человеку уже привыкшему к этому зрелищу, становится страшно...»

  13. — 16 августа Иорданов сообщил: «Заграничные книги уже получены...» См. письмо 2264 и примечания к нему.

Разделы сайта: