Чехов — Мизиновой Л. С., 21 сентября 1898.

Чехов А. П. Письмо Мизиновой Л. С., 21 сентября 1898 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 273—274.


2410. Л. С. МИЗИНОВОЙ

21 сентября 1898 г. Ялта.

21 сент.

Милая Лика, Вы легки на помине. Здесь концертируют Шаляпин и С<екар>-Рожанский, мы вчера ужинали и говорили о Вас. Если бы Вы знали, как я обрадовался Вашему письму! Вы жестокосердечная, Вы толстая, Вам не понять этой моей радости. Да, я в Ялте и буду жить здесь, пока не выпадет снег. Из Москвы не хотелось уезжать, очень не хотелось, но нужно было уезжать, так как я всё еще пребываю в незаконной связи с бациллами — и рассказы о том, будто я пополнел и даже потолстел, это пустая басня. И то, что я женюсь, тоже басня, пущенная в свет Вами. Вы знаете, что я никогда не женюсь без Вашего позволения, Вы в этом уверены, но всё же пускаете разные слухи — вероятно, по логике старого охотника, который и сам не стреляет из ружья и другим не дает, а только ворчит и кряхтит, лежа на печке. Нет, милая Лика, нет! Без Вашего позволения я не женюсь, и, прежде чем жениться, я еще покажу Вам кузькину мать, извините за выражение. Вот приезжайте-ка в Ялту.

Буду с нетерпением ожидать от Вас письма и карточки, где Вы, как пишете, похожи на старую ведьму. Пришлите, милая Лика, дайте мне возможность увидеть Вас хоть на карточке. Увы, я не принадлежу к числу «моих друзей», и все мои просьбы, обращенные к Вам, всегда оставались без удовлетворения. Своей фотографии послать Вам не могу, так как у меня ее нет и не скоро будет. Я не снимаюсь.

Из Москвы я поеду во Францию или в Италию.

У Немировича и Станиславского очень интересный театр. Прекрасные актрисочки. Если бы я остался еще немного, то потерял бы голову. Чем старше я становлюсь, тем чаще и полнее бьется во мне пульс жизни. Намотайте себе это на ус. Но не бойтесь. Я не стану огорчать «моих друзей» и не осмелюсь на то, на что они осмеливались так успешно.

Еще раз повторяю: Ваше письмо меня очень, очень порадовало, и я боюсь, что Вы не поверите этому и не скоро ответите мне. Клянусь Вам, Лика, что без Вас мне скучно.

Оставайтесь счастливы, здоровы и в самом деле делайте успехи. Вчера за ужином Вас хвалили как певицу, и я был рад. Храни Вас бог.

Ваш А. Чехов.

Примечания

    2410. Л. С. МИЗИНОВОЙ

    21 сентября 1898 г.

    Письма, т. V, стр. 219—220, где опубликовано впервые, по автографу. Нынешнее местонахождение автографа неизвестно.

    Год устанавливается по упоминанию ялтинского адреса Чехова (дача Бушева), а также по упоминанию гастролей Ф. И. Шаляпина и А. В. Секар-Рожанского (см. примечания к письму 2404).

    Ответ на письмо Л. С. Мизиновой от 13 сентября 1898 г. из Парижа; Мизинова ответила 11 (23) октября (ГБЛ).

  1. — Мизинова прислала большое письмо, в котором писала: «Итак, Вы в Крыму, а я сильно рассчитывала повидать Вас здесь; думала, Вы опять поедете куда-нибудь и заедете сюда. Так весной здесь говорили со слов Ковалевского. Я нарочно старалась пожить здесь подольше, чтобы повидать Вас. А то, знаете, я полчаса не застала Вас в Петербурге! Почему-то не воображала, что, при Вашей скупости, Вы поедете с Nord Express. Ну что же Вам рассказать про себя. С одной стороны, со стороны занятий, мне живется хорошо, но все остальное время погибаю от тоски. Обществом Петруши <Мельникова> и Вари <Эберле> насытилась до того, что иногда хочется не видеть их неделю, а этого нельзя. Заграница и Париж не изменили их ни на каплю. Все то же времяпрепровождение, те же разговоры, тот же многоуважаемый Савва Иванович! Больше почти никого не вижу. Была одна русская семья, но уехала. Те хорошие, интересные люди, но уже слишком погруженные в политическую экономию и Карла Маркса. О Вас там говорили как о божестве, особенно прочтя „Мою жизнь“! Спрашивали меня, какие Ваши убеждения, но я могла ответить на это мало и не подробно, на счет же того, „марксист“ Вы или нет — ничего не могла сказать! Ну, напишите же побольше про себя. Говорят, Вы теперь толще меня. Значит, красивы?

    2) Когда же Ваша свадьба? Мне здесь покоя не дают с этим! И где Ваша невеста! А все-таки гадко с Вашей стороны не сообщить об этом такому старому приятелю, как я. Я это узнала только здесь! Ковалевский здесь и очень болен. Маша пишет, что приедет на будущую зиму в Париж, почему же не эту? Я, вероятно, останусь здесь еще некоторое время и в Россию попаду не раньше января или февраля».

  2. Буду с нетерпением ожидать от Вас письма и карточки... — Мизинова писала: «Хотела послать Вам карточку, чтобы Вы увидели, какой старой ведьмой я стала, но хочу иметь Вашу, где Вы толстый. Пришлете?»

  3. «моих друзей»... — Намек на отношения Мизиновой с И. Н. Потапенко.

  4. У Немировича и Станиславского очень интересный театр. Прекрасные актрисочки. — На репетициях «Чайки» в сентябре 1898 г. Чехов познакомился о О. Л. Книппер, М. П. Лилиной, Е. М. Раевской, М. Л. Роксановой. О. Л. Книппер писала о первой встрече с Чеховым: «...знаменательный и на всю жизнь незабытый день» (Чехов в воспоминаниях 686). Следующая встреча с Книппер произошла в апреле 1899 г.

Разделы сайта: