Чехов — Суворину А. С., 8 октября 1898.

Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 8 октября 1898 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 289—290.


8 октября 1898 г. Ялта.

8 окт.

Вы пишете, что не надо баловать публику; пусть, но не надо также, чтобы я продавался дороже, чем Потапенко и Короленко. Здесь в Ялте расходится много моих книг, и в книжных магазинах говорили мне, что публика часто выражает свое неблаговоление. Боюсь, как бы дамы на улице не побили меня зонтиками.

Погода здесь теплая, совершенно летняя; сегодня дует ветер, но вчера и третьего дня было так хорошо, что я не удержался и послал телеграмму в «Новое время». Ходил без пальто, и всё-таки жарко. Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера; только вот беда — культуры нет. В Ялте в культурном отношении пошли даже дальше, чем в Ницце, тут есть прекрасная канализация, но окрестности — это сплошная Азия.

«Нов<ом> времени» заметку насчет театра Немировича и Станиславского и насчет «Федора Иоанновича» и не понял ее психологии. Вам там так нравилось и Вас так сердечно принимали, что поводом к подобной заметке могло послужить какое-нибудь крупное недоразумение, о котором я ничего не знаю. Что произошло?

Перед отъездом, кстати сказать, я был на репетиции «Фед<ора> Иоан<новича>». Меня приятно тронула интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством, хотя играли и не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется. Федор показался мне плоховатым; Годунов и Шуйский хороши, а старик (секиры) чудесен. Но лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину.

Здесь В. и Н. Коломнины. Были в Ялте, потом уехали в Алупку. Мне было приятно с ними встретиться.

Каразин как художник мне не нравится. Он надоедает своим однообразием до уныния.

Вы обещали напечатать и разослать по театрам объявления о пьесах, которые продаются в Ваших магазинах. Это не мешало бы.

Ваш А. Чехов.

Мой адрес просто: Ялта. Из дома Бушева я скоро съеду.

Примечания

    2430. А. С. СУВОРИНУ

     г.

    ЦГАЛИ). Впервые опубликовано: Письма, т. V, стр. 229—230.

    «Царя Феодора Иоанновича» в Художественно-Общедоступном театре.

  1. ...не надо ~ чтобы я продавался дороже, чем Потапенко и Короленко. — Книги Чехова не продавались дороже книг Короленко и Потапенко (см. каталог книжного магазина «Нового времени» А. С. Суворина, 1878—1901, СПб., 1902). Средняя цена за том была 1 р. Возможно, Чехов отвечает на предложение Суворина поднять цену на тома собрания сочинений, которые предполагалось печатать у Суворина. (В предпринятом затем А. Ф. Марксом издании сочинений Чехова цена каждого тома составляла 1 р. 50 к.).

  2. ...послал телеграмму в «Новое время». — См. № 2428.

  3. «Нов<ом> времени» заметку насчет театра Немировича и Станиславского ~ Что произошло? — 23 сентября 1898 г. в «Новом времени» (№ 8108) в разделе «Театр и музыка» была помещена следующая заметка: «Некоторые московские газеты рассказывают о том, как из Петербурга приезжали в Москву представители труппы Литературно-артистического театра для того, чтобы присутствовать на репетициях трагедии Толстого „Царь Феодор Иоаннович“, которая готовится и на театре гг. Алексеева и Немировича-Данченка. По уверению газет, петербуржцы пришли в такое умиление от московской постановки, что решили приостановить начатые в Петербурге репетиции, и всё переиначали по московскому образцу. Газеты, хотя и говорят об этом весьма убежденно, но тем не менее заблуждаются. Вся постановка „Феодора“ для Литературного кружка — декорации, костюмы, утварь и пр. — была заказана и сделана в течение минувшего лета, никаким изменениям осенью не повергалась и совершенно не соответствует московской мизансцене. Постановка обоих театров резко отличается друг от друга, начиная с понимания центральной фигуры трагедии и кончая мелочными подробностями. Более того, дирекция Литературного театра, вполне сочувствуя московскому предприятию, интересуясь его серьезной режиссерской работой, решительно несогласна с теми приемами, с какими подошли москвичи к постановке трагедии Толстого. Впрочем, во всем этом нетрудно будет убедиться при исполнении „Феодора“ в Москве и Петербурге».

    Об этой заметке Чехову писал Вл. И. Немирович-Данченко: «Суворин, как ты и предсказывал, оказался... Сувориным. Продал нас через неделю. На твоих глазах он восхищался нами, а приехал в Петербург и махнул подлую заметку. Не могу себе простить, что говорил с ним о вступлении в „Товарищество“» (письмо Чехову от 27 сентября 1898 г. — Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие. М., 1954, т. 2, стр. 144). О присутствии Суворина на репетициях Художественного театра см. письмо Немировича-Данченко К. С. Станиславскому от 12 сентября 1898 г. (там же, стр. 141—142).

  4. «Фед<ора> Иоан<новича>». — 14 сентября 1898 г.

  5. Ирина, по-моему, великолепна. — Роль Ирины исполняла О. Л. Книппер.

  6. Федор показался мне плоховатым; Годунов и Шуйский хороши, а старик (секиры) чудесен.  М. Москвин, Годунов — А. Л. Вишневский, Иван Петрович Шуйский — В. В. Лужский, Богдан Крюков — А. Р. Артем.

  7. Вы обещали напечатать ~ объявления о пьесах... «Пьесы для театра, изданные А. С. Сувориным и продающиеся в его магазине „Новое время“». СПб., 1899.

Разделы сайта: