Чехов — Иловайской К. М., 27 апреля 1899.

Чехов А. П. Письмо Иловайской К. М., 27 апреля 1899 г. Москва // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 8. Письма, 1899. — М.: Наука, 1980. — С. 160—161.


2732. К. М. ИЛОВАЙСКОЙ

27 апреля 1899 г, Москва.

27 апрель.

Многоуважаемая Капитолина Михайловна, профессор Остроумов давно уже в Сухуме; только сегодня мне удалось добыть более точные сведения: он вернется в Москву в конце мая и будет принимать больных. В конце мая я повидаюсь с ним и, если Вы тогда еще будете в Ялте, пошлю Вам подробную телеграмму.

Доехал я хорошо, но в Москве застал холод, шел снег; потом было тепло, потом опять холодно. Сегодня жарко. Я прежде всего нанял другую квартиру, нанял ее на целый год в смутном расчете, что авось Исаак Наумович разрешит мне прожить декабрь и январь в Москве. Кстати, мой московский адрес: Малая Дмитровка, д. Шешкова. Посетителей так много, что я положительно замучился; на второй день праздника принимал публику с 8 утра до 10 часов вечера и так изнемог, что после 10 едва не падал и растянулся на диване, как бездыханный труп. Был у меня Л. Н. Толстой, и я был у него, обедал. Бываю у Федотовой. Одним словом, окружен знаменитостями, как непорочная девушка ангелами, когда она спит. Пьесы своей не видел и не увижу, но зато каждый день у меня бывают актеры, исполнявшие мою пьесу («чайкисты»), и я даже снимался с ними в одной группе. Что я делаю в Москве? Принимаю посетителей, ем окорок, покупаю мебель, новые костюмы, шляпы, гуляю, — и было бы совсем не скучно, если бы не холод и если бы не тянуло в Ялту. Я приеду, но не раньше июня.

А. И. Урусова еще не видел. Кика была у меня и расспрашивала о Вас; говорила, что в мае поедет в Ялту.

Ваше письмо и телеграмму получил, большое Вам спасибо, очень большое, кланяюсь Вам низко, до земли. В Москве еще не распускались деревья, у неба холодный вид, всё уныло — и потому письма с юга необыкновенно приятны.

У Надежды Александровны плеврит? Это от Фигнера. Очевидно, знакомство с литераторами гораздо безопаснее, чем с певцами.

Надеюсь, что Николай Иванович здоров и весел и что всё обстоит благополучно. Напишите мне, пожалуйста, как здоровье и куда Вы намерены уехать, и когда вернетесь в Ялту. Если поедете в Карлсбад, то я спишусь с Ковалевским и Потапенко, которые там будут; они могут пригодиться, рекомендовать какого-нибудь знаменитого доктора.

Я еще буду писать Вам, только дайте уехать в деревню, где я буду посвободнее. Откровенно говоря, в деревню меня совсем не тянет (холодно там и скучно), но всё же я поеду туда после первого мая.

В Москве великолепный, изумительный звон. Я получил письмо от архиерея — просит мою фотографию. А я всё еще не снимался. Целую Вам руку и желаю от всего сердца здоровья, всего хорошего. Не забывайте Вашего трезвого, не буйного и бесконечно благодарного жильца

А. Чехова.

Примечания

    2732. К. М. ИЛОВАЙСКОЙ

    27 апреля 1899 г.

    ГБЛ). Фотокопии трех писем Чехова к К. М. Иловайской (см. еще 20 мая и 15 августа 1899 г.) были присланы из Парижа владельцем автографов А. Я. Полонским академику М. П. Алексееву. Впервые опубликовано: отрывок — «Литературная газета», 1965, № 149, 18 декабря; полностью — Книга. Исследования и материалы. Сб. XIII. М., 1966, стр. 214 (публикация Е. М. Сахаровой).

    Ответ на письмо К. М. Иловайской от 18 апреля 1899 г. и поздравительную телеграмму от 17 апреля (ГБЛ).

  1. ...профессор Остроумов давно уже в Сухуме... ГБЛ).

  2. ...пошлю Вам подробную телеграмму. — Она неизвестна.

  3. Я прежде всего нанял другую квартиру... — Переехал из д. Владимирова в д. Шешкова на Малой Дмитровке.

  4. — Альтшуллер.

  5. Был у меня Л. Н. Толстой, и я был у него... — См. письма 2727 и 2733.

  6. Бываю у Федотовой.

  7. Кика — лицо неустановленное. Возможно, что это ялтинская домовладелица по фамилии Кикина.

  8. У Надежды Александровны плеврит? Это от Фигнера. — Речь идет об Н. А. Терновской, дочери ялтинского протоиерея. Она увлекалась пением Н. Н. Фигнера, ездила на его гастроли в Одессу в марте 1899 г., там и заболела. Она писала Чехову 21 марта 1899 г.: «Только что приехала из театра: была во второй раз на „Евгении Онегине“. Сегодня я положительно чуть с ума не сошла от восторга. Фигнер бесподобен, Яковлев тоже. <...> Завтра иду на „Кармен“. Мне кажется, что подобного пения я не услышу во всю свою жизнь, поэтому бываю в театре почти каждый день, чтобы надолго хватило воспоминаний». 22 апреля Терновская писала Чехову: «Вы, должно быть, уже слышали от Капитолины Михайловны, что мне даром не обошлось увлечение Фигнером...» (ГБЛ).

  9. Николай Иванович

  10. Я получил письмо от архиерея.  г. (ГБЛ).

Разделы сайта: