Чехов — Тараховскому А. Б., 26 ноября 1899.

Чехов А. П. Письмо Тараховскому А. Б., 26 ноября 1899 г. Ялта // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 8. Письма, 1899. — М.: Наука, 1980


2957. А. Б. ТАРАХОВСКОМУ

22—26 ноября 1899 г. Ялта.

26 ноябрь.

Наконец я собрался отвечать Вам, многоуважаемый Абрам Борисович. Устава кассы взаимопомощи у меня нет. Напишите Ипполиту Федоровичу Василевскому, Петербург, Офицерская, 40 — он вышлет Вам, или прямо напишите кому-нибудь из одесситов, чтобы Вас избрали в одесское отделение (оно, кажется, есть в Одессе); кажется, нужны двое, чтобы записать Вас. Одним из этих двух буду я. Для удостоверения Вашей литературной правоспособности достаточно книжки, изданной «Посредником», — не говорю уж о Вашей постоянной и значительной деятельности как журналиста. Если в Одессе нет отделения, тогда в Москву или в Петербург. Спишитесь с Василевским, приложите сему джентльмену на ответ марку.

револьвера только Вам же испортит нервы.

Да, народная читальня и народный театр должны иметь свое помещение, а городская библиотека — свое. Просветительные учреждения не следует концентрировать в одном месте, нужно их разбрасывать по городу — это раз. Во-вторых, следует бояться тесноты, толкотни, надо бояться шума, который нужен в театре и так мешает в библиотеке. В-третьих, когда несколько учреждений одного характера помещается под одной крышей, то одно из них должно поглотить другие. В-четвертых, кухарки библиотекаря, смотрителя театра и проч. и проч. будут ссориться и ссорить между собой хозяев. А главное, в-пятых, городская библиотека, как книгохранилище, должна занимать свое собственное, просторное, привлекательное для публики помещение, и должна быть уверенность при этом, что по мере надобности помещение библиотеки можно будет расширять; а если с одного боку читальня, а с другого театр, то уж о расширении тут и думать нечего. Ведь при росте теперешней культурной жизни никто не может поручиться, что для библиотеки не понадобится через 25—40 лет пятиэтажное здание! Театры же учреждения наполовину коммерческие; дайте срок, и они сами начнут расти, как грибы, и на каждой улице будет по театру, именно по такому театру, какой этой улице нужен. Как в Неаполе, например.

Идет снег. Жизнь здесь ничего себе, но скучно, ах как скучно! Работаю понемножку и жду весны, когда можно будет уехать. Одолевают приезжие чахоточные; обращаются ко мне, я теряюсь, не знаю, что делать. Придумал воззвание, собираем деньги, и если ничего не соберем, то придется бежать вон из Ялты. Прочтите воззвание сие и, если найдете нужным, напечатайте хоть несколько строк в «Пр<иазовском> крае». Напирайте на то, что мы хотим устроить санаторию. Если бы Вы знали, как живут здесь эти чахоточные бедняки, которых выбрасывает сюда Россия, чтобы отделаться от них, если бы Вы знали, — это один ужас! Самое ужасное — это одиночество и... плохие одеяла, которые не греют, а только возмущают брезгливое чувство.

Вы писали мне что-то насчет Воскресной школы? Писали? Запишите меня членом и сообщите, как велик членский взнос и куда я должен его послать.

Скажите Гордону, что я свои обещания помню. Картинку для приемной вышлю, пусть потерпит.

 Чехов.

Привет Вашей семье.

На конверте:

Таганрог.
Его высокоблагородию


Примечания

    2957. А. Б. ТАРАХОВСКОМУ

    22—26 ноября 1899 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ«Приазовский край», 1899, № 319, 5 декабря, в заметке «Помогите чахоточным!». Большая часть письма — «Приазовский край», 1904, № 182, 11 июля, стр. 4; полностью — Письма, т. V, стр. 456, 458—459.

    Год устанавливается по почтовым штемпелям: Ялта. 25 XI 1899; Таганрог. 28 ноя. 1899. В автографе дата «26 ноябрь» переправлена из «22».

    Ответ на письмо А. Б. Тараховского от 3 ноября 1899 г.; Тараховский ответил 29 декабря (ГБЛ).

  1. — Тараховский просил прислать ему «Устав взаимопомощи литераторов». См. также письмо 2860.

  2. — Под псевдонимом «Шиллер из Таганрога» Тараховский печатал в «Приазовском крае» острые фельетоны на местные темы. В «Таганрогском вестнике», № 132 от 5 ноября было напечатано «Письмо в редакцию» техника Ф. Гирсанова, которое заканчивалось прямой угрозой: «Я неукоснительно и полностью буду с ним расплачиваться иным оружием, нежели то, которым он меня затрагивает». Тараховский писал Чехову: «Я всё воюю. Получил много писем самого грозного содержания. Обещают и избить, и убить. Ничего не поделаешь — запасся револьвером и ношу всегда с собой. Надоела мне вся эта тревожная канитель, а бросить нельзя. Нужно же чем-нибудь жить».

  3. Прочтите воззвание ~ напечатайте хоть несколько строк в «Пр<иазовском> крае». «Приазовском крае» была помещена заметка «Помогите чахоточным!» (№ 319, 5 декабря). В ней говорится: «От известного писателя Антона Павловича Чехова, проживающего теперь в Ялте, мы получили печатное воззвание, которому охотно даем место, в полной уверенности, что читатели наши откликнутся на призыв о помощи несчастным больным, находящимся в Ялте при самых ужасных условиях. Вот это воззвание». Приводится текст воззвания (см. письмо 2954), за подписями: «Председатель В. Рыбицкий. Уполномоченный правления Антон Чехов». Далее говорится: «В особом письме к нам А. П. Чехов, между прочим, пишет: „Ялту одолевают приезжие чахоточные; обращаются ко мне; я теряюсь, не знаю, что делать. Мы выпускаем воззвания, собираем деньги, если ничего не соберем, то придется бежать вон из Ялты. Если бы вы знали, как живут здесь эти чахоточные бедняки, которых выбрасывает сюда Россия, чтобы отделаться от них, если бы вы знали, — это один ужас!“ Мы убеждены, что наше общество, всегда отзывчивое на нужды не только своих соотечественников, но и страждущих всего мира, чему могут служить лучшим доказательством обильные пожертвования в пользу буров, дружно откликнется на помощь несчастным и бесприютным больным, проживающим в Ялте. <...> Наш уважаемый писатель А. П. Чехов со свойственной ему отзывчивостью взялся за это дело, убедившись на месте, как ужасна жизнь этих безвинно погибающих бедняков. Помогите! Дело, о котором идет речь, заслуживает самого серьезного внимания всего русского общества. Помогите же осуществиться этому святому делу!»

    «Воззвание своевременно было напечатано в „Приазовском крае“, но пожертвований не особенно много. Может быть, посылают непосредственно в Ялту. Знаю, что на днях в Мариуполе был устроен, по инициативе „исправника“, в пользу ялтинских больных, спектакль, и дал полный сбор. Некоторые провинциальные газеты перепечатали воззвание и там тоже начали поступать небольшие суммы. Здесь дамы предполагают устроить спектакль и вечер, но кажется ничего не выйдет. Одновременно с этим письмом посылаю переводом поступившие суммы: <...> всего 20 р.».

  4. Вы писали мне что-то насчет Воскресной школы. Писали? — Тараховский писал: «У нас открыта Воскресная школа. Было бы очень желательно, чтобы Вы записались членом — это принесло бы громадную пользу делу, а еще лучше, если бы Вы написали несколько слов о громадном значении этого прекрасного дела». В этом же письме Тараховский сообщал: «Шла у нас пьеса „Дядя Ваня“ в прекрасном исполнении г. Шувалова, а завтра идет „Иванов“ с ним же. Прошу поставить „Чайку“, но у них <...> нет подходящей исполнительницы роли Аркадиной».

  5. Скажите Гордону, что я свои обещания помню.  М. Гордону картину для его приемной (см. письмо к А. Б. Тараховскому от 15 февраля 1900 г. в т. 9 Писем).

Разделы сайта: