Чехов — Иорданову П. Ф., 21 апреля 1901.

Чехов А. П. Письмо Иорданову П. Ф., 21 апреля 1901 г. Ялта // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 10. Письма, Апрель 1901 — июль 1902. — М.: Наука, 1981


3362. П. Ф. ИОРДАНОВУ

21 апреля 1901 г. Ялта.

Ялта, 21 апреля 1901.

Многоуважаемый Павел Федорович, из академических профессоров я знаком только с Репиным, еще с Киселевым и не помню еще с кем; сегодня напишу Репину. Насчет Антокольского и Павловского не говорите аминь, пока я не побываю в Париже и не повидаюсь с ними. Ту вещь, которую пожертвовал Антокольский, я помню очень хорошо, и если увижу ее, то тотчас же заговорю о том, что принадлежит она Таганрогу.

«Скорпион» напечатал в своем сборнике мой рассказ, за который и выслал деньги Вам — в пользу Вашего музея. Вы спрашиваете, не членский ли это взнос в приют? А разве я член? У меня нет метрического свидетельства, а посылать за ним в Екатеринославскую консисторию значило бы начать волокиту скучную и притом бесконечную. Мое метрическое свидетельство в медицинском департаменте, где я числился на службе младшим сверхштатным медицинским чиновником.

Иллюстрированного издания «Мертвых душ» не выписывайте, я пришлю Вам.

В Ялте частые дожди, растительность великолепная.

Ну, будьте здоровы и благополучны. Желаю Вам всего хорошего и низко кланяюсь Вашей жене и детям.

Ваш А. Чехов.

  Таганрог.

Его высокоблагородию

    Павлу Федоровичу

Иорданову.

    21 апреля 1901 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ, т. VI, стр. 139.

    Ответ на письмо П. Ф. Иорданова от 18 апреля 1901 г. (ГБЛ).

  1. — Иорданов писал: «На днях я прочел в газетах о решении Совета Академии художеств разослать в провинциальные музеи некоторые произведения искусств. Конечно, я сейчас же туда написал. Но оттуда попросили прислать каталог и устав, а у нас ни того, ни другого нет, так как и музей-то в зачатке или, даже, в проекте. Тем не менее я набрался нахальства и написал, что пока ни каталога, ни устава нет, а музей есть при библиотеке, хотя еще только в зачатке, упомянул об обещании Антокольского и Павловского, упомянул и о Вас (каюсь чистосердечно) и просил все-таки прислать что-нибудь, так как даже при существовании устава и каталога мы всё же будем бессильны обогащать музей произведениями искусства без помощи Академии, ввиду неимоверной их дороговизны. Если Вам что-нибудь известно по этой части (т. е. насчет решения Академии) или если есть у Вас там знакомства, не откажите похлопотать за нас. Если и Вас будут спрашивать относительно того, что же за музей в Таганроге, Вы можете объяснить, что это музей при библиотеке, составляющий с ней одно целое, одним словом копия (не музей, а целое) — хотя и бесконечно маленькая, — СПб. Публичной библиотеки. И это будет правда, потому что, в действительности, я к этому и стремлюсь. И когда нашу библиотеку будут посещать не только для того, чтобы читать, но и чтобы что-нибудь посмотреть, чему-нибудь поучиться, чтобы в ней спокойно заниматься и работать, я буду очень доволен. Если помните, придать ей такой характер — было Вашим желанием, и оно мне пришлось по душе, и я не сомневаюсь, что дело наладится». См. также письмо 3386 и примечания к нему.

  2. . — Письмо не сохранилось.

  3. — Антокольский обещал Чехову подарить Таганрогскому музею свою скульптуру «Последний вздох». Кроме того, Чехов хотел поторопить скульптора с завершением работы над памятником Петру I для Таганрога. 3 сентября Иорданов извещал Чехова: «Вам, вероятно, уже известно из газет, что мы, наконец, получили статую Петра. Отливка восхитительная, вся статуя — в одном куске и очень эффектна. Пьедестал еще не готов: еще не высечен монолит, но, по уверению мастера (Эдуардо из Одессы), он будет готов в конце октября. По уверению нашего техника, осматривавшего готовые части, работа и гранит очень хороши. Но зато, если памятник обещает быть очень удачным, мы постарались так обезобразить место, где он будет стоять, что на него противно смотреть. Вследствие отсутствия архитектора с декабря прошлого года и вследствие полнейшего отсутствия в целом городе какого-нибудь сведущего лица, способного его заменить, разбивка площадки вокруг памятника была поручена нашим доморощенным техникам, которые ее и изгадили, насколько могли, истратив такую массу денег на это, что о переделке ее, даже в близком будущем, нельзя и думать. Эта неудача отравляет всякое воспоминание о памятнике... Открытие его состоится в будущем году».

  4. «Скорпион» напечатал в своем сборнике мой рассказ... «Скорпион» напечатало в альманахе «Северные цветы» рассказ Чехова «Ночью» (см. также письмо 3361).

  5. . — Иорданов спрашивал: «Две недели тому назад от Товарищества „Скорпион“ в библиотеку на Ваш счет было прислано сто рублей, не указывая для чего. Не членский ли это взнос в приют? Не откажите ответить».

  6. ...числился на службе младшим сверхштатным медицинским чиновником. — В 1893 г. (см. об этом подробнее в примечаниях к т. 5 Писем, стр. 454, 477, 499, 505).

  7. «Мертвых душ» не выписывайте... — Это издание прислал Чехову в подарок А. Ф. Маркс. В составленном Чеховым списке книг, посланных в Таганрогскую городскую библиотеку (ЦГАЛИ«Мертвые души» Гоголя, изд. Маркса, значатся под № 1280 (л. 29 об.)

Разделы сайта: