Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 1 сентября 1901.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 1 сентября 1901 г. Ялта // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 10. Письма, Апрель 1901 — июль 1902. — М.: Наука, 1981. — С. 70.


3461. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

1 сентября 1901 г. Ялта.

1 сентябрь 1901.

Милая собака, ты пишешь мне каждый день, я тебя люблю за это, благохвалю — поступай и впредь так. Будь умницей, попроси Вл. Ив. Немировича, чтобы он, пожалуйста, дал мне возможность теперь же познакомиться с его пьесой. Пусть отдаст переписать и пусть вышлет мне немедленно, я прочту с большим вниманием, интересом и с громадным удовольствием. Надеюсь, что он не откажет мне в этой просьбе.

Пришли мне свой адрес. Спиридоновка, д. Бойцова — так?

Меня чистят каждый день, но не так, как при тебе... Арсений чистит, уже вернувшись из города; надо снимать платье (пиджак) и отдавать ему, это неинтересно и потому происходит не ежедневно.

Читаю я Тургенева. Вчера читал очень интересную лекцию Мечникова «Флора нашего тела» — о том, почему мы живем не сотни лет. Очень интересно. Наши правнуки будут жить по 200 лет, а в 70—80 лет будут еще молоды.

«Salammbó» я отдал Срединым. Еще что? Ты ела вкусный салат, и мне захотелось, так вкусно ты пишешь.

Твоя мама, стало быть, примирилась с Немировичем? Значит, она уже не боится за свою дочь?

Вишневскому скажи, что выеду я из Ялты с таким расчетом, чтобы успеть в Москве прорепетировать «Трех сестер», т. е. буду уже 16-го в Ваших краях, сударыня. Если репетиции не будет, то я не стану смотреть «Трех сестер». Нужно ли брать с собой в Москву одеяло? А подушку? Напиши, что я должен взять.

Ну, целую тебя. Веди себя хорошо.

Твой строгий муж

Антонио.

    3461. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

    1 сентября 1901 г.

    ГБЛ). Впервые опубликовано: с пропуском — , стр. 126—127; полностью — ПССП, т. XIX, стр. 127—128.

    Ответ на письмо О. Л. Книппер от 28 августа 1901 г. (Переписка с Книппер 1, стр. 433—435).

  1. ...попроси Вл. Ив. Немировича, чтобы он ~ дал мне возможность ~ познакомиться с его пьесой. — 16 июня 1901 г. Немирович-Данченко сообщал Чехову о своем желании написать пьесу для Художественного театра: «...я <...> хочу написать пьесу. Я совсем отвык писать. Скоро забирает лень. А кроме того, перо отучилось писать так, как требует мысль и образ. Трудно его разгорячить, так оно стало холодно и рассудочно. С тех пор, как я приехал в деревню, я выкурил уже 400 папирос, а у меня все еще нет ни одного законченного акта. Как я тебе пошлю „хоть один“ акт? Это очень неудобно. Отложим уж до августа!» (Немирович-Данченко, стр. 240). В начале августа Немирович-Данченко вчерне закончил работу над пьесой. 28 августа Книппер писала: «Завтра Влад<имир> Ив<анович> читает свою пьесу. Волнуется, кажется, сильно <...> Станиславский, говорят, в диком восторге от пьесы Влад<имира> Ив(ановича) и уже написал mise en scene 1-го акта. Интересно — послушаем. А, право, страшно за Влад. Ив. Подумай, если пьеса не понравится <...> каково ему? Ты, впрочем, философ в этом деле и никакого ужаса не видишь — правда? Вл. Ив. очень хотел бы прочесть ее тебе или послать, но до сих пор не имел ее целиком на руках. Приезжай, почитаешь, поговоришь с ним. Что-то будет!» На следующий день она рассказывала о первом впечатлении от пьесы Немировича-Данченко: «...я недавно вернулась с чтения пьесы Вл. Ив. и устала ужасно. У меня в голове сумбур, а на душе муть <...> Попрошу его на днях поговоритсь со мной <...> Называется „Независимые“. Мать — натура художественная, вся в музыке, в звуках, в работе, из дочери хотела сделать то певицу, то пианистку, но дочь бесталанная, властолюбивая, замужем без любви за князем уже года 4, но притом остается девушкой и любит другого, женатого философа, а тот любит в ней только свою мечту и хотя расходится с женой, но и не соединяется с княгиней, т. к. это уничтожило бы мечту, и уезжает после разговора с князем. Княгиня пошла бы за ним, но видит сама, что он ее любит только как женщину и ближе не подпустил бы. Она в отчаянии хочет куда-то уехать, мечется, тяжелая сцена с матерью, кот<орая> ее совсем не понимает и не может даже вникнуть, и пьеса обрывается. Очень хорошо вышел у него князь — натура прозрачная, чистая, идеальная, как живой. Философ не очень удался, по-моему. Да вообще должна еще прочитать пьесу внимательно <...> Пьеса, кажется, понравилась, аплодировали сильно. Приехал, было, Боборыкин, но после 1-го акта уехал, т. к. повспылил с Вл. Ив. Он сказал, что Немирович не имеет права ставить свою пьесу в своем театре, и вскипел, и Немирович попросил его уехать» (, т. 1, стр. 435—436).

  2. ...читал очень интересную лекцию Мечникова «Флора нашего тела»... — Напечатана в журнале «Вестник воспитания», 1901, № 8, август.

  3. «Salammbó» я отдал Срединым«Попроси Машу отдать Срединым „Salammbó“ <Флобера>, она у тебя в кабинете».

  4. Ты ела вкусный салат... — «Ела сейчас вкусный салат из картофеля, огурцов, селедки, испанского лука и телятины», — писала Книппер.

  5. Твоя мама, стало быть, примирилась с Немировичем? — Книппер писала о Немировиче-Данченко: «...сегодня был у мамы, приглашает ее ставить голоса в драматическом классе при нашем театре. Не знаю, чем кончится. Маму это дело интересует, и ей хочется».

  6. «Трех сестер»... «Трех сестер». Затем побывал на репетициях пьесы 20 и 21 (днем) сентября.

Разделы сайта: