Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 10 марта 1902.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 10 марта 1902 г. Ялта // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 10. Письма, Апрель 1901 — июль 1902. — М.: Наука, 1981


3691. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

10 марта 1902 г. Ялта.

10 марта.

Оля моя, жена моя, здравствуй! Пишу тебе от нечего делать и от скуки, и не знаю, о чем написать. Здоровье мое сегодня превосходно, как давно уже не было; кашля совсем мало, самочувствие отменное, и это я объясняю погодой, солнечной и почти теплой. Если бы совсем поправиться, чтобы можно было жить в Москве! Дачу для нас уже ищут на Волге мои условия: усадьба, мебель, отсутствие ветра и близость пристани, лучше же всего флигель в чьем-нибудь имении, чтобы я мог ухаживать за барышнями. Хорошо бы флигелек, в котором бы ты хозяйничала, а я бы над тобой командовал и взыскивал бы.

«Новом времени» — это не дело Миши.

Сейчас принесли для прочтения драмищу — в 5 актах!! Ведь это разбой.

Ну, целую тебя, ласкаю и обнимаю. Поклонись Тихомирову, скажи, чтобы он высылал газеты, даже те рецензии, которые кажутся ему пустяшными. Я от скуки все прочту.

Твой немецкий муж в протертых назади брюках.

Антон.

    3691. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

    10 марта 1902 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: , стр. 208—209.

    Год устанавливается по письму О. Л. Книппер от 7 марта 1902 г. (Переписка с Книппер, т. 2, стр. 347—349), на которое Чехов отвечает.

  1. — В архиве Чехова (ГБЛ), сохранилось письмо Н. Ф. Гуссаковского от 23 марта 1902 г. Из него видно, что В. М. Лавров по поручению Чехова просил своего знакомого приискать дачу на берегу Волги близ Костромы.

  2. Писать рецензии, да еще в «Новом времени» — это не дело Миши. — Младший брат Чехова Михаил Павлович был сотрудником газеты «Новое время». 6 марта он поместил статью о спектакле «В мечтах», где, в частности, говорилось: «Второй акт, кажется, у автора составляет гвоздь пьесы. <...> Акт красивый по постановке, но в общем скучный, и если бы мило не потешал г. Вишневский (чех Бокач) и не приподнимала в публике настроение г-жа Книппер (m-me Широкова) своей беззаботной веселостью и бесшабашным отношением к жизни, то было бы вовсе скучно: походило бы на панораму. В том месте, где г-жа Книппер упрашивает Костромского сказать спич, уверяю вас, требовать от нее лучшего исполнения — значило бы придираться, на что мы большие мастера; и публика осталась ею очень довольна. Кстати, ей поднесен от публики букет». «Зачем он только обо мне пишет!» — заметила Книппер в письме 6 марта, а 7 марта просила Чехова: «Дусик, ты бы Мише написал, чтобы он не помещал рецензий о нашем театре, а особливо обо мне, ведь нехорошо, право. Ты согласен? Я сейчас хочу съездить к ним и поговорю с ним, хотя совсем не знаю его. По-моему, ему неловко писать о нашем театре. Как ты думаешь?» 8 марта Книппер рассказывала о посещении М. П. Чехова: «Я Мише говорила, что ему неловко писать о нашем театре, особливо хвалить меня. Он этого не находит и даже способен писать о твоих пьесах — этого я уже окончательно не понимаю. И рецензию он написал нехорошо, хлестко, с задором. Я уверена, что ты не будешь доволен» (, т. 2, стр. 345, 351). См. письмо 3696.

Разделы сайта: