Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 16 марта 1902.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 16 марта 1902 г. Ялта // А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 10. Письма, Апрель 1901 — июль 1902. — М.: Наука, 1981. — С. 213—214.


3700. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

16 марта 1902 г. Ялта.

16 марта.

Милый мой, глупенький пупсик, злая моя, нехорошая жена, вчера я не получил от тебя письма. Кроме вчерашнего дня, я писал тебе ежедневно; очевидно, письма не доходят, с чем тебя и поздравляю.

пишу и писать ее не хочется, так как очень уж много теперь драмописцев и занятие это становится скучноватым, обыденным. Ставить вам нужно прежде всего «Ревизора», Станиславский — городничий, Качалов — Хлестаков. Это для воскресений. А ты бы была великолепная городничиха. Затем — «Плоды просвещения», тоже для воскресений и на запас. Только вам необходимо еще прибавить двух-трех порядочных актрис и столько же актеров, тоже порядочных. Если главные роли будут, хотя бы случайно, исполняться такими, как Мунт, и даже такими, как Литовцева, то театр ваш погибнет через 2—3 сезона.

У меня никто не бывает. Впрочем, вчера была Мария Ивановна Водовозова, которая, очевидно, — и это очень жаль! — помирилась со мной. Несносная, глупая бабенка, которая каждую минуту суется не в свое дело.

Как идет IV акт «Мещан»? Ты довольна? Напиши мне, дуся.

Отчего я не получил ни одной телеграммы? Я каждый вечер жду. Очевидно, Немирович пал или падает духом, его заедают рецензии. А ты, дурочка, не верь этим пошлым, глупым, сытым рецензиям нелепых людей. Они пишут не то, что прочувствовано ими или велит им совесть, а то, что наиболее подходит к их настроению. Там, в Петербурге, рецензиями занимаются одни только сытые евреи неврастеники, ни одного нет настоящего, чистого человека.

Вот уже четвертая неделя поста! Скоро ты приедешь. Тебе я отдаю ту комнату, где стоит пианино, и ту, что внизу, где ты жила в прошлом году. Значит, две комнаты. Дам даже три комнаты, только не уходи к Суворину за 1000 р. в месяц.

Твой муж под башмаком

Antoine.

Кланяйся Андреевской, той самой, что на кумысе познакомились.

Третьего дня, прочитав твое письмо, где ты пишешь, что не получаешь моих писем, я послал тебе письмо в Панаевский театр.

    3700. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

    16 марта 1902 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: , стр. 213—214.

    Год устанавливается по письму О. Л. Книппер от 10 марта 1902 г., на которое Чехов отвечает; Книппер ответила 21 марта (Переписка с Книппер 2, стр. 358—361, 396—398).

  1. — Речь идет о замысле пьесы «Вишневый сад». Книппер спрашивала: «Пьесу пишешь? Я тебя буду экзаменовать, когда приеду». Пьеса была написана только в 1903 г.

  2. Ставить вам нужно прежде всего «Ревизора»... — Книппер просила: «Пайщик мой милый, напиши-ка список пьес, кот<орые> были бы желательными для нашего театра в будущ<ем> сезоне. Подумай и напиши мне. Я никак мозги не соберу». При жизни Чехова пьеса Гоголя «Ревизор» в Художественном театре поставлена не была. Премьера состоялась 18 декабря 1908 г.

  3. Затем — «Плоды просвещения»...

  4. ...такими, как Мунт... — См. письма 3694, 3696 и примечания к ним.

  5. ...и даже такими, как Литовцева... — Лёвестамм Нина Николаевна (1878—1956), по мужу Качалова. В труппе Художественного театра состояла с 1901 г. В пьесах Чехова исполняла роли Ирины («Три сестры»), Вари («Вишневый сад»), Сарры («Иванов»). Впервые годы работы в Художественном театре в основном дублировала роли других артисток.

  6. «Мещан»? — 9 марта Книппер писала: «Репетировали 4-ый акт, Влад<имир> Ив<анович> хорошо занимался, много повторяли». И 11 марта: «Днем репетировали „Мещан“. Разобрались в финальном гвалте» (там же, стр. 356, 365).

  7. Очевидно, Немирович пал или падает духом, его заедают рецензии. — Во время гастролей Художественного театра в Петербурге в прессе появились неблагоприятные отзывы о пьесе Вл. И. Немировича-Данченко «В мечтах», которая была поставлена в сезон 1901—1902 гг. (премьера состоялась 21 декабря 1901 г.). После первого спектакля в Петербурге газета «Биржевые ведомости» писала: «Так еще свежи прошлогодние впечатления, что невольно и от новых пьес ожидается что-то значительное и незаурядное. Поставленная вчера для открытия спектаклей четырехактная драма Вл. Немировича-Данченко далеко, однако, не оправдала ожиданий. Мы немножко притворялись, что нам очень весело, что порою мы проникаемся настроением, что философия автора нас подкупает, и места, рассчитанные на поэтичность, действительно поэтичны. На самом деле, минутами было скучно <...> — настроение создавалось очень редко, наконец, и философия автора зачастую казалась искусственной, надуманной и что-то уж очень тонкой. <...> И исполнение пьесы всеми лучшими силами художественной московской труппы (за исключением по болезни г-жи Лилиной) не придало ей той иллюзии правды, какую, например, приходилось выносить в прошлом году из театра после „Дяди Вани“, „Трех сестер“, „Доктора Штокмана“. Хорошо, но все-таки сцена, а не жизнь; колоритные исполнители, но все-таки актеры» (1902, № 63, 6 марта).

    В «Петербургской газете» от 6 марта Homo novus (Кугель) отмечал изумительную постановку пьесы «В мечтах» и сетовал на то, что усилия потрачены впустую: «Боже мой, — думал я, — сколько труда кладут эти люди на неодушевленную красоту вещей, и как мало на красоту таланта! Так любить павильоны, так обожать драпри, так молитвенно склоняться перед диванами и креслами! Сколько же, за вычетом этой „убыли души“, отданной на мертвечину, остается на живое, с души идущее и в душу проникающее, чутье прекрасного?..»

    «Санкт-Петербургские ведомости» (№ 63, 6 марта), «Новости дня» (№ 6730, 7 марта), «Новости и Биржевая газета» (№ 63, 5 марта), еженедельный журнал «Звезда» (1902, № 11, 16 марта). См. также примечания к письму 3690.

  8. ...не верь этим пошлым, глупым, сытым рецензиям нелепых людей. — 9 марта Книппер писала об откликах на пьесу Немировича-Данченко: «Как его затравили! Хотя рецензии в общем лучше, чем в Москве. Тон лучше».

  9. ...сытые евреи-неврастеники... — Возможно, Чехов имеет в виду А. Р. Кугеля, писавшего под псевдонимом «Homo novus», и Н. Е. Эфроса. Оба критика осуждали увлечение театра историческими и бытовыми подробностями, упрекали постановщиков в натурализме, выступали против диктата режиссера, за большую свободу актеров. Кугель регулярно выступал с рецензиями во время гастролей Художественного театра в Петербурге в 1902 г.

  10.  р. в месяц. — Речь идет о театре Литературно-художественного общества в Петербурге, одним из организаторов которого был Суворин. В 1902 г. Суворин был уже единоличным владельцем театра, который в обиходе часто называли Малым или Суворинским. Театр славился сильным актерским составом. 10 марта Книппер писала: «Знаешь, Влад<имир> Ив<анович> <Немирович-Данченко> сказал, что слышал, будто Суворин дал бы мне 1000 р. в месяц, если бы я пошла к нему служить».

  11. ...на кумысе... — В июне 1901 г. Чехов и О. Л. Книппер были в Аксенове Уфимской губернии, где Чехов лечился кумысом.

  12. ...твое письмо, где ты пишешь, что не получаешь моих писем...  г. (Переписка с Книппер, т. 2, стр. 355—357).

  13. . — В помещении этого театра проходили гастроли Художественного театра в Петербурге в 1902 г.