Чехов А. П. Письмо Пешкову А. М. (Горькому М.), 29 июля 1902 г. Любимовка // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 12—13.
3797. А. М. ПЕШКОВУ (М. ГОРЬКОМУ)
29 июля 1902 г. Любимовка.
29 июль 1902.
Дорогой Алексей Максимович, пьесу Вашу я прочел. Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия. Настроение мрачное, тяжкое, публика с непривычки будет уходить из театра, и Вы во всяком случае можете проститься с репутацией оптимиста. Жена моя будет играть Василису, распутную и злющую бабу, Вишневский ходит по дому и изображает татарина — он уверен, что это его роль. Луку — увы! — Артему нельзя давать, он повторится в ней, будет утомляться; зато городового отделает чудесно, это его роль, сожительница — Самарова. Актер, который очень удался Вам, роль великолепная, ее надо отдать опытному актеру, хотя бы Станиславскому. Барона сыграет Качалов.
Из IV акта Вы увели самых интересных действующих лиц (кроме актера), и глядите теперь, чтобы чего-нибудь не вышло от этого. Этот акт может показаться скучным и ненужным, особенно если с уходом более сильных и интересных актеров останутся одни только средние. Смерть актера ужасна; Вы точно в ухо даете зрителю, ни с того ни с сего, не подготовив его. Почему барон попал в ночлежку, почему он есть барон — это тоже недостаточно ясно.
Около 10 августа я уезжаю в Ялту (жена остается в Москве), потом, в августе же, возвращусь в Москву и проживу здесь, если не произойдет чего-нибудь особенного, до декабря. Увижу «Мещан», буду на репетициях новой пьесы. Не удастся ли и Вам вырваться из Арзамаса и приехать в Москву, хотя бы на неделю? Я слышал, что Вам разрешат поездку в Москву, что за Вас хлопочут. В Москве переделывают Лианозовский театр в Художественный, работа кипит, обещают кончить к 15 октября, но едва ли спектакли начнутся раньше конца ноября и даже декабря. Мне кажется, постройке мешают дожди, неистовые дожди.
Я живу в Любимовке, на даче у Алексеева и с утра до вечера ужу рыбу. Речка здесь прекрасная, глубокая, рыбы много. И так я обленился, что самому даже противно становится.
Здоровье Ольги поправляется, по-видимому. Она Вам кланяется и шлет привет сердечный. Передайте от меня поклон Екатерине Павловне, Максимке и дщери.
«Мысль» Л. Андреева — это нечто претенциозное, неудобопонятное и, по-видимому, ненужное, но талантливо исполненное. В Андрееве нет простоты, и талант его напоминает пение искусственного соловья. А вот Скиталец воробей, но зато живой, настоящий воробей.
В конце августа мы увидимся, как бы то ни было.
Будьте здоровы и благополучны, не скучайте. Был у меня Алексин, говорил о Вас хорошо.
Ваш А. Чехов.
О том, что пьесу получили обратно, напишите строчку. Мой адрес: Неглинный пр., д. Гонецкой.
С названием не спешите, успеете придумать.
3797. А. М. ПЕШКОВУ (М. ГОРЬКОМУ)
29 июля 1902 г.
Печатается по автографу (Архив Горького). Впервые опубликовано: Письма, т. VI, стр. 236—238.
Ответ на письмо М. Горького от июля 1902 г. Горький ответил между 1 и 8 августа (Горький, стр. 265—266, 268—269).
...пьесу Вашу я прочел. — М. Горький прислал Чехову для прочтения только что законченную пьесу «На дне».
...будет играть Василису... — О. Л. Книппер исполнила в пьесе «На дне» роль Насти.
...Вишневский ходит по дому... — Актер Художественного театра А. Л. Вишневский жил в то время вместе с Чеховым и Книппер на даче К. С. Станиславского в Любимовке.
...и изображает татарина... — При постановке пьесы Вишневскому была поручена именно эта роль.
Луку — увы! — Артему нельзя давать... М. Москвин.
...сожительница — Самарова. — Роль Василисы, жены городового Костылева, была отдана Е. П. Муратовой. М. А. Самарова сыграла Квашню. В автографе ошибочно написано «Самарина».
Актер ~ ее надо отдать ~ Станиславскому. — Роль актера в спектакле исполнил М. А. Громов. Станиславский сыграл Сатина.
Барона сыграет Качалов. — Эта роль действительно была отдана В. И. Качалову.
Около 10 августа я уезжаю в Ялту... — Чехов выехал из Москвы в Ялту 14 августа.
...жена остается в Москве...
...потом, в августе же, возвращусь в Москву ~ и проживу здесь ~ до декабря. — См. примечания к письму 3795.
Увижу «Мещан»... — Чехов был на представлении «Мещан» и Художественном театре 25 октября. Газета «Новости дня», описывая этот спектакль, сообщала в номере от 10 декабря 1902 г.: «Конечно, театр был переполнен. В нем была „вся Москва“ <...> В антрактах слышалось: „вот Чехов“, „вот Андреев“».
— Чехов имеет в виду пьесу «На дне».
Не удастся ли и Вам вырваться из Арзамаса... — Горький жил в Арзамасе с 9 мая 1902 г. под «гласным надзором» полиции. На первом представлении «Мещан» в Москве 25 октября 1902 г. он не присутствовал.
...за Вас хлопочут. г. О снятии с Горького особого надзора полиции прокурор Московской судебной палаты сообщил начальнику Нижегородского жандармского управления 10 августа 1902 г.; Горький был извещен об этом 16 августа.
В Москве переделывают Лианозовский театр в Художественный... — См. примечания к письмам 3487, 3527, 3613 и 3650 в т. 10 Писем.
...обещают кончить к 15 октября, но едва ли спектакли начнутся раньше конца ноября... — Театр был открыт 25 октября. Была показана пьеса Горького «Мещане».
— См. примечания к письмам 3789 и 3795.
Речка — Клязьма.
Здоровье Ольги поправляется... — См. примечания к письму 3789.
— Е. П. Пешкова.
Максимка — сын Горького.
дщерь — Катя Пешкова.
«Мысль» Л. Андреева... — Рассказ Л. Андреева «Мысль» был опубликован в журнале «Мир божий» (1902, № 7).
В конце августа мы увидимся... — Встреча Чехова с Горьким в августе не состоялась.
Был у меня Алексин...
С названием не спешите... — О колебаниях Горького в выборе названия для пьесы Андреев писал в августе 1902 г. Н. К. Михайловскому: «Был я в Арзамасе у Горького и слышал его новую драму: „В ночлежном доме“, или „На дне“ (он еще не остановился на том или другом заглавии) <...>» («Литературный архив», т. 5. М. — Л., 1960, стр. 55). Первое отдельное издание пьесы вышло в декабре 1902 г. в Мюнхене под названием «На дне жизни».