Чехов — Алексееву (Станиславскому) К. С., 1 октября 1902.

Чехов А. П. Письмо Алексееву (Станиславскому) К. С., 1 октября 1902 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 54—55.


3854. К. С. АЛЕКСЕЕВУ (СТАНИСЛАВСКОМУ)

1 октября 1902 г. Ялта.

1 окт. 1902.

Что такое, дорогой Константин Сергеевич?! С нами крестная сила! Я удалился от Вас, разлюбил Художественный театр? Ничего подобного даже не снилось мне, ни о чем подобном я не мог подумать даже в шутку! Не знаю, что, собственно, навело Вас на мысль о перемене, которая якобы произошла во мне. Мое письмо к Савве Тимофеевичу? Но ведь это письмо касалось только моего долга, о котором я не мог молчать, так как в самом деле в моих денежных делах произошло маленькое недоразумение. Дело в том, что я, записываясь в пайщики, обещал уплатить свой пай (5000 р.) в конце этого года; но, как оказывается теперь, уплатить мне не придется, так как денег у меня не будет; я рассчитывал получить долг и не получил. Быть же пайщиком, так сказать, в кредит мне неловко. Вот и все, об этом я писал Савве Тимофеевичу, писал, помнится, так, что о какой-либо перемене отношений к театру, вообще к делу, которое я люблю чуть ли не со дня рождения, не могло быть ни речи, ни мысли.

объясню Вам, почему до сих пор не готова моя пьеса. Сюжет есть, но пока еще не хватает пороху.

В Любимовке мне жилось очень хорошо, лучше нельзя жить. Приехав в Ялту, я заболел, стал неистово кашлять, ничего не ел — и этак с месяц, теперь же чувствую себя очень хорошо. Доктор выслушивал меня и сказал, что произошла значительная перемена к лучшему (против того, что было зимой и весной). Значит, климат в Любимовке и рыбная ловля (с утра до вечера) оказались целебными для меня, несмотря даже на дожди, какие были все лето. И Ольга тоже выздоровела. Доктор Штраух был у меня третьего дня и говорил, что от болезненного процесса у нее не осталось и следа.

Шлю сердечный привет Марии Петровне и Вашей маме. Будьте здоровы и благополучны.

Ваш А. Чехов.

Из Москвы я поеду за границу, вероятно, в Nervi. Проживу в Москве до конца ноября или начала декабря, т. е. до кашля.

    3854. К. С. АЛЕКСЕЕВУ (СТАНИСЛАВСКОМУ)

    1 октября 1902 г.

    Печатается по автографу (Музей МХАТПисьма VI, стр. 252—253.

    Ответ на письмо К. С. Станиславского от 28 сентября 1902 г. (Станиславский 7, стр. 249).

  1. Я удалился от Вас... — 28 сентября Станиславский писал Чехову: «Мне с женой представилось, что Вы нехорошо себя чувствуете, что Вы удалились от нас или разлюбили наш театр. Говорят даже, что Вы выходите из состава пайщиков».

  2. Мое письмо к Савве Тимофеевичу? — Это письмо Чехова к С. Т. Морозову неизвестно. См. также упоминание о нем в письме 3837.

  3. — См. примечания к письмам 3649, 3650, 3659, 3663 и 3665 в 10 т. Писем.

  4. ...я рассчитывал получить долг... — См. примечания к письму 3808.

  5. Около 15 октября я буду в Москве...

  6. Доктор — И. Н. Альтшуллер.

  7. Ольга — О. Л. Книппер.

  8. Мария Петровна  П. Алексеева (Лилина).

  9. Вашей маме — Е. В. Алексеевой.

  10. Из Москвы я поеду за границу...