Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 21 декабря 1902.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 21 декабря 1902 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 96—97.


3926. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

21 декабря 1902 г. Ялта.

21 дек.

Актрисуля, опять я сегодня не получил письма. Ну, делать нечего, посидим и без письма, как курильщики сидят иногда без табаку. Получил известие от Гнедича, что за «Чайку» я буду получать не 8, а 10%, что «Чайка» делает хорошие сборы, и проч. и проч. Получил письмо от Суворина — на двух листах. Кстати сказать, Старый театрал, пишущий в «Новом времени», — это он, Суворин. В каждой статье бранит Станиславского, который, очевидно, мучит его и снится ему каждую ночь.

Я еще не имею сведений насчет «На дне», но знаю, что пьеса идет чудесно. Значит сезон спасен, убытков у вас не будет, хотя и убытки не были бы большим злом, как мне кажется, ибо ваш театр стоит очень прочно, хватило бы надолго.

За духи кланяюсь тебе в ножки. За конфекты, которые раскисли, целую мою дусю. В чашке оказался сюрприз весьма неважный — Эйфелева башня, ценою в грош. Полотенец не видел, Маша отправила в стирку. Духи очень хороши.

Теперь уже праздники, поздравляю тебя, голубчик мой. Тебе скучно? Ты теперь одна на всю квартиру, и это меня беспокоит немного... Когда ты уходишь, с 6 час. вечера Ксения играет на гармонике — и это каждый вечер, я истомился. Кабацкая манера эта останется, вероятно, и теперь, и теперь каждый вечер наша квартира полна звуков. Зину взяла бы к себе на праздники, что ли. Я очень беспокоюсь; прости меня, что я не живу с тобой, в будущем году все будет в порядке, я буду с тобой, это непременно.

Однако буквы и строки кривые, надо зажечь свечку. Зажег.

Пиши мне, каждый день пиши, по крайней мере в эти дни.

Твой А.

На конверте:

Москва.
Ольге Леонардовне Чеховой.


Примечания

    3926. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

    21 декабря 1902 г.

    Печатается по автографу (ГБЛПисьма к Книппер, стр. 276—277.

    Год устанавливается по почтовому штемпелю: Ялта. 22 XII. 1902.

  1. Получил известие от Гнедича...  г. П. П. Гнедич писал Чехову: «Вы, вероятно, получили уже условия дирекции для подписи. Условие на „Чайку“ потому Вам пришлось подписывать второй раз, что мне хотелось исправить вопиющую несправедливость о недоплате Вам 2%» (ГБЛ). См. письмо 3803 и примечания к нему.

  2. Получил письмо от Суворина... — Некоторое представление о содержании этого несохранившегося письма дает ответное письмо Чехова А. С. Суворину от 22 декабря 1902 г.

  3. В каждой статье бранит Станиславского... «Новое время» (1902, № 9620, 14 декабря и № 9623, 17 декабря) Суворин поместил за подписью Старый театрал в разделе «Театр и музыка» статью «Несколько театральных мыслей». В ней он сетовал: «В последнее время, как известно, начинают выделяться не актеры и актрисы, а режиссеры. Говорят не об исполнителях, а об исполнении, устроенном неусыпным старанием режиссера. Говорят не об артистах и артистках, а об режиссерах. <...>

    Теперь нашли режиссера, и дело кончено: все пойдет как по маслу. Я несколько десятков лет не видал в пьесах передней. Теперь что ни пьеса, то передняя. <...> На Московском Художественном театре нет пьес без передней. В „Мещанах“ г. Горького г. Станиславский ухитрился построить комнату в купеческом доме, где две стены состоят из стеклянных рам, и это для того, чтобы зритель видел переднюю и лестницу. <...> Актерский талант перед режиссерским талантом имеет то громадное преимущество, что он никогда не надоест. Появление режиссера вместо актера — несомненное падение театра и интереса к нему со стороны лиц, понимающих искусство. Такое развитие театрального дела — признак упадочного времени» (№ 9620).

    Во второй части статьи Суворин писал: «Теперь возлагается вся авторская надежда на режиссера, именно потому, что не показывается новых настоящих талантов на сцене. Когда таланты являются на сцене, то блеск их совершенно уничтожает все усилия режиссера обратить благосклонное внимание публики на разные режиссерские штучки и „дополнения“ к пьесе, вроде передних со сниманием калош и разных звуков внутри жилищ и вне их. В Москве увлечение театром Станиславского, режиссером с отличной фантазией, начинает уменьшаться, и театр этот стал помышлять о необходимости талантливых актеров. <...>

    Да и доселе на театре Станиславского всегда успех зависел и от актера, а не от одних передних. Например, „Доктор Штокман“ имел большой успех не потому, что он поставлен был с датскою переднею, а потому, что г. Станиславский создал совершенно оригинальную и интересную роль доктора. Это лучшая, если не единственная роль этого актера <...>

    Те же пьесы, которые идут под руководством Станиславского, при хороших талантах покажутся гораздо лучше, ярче, интереснее, если они будут срепетованы даже совсем обыкновенным режиссером. <...>

    в своем всемогуществе может поставить, задаваясь режиссерской идеей уравнения всех, добиваясь задуманного им ансамбля и тех обстановочных штучек и „дополнений“ к пьесе, над которыми он убивается. Такой режиссер может угнетать талант и индивидуальность, что будет только в интересах посредственности и технической ремесленности серой актерской толпы» (№ 9623).

  4. ...не имею сведений насчет «На дне»... — См. письмо 3904 и примечания к нему.

  5. Ты теперь одна на всю квартиру... — М. П. Чехова, жившая вместе с О. Л. Книппер, приехала на рождественские каникулы в Ялту.

  6. — портниха, жившая у О. Л. Книппер.

  7. Зина — З. А. Никитская.

  8. Посылаю шубу за границу... — Чехов возвращал шубу, которую он взял у М. М. Ковалевского, когда в феврале 1901 г. уезжал из Рима в Россию.

  9. — А. Е. Щербаков.

Разделы сайта: