Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 5 февраля 1903.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 5 февраля 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 142—143.


3991. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

5 февраля 1903 г. Ялта.

5 февр.

Актрисуля, вот уже два дня и две ночи, как от тебя нет писем. Значит, ты меня уже бросила? Уже не любишь? Если так, то напиши, и я вышлю тебе твои сорочки, которые лежат у меня в шкафу, а ты вышли мне калоши мои глубокие. Если же не разлюбила, то пусть все остается по-старому.

Вчера приехал Шаповалов, привез мятные лепешки и орден «Чайки» от Алексеева. Лепешки я ем, а чайку повесил себе на цепочку. Кланяюсь тебе в ножки за твою доброту.

У меня в кабинете вот уже несколько дней температура держится на 11—12, не повышаясь. Арсений топить не умеет, а на дворе погода холодная — то дождь, то снег, и ветер еще не унялся. Пишу по 6—7 строчек в день, больше не могу, хоть убей. Желудочные расстройства буквально каждый день, но все же чувствую себя хорошо, мало кашляю, температура нормальна, от плеврита не осталось и следа.

Через 2—3 месяца ты уже привыкнешь ко мне, а потом бежим за границу, как Жирон с Луизой, побываем везде.

Отчего «На дне» не разрешили в Петербурге? Ты не знаешь? А вашему театру разрешат, если вы поедете? Ведь в «На дне» нет ничего вредного в каком бы то ни было смысле. Даже в «Гражданине» похвалили. А вот суворинский «Вопрос» идет в Петербурге, с Савиной, и с большим успехом. Нечего сказать, милый городок!

Дуся моя, отчего ты мне не пишешь? Отчего? Сердита? А за что? Без твоих писем я беспокоюсь и скучаю. Хоть и сердишься, все-таки пиши. Не можешь писать обыкновенного письма, пиши ругательное.

Марья Петровна играет? Умница.

Ну, целую тебя в шею и в обе руки, нежно обнимаю радость мою. Будь здорова, смейся, уповай.

Твой страстный муж

На конверте:


Ольге Леонардовне Чеховой.
Неглинный пр., д. Гонецкой.


Примечания

    3991. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

     г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма к Книппер, стр. 305—306.

     II. 1903; Москва. 8 II. 1903.

    Ответ на письмо О. Л. Книппер от 31 января 1903 г.: Книппер ответила 9 февраля (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 202—203 и 214).

  1. Вчера приехал Шаповалов... «Сегодня едет Шаповалов. Посылаю тебе мятных, твоих любимых, посылаю чашку и программу Чеховского вечера, которую студенты просили тебе переслать».

  2. ...орден «Чайки» от Алексеева. — См. предыдущее письмо.

  3. ...бежим за границу, как Жирон с Луизой... — Герцогиня Тосканская Луиза, жена саксонского кронпринца Фридриха Августа III, в 1902 г. бежала от него в Швейцарию с учителем-французом Жироном. О возникшем в результате этого бегства скандальном бракоразводном процессе тогда много писали в газетах.

  4. «На дне» не разрешили в Петербурге? — После целого ряда репетиций «На дне» было запрещено к постановке в Александринском театре. Пьесу ставил А. А. Санин (см.: Летопись жизни и творчества Горького, т. 1. М., 1958, стр. 427). 28 января 1903 г. Книппер спрашивала: «Ты слышал, что „На дне“ не разрешили на Александринке? И потому у нас подумывают ехать в Петербург на Пасхе, чтобы зацепить денег. Чувствуешь? Думают играть „Дно“ и „Дядю Ваню“». В ответном письме Книппер сообщала: «„На дне“ запрещено в Питере, потому что неудобно произносить разговоры о совести etc. с казенной сцены. Нам, вероятно, резрешат. Влад. Ив. вот поехал узнавать и хлопотать».

  5. А Вашему театру разрешат, если Вы поедете? — Гастроли Художественного театра в Петербурге открылись 7 апреля пьесой М. Горького «На дне». В. И. Качалов вспоминал: «Царские чиновники не разрешали премьеры до тех пор, пока они не посмотрят спектакль без публики. Для нас было ясно, что полиция боится революционных выступлений. Был организован специальный просмотр, на который приехали министр Витте, князь Святополк-Мирский, петербургский градоначальник и другие. Посмотрев пьесу, они отдали распоряжение градоначальнику, чтобы вместо билетеров, особенно в верхних ярусах, были поставлены городовые, переодетые в форму билетеров. Публика, конечно, сразу узнала городовых и во время антрактов громко смеялась над этим маскарадом...» (В. И. Качалов«Труд», 1936, № 141, 21 июня).

  6. Даже в «Гражданине» похвалили. — См. письмо 3970 и примечания к нему.

  7. А вот суворинский «Вопрос» идет в Петербурге, с Савиной и большим успехом. — Комедия А. С. Суворина «Вопрос» впервые была поставлена в Московском Малом театре 2 декабря 1902 г., а в Александринском театре в Петербурге — 30 января 1903 г. в бенефис М. Г. Савиной. Хвалебную рецензию на петербургский спектакль см. — «Театр и искусство», 1903, № 6, 2 февраля, стр. 140—141.

  8. — 16 января 1903 г. Книппер писала о Лилиной: «„Дядю Ваню“ играли в старом составе. Марию Петровну после репетиции я увезла к себе, после обеда уложила ее в кабинете, затворила, потом повезла ее в театр, и она играла как следует, немного слабо по голосу. Сбор был отличный, почти все полно. После спектакля К. С. благодарил меня за супругу и говорит, что теперь она будет играть. Она в день спектакля будет находиться под моим гипнозом». 29 января она сообщала: «Сегодня сыграли „Дядю Ваню“ при полном сборе — каково? Играла Мария Петровна, и молодцом, твердо. Чувствует себя хорошо».

Разделы сайта: