Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 10 марта 1903.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 10 марта 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 173—174.


4033. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

10 марта 1903 г. Ялта.

10 марта.

Мне, дуся моя, и грустно, и немножко досадно, что ты и Маша держите меня в неизвестности: переехали вы на новую квартиру или нет еще? И где этот дом Коровина, о котором ты писала? В Пименовском пер<еулке> или где-нибудь в другом месте? Посылаю это письмо в театр и перестану тебе писать впредь до получения нового адреса или извещения, что вы еще не перебрались.

Получил я сегодня фотографии — снимки с фойе и проч. Большое спасибо! Передай Тихомировой, которая сидит в конторе, что книги («На дне» Горького) посылаются заказною бандеролью, а не посылкой, и что в посылки нельзя вкладывать писем. В каждой из трех полученных мною посылок было по письму.

Ты говоришь, что я уже забыл тебя, какая ты есть. Да, дуся, я уже не помню, блондинка ты или брюнетка, помню только, что когда-то у меня была жена. В Петербурге или Мария Петровна захворает, или Станиславский утомится, а посему на 3 тысячи, о которых ты пишешь, надежд я не возлагаю.

Одно письмо я послал в Пименовский пер<еулок>, и теперь боюсь, что оно не дошло.

Красова я не знаю, никогда не видел.

Ну, господь с тобой, будь здорова и весела. Целую тебя и обнимаю.

Твой А.

На конверте:

Москва.
Ее высокоблагородию
Ольге Леонардовне Чеховой-Книппер.


Примечания

    10 марта 1903 г.

    Печатается по автографу (ГБЛПисьма к Книппер, стр. 325—326.

    Год устанавливается по почтовым штемпелям на конверте: Ялта. 10 III. 1903; Москва. 13 III. 1903.

    Ответ на письма О. Л. Книппер от 4 и 5 марта 1903 г.; Книппер ответила 16 марта (ГБЛ; Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 234—235 и 242—243).

  1. ...переехали вы на новую квартиру или нет еще? — Книппер отвечала: «Милый мой, ты выражаешь неудовольствие по поводу того, что официально не оповестили тебе новый адрес. Но, дусик, я в стольких письмах писала, что переезжаем на Петровку, дом Коровина, только номера не писала, потому что сама не знала — 35. Как же так? Я ничего не понимаю. Ты просто, верно, невнимательно прочитываешь письма».

  2. — Книппер спрашивала: «Получил ли фотографии нашего театра? Послал Алексеев. Я тебе тоже заказала, а он перехватил, жулик».

  3. ...на 3 тысячи, о которых ты пишешь, надежд я не возлагаю. — Отклик на сообщение Книппер: «В Петербург почти решили ехать. Это ужасно. Везут „На дне“ и „Дядю Ваню“, — значит, я буду дуть подряд 17 вечеров и 3 утренника. Мы с тобой зато заработаем хоть сколько-нибудь. Тебе придется около двух тысяч. На эти деньги поедем попутешествовать. Согласен?» На следующий день она писала: «В Питер, значит, едут. Ты получишь, пожалуй, больше 3000 р.; сбор там будет 4600 р. Ужасно? Я сейчас говорила Влад. Ивановичу, что немножко некрасива наша поездка — просто денежная афера. Пьес не везем. Правда, нехорошо? Вл. Ив. давно возмущается».

  4. Одно письмо я послал в Пименовский пер<еулок>... «Письмо, посланное в Пименовский пер., не дошло до меня. M-me Коновицер переправила адрес и опустила в ящик. Надо справиться на почте. А письмо милое? Стоит справляться? (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 248).

  5. Красова я знаю...  Д. Красове (Некрасове) Книппер сообщала: «Вчера я познакомилась с Красовым. Он говорит, что знал тебя в Петербурге. Помнишь его?»