Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 18 марта 1903.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 18 марта 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982


4043. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

18 марта 1903 г. Ялта.

18 марта.

Дуська моя, замечательная, наконец ты прислала свой адрес и все опять вошло в свою колею. Спасибо, голубчик. Слезное письмо твое, в котором ты себя ругаешь перед отъездом к Черниговской, получил я утром, прочел — нет адреса! Готов уже был подать прошение о разводе, как в полдень получил телеграмму.

до твоего возвращения из Петербурга, встречу тебя, встречу не на вокзале, а дома, побывавши в бане, пописавши пьесу. А пьеса, кстати сказать, мне не совсем удается. Одно главное действующее лицо еще недостаточно продумано и мешает; но к Пасхе, думаю, это лицо будет уже ясно и я буду свободен от затруднений.

Если Маша еще не уехала, то скажи ей, чтобы она привезла немного колбасы вареной. Слышишь? Все остальное добудем у Кюба. Фотографию, о которой ты писала, пришлю тебе, вероятно, в Петербург с В. К. Харкеевич. Если есть ложи не дороже 30, ну 40 рублей, тогда закажи для В. К. ложи («На дне» и «Дядя Ваня»), если же нет таких дешевых и вообще нет лож, то, дуся моя, не сердись на своего глупого мужа, запиши ей 2 кресла по 3 рубля на эти две пьесы. Я тебя обожаю, роднуля, люблю.

Завтра опять буду писать. Не говори глупостей, ты нисколько не виновата, что не живешь со мной зимой. Напротив, мы с тобой очень порядочные супруги, если не мешаем друг другу заниматься делом. Ведь ты любишь театр? Если бы не любила, тогда бы другое дело. Ну, Христос с тобой. Скоро, скоро увидимся, я тебя обниму и поцелую 45 раз. Будь здорова, деточка.

Твой А.

Москва.
Ольге Леонардовне Чеховой.
Петровка, д. Коровина 35.


Примечания

    18 марта 1903 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма к Книппер 328.

    Год устанавливается по почтовому штемпелю На конверте: Ялта. 18 III. 1903.

    Ответ на письмо О. Л. Книппер от 13 марта (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 241) и телеграмму от 17 марта 1903 г. (ГБЛ).

  1. — Книппер писала: «...я сейчас уезжаю к Троице, в Черниговский скит...» (речь идет о Троице-Сергиевой лавре), а в письме от 16 марта сообщала: «Вчера вечером вернулась <...> от Черниговской. Мне не хотелось в Москву. Хочется сидеть одной и никого не видеть. Вчера там так чудесно было — тепло, нежно, птицы чирикают, монахи бродят, часы бьют, вода журчит, ели шумят. Я долго сидела на скамеечке у врат, без движения, и долго еще могла бы так сидеть. Разговаривала с монахами» (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 243).

  2. Слезное письмо твое... «Я ужасная свинья перед тобой. Какая я тебе жена? Раз приходится жить врозь <...> Раз я вышла замуж, надо забыть личную жизнь и быть только твоей женой. Я вообще ничего не знаю и не знаю, что делать. Мне хочется все бросить и уйти, чтоб меня никто не знал. <...> Я очень легкомысленно поступила по отношению к тебе, к такому человеку, как ты. Раз я на сцене, я должна была оставаться одинокой и не мучить никого».

  3. ...в полдень получил телеграмму. — Телеграмму от 17 марта 1903 г.

  4. ...на Фоминой я приеду в Москву... — Чехов приехал в Москву 24 апреля.

  5. — Книппер вернулась из гастрольной поездки в Петербург 25 апреля.

  6. А пьеса, кстати сказать, мне не совсем удается. — 11 марта Книппер в который раз спрашивала: «Посиживаешь ли в саду, и как двигается „Вишневый сад“? Скоро ли распустится вишня? Скоро ли зацветет вишневый сад?» (там же, ч. 1, стр. 241).

  7. Если Маша еще не уехала...  П. Чехова уехала в Ялту 22 марта. В этот день, вечером, Книппер писала мужу: «Вот и Маша уехала на юг. Я теперь одна во всей квартире. С какой грустью я смотрела на уходящий поезд! Сегодня, после вчерашней грозы, шел снег; слякоть, сырость» (там же, стр. 247).

  8. Фотографию, о которой ты писала, пришлю тебе... — В письме от 11 марта Книппер просила: «Дусик, не будет ли кто ехать в Москву? Если да, то пришли мне мамин портрет в рамке, а то у меня нет, а в Ялте он никому не нужен, и меня там не бывает. Сделай это» (ГБЛ).

  9. ...закажи для В. К. ложи... — См. письма 4041 и 4056 и примечания к ним. 11 марта Книппер жаловалась мужу: «Меня завалили просьбами о билетах в Петербурге. Я запись длиннейшую дала Богомолову. Мне скучно думать о Петербурге. Играть чуть не каждый вечер надоевшее „Дно“, а днем трепаться по людям» (, ч. 1, стр. 241).