Наши партнеры
Вешалка плечики для одежды 68 оптом magazin-veshalok.ru.

Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 15 апреля 1903.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 15 апреля 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 194—195.


4068. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

15 апреля 1903 г. Ялта.

15 апреля.

Дуся моя бесподобная, балбесик мой, ты напрасно сердишься на меня за молчание; во-первых, ты сама писала мне, что выезжаешь из Москвы в начале Страстной недели, во-вторых, я пишу тебе частенько. Да и к чему писать, если скоро, скоро увидимся, если скоро я буду щипать тебя за спину и прочее тому подобное? Билет уже заказан, выезжаю я 22-го, в Москве буду 24. Как приеду, так и в баню. Простыни тебе привезу.

Зачем вы играете в одну дудку с «Новым временем», зачем проваливаете «На дне»? Ой, нескладно все это. Поездка ваша в Петербург мне очень не нравится. Писать для вашего театра не очень хочется — главным образом по той причине, что у вас нет старухи. Станут навязывать тебе старушечью роль, между тем для тебя есть другая роль, да и ты уже играла старую даму в «Чайке».

Ну-с, вчера был небольшой дождь. У нас хорошая весна, только прохладно и скучно.

В Ялте умер доктор Богданович. Знала ли ты его?

Ехать в Одессу — в Киев — это мысль хорошая. И я с вами буду ездить на гастроли. В Одессе сборы будут колоссальные, в Киеве же будет приятно пожить и встретить там весну.

Почему не ставите «Мещан»? Ведь они нравятся в Петербурге.

Суворина? Бывает ли Миша в театре? Впрочем, на сии вопросы ответишь мне уже в Москве, моя верная супруга.

Целую тебя в мордусю, хлопаю по спине.

Твой Черномордик.

На конверте:

Петербург.

Мойка 61.


Примечания

    4068. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

    15 апреля 1903 г.

    ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма к Книппер, стр. 337—338.

    Год устанавливается по почтовым штемпелям на конверте: Одесса. Батум. 15 IV. 1903; С.-Петербург. 19 IV. 1903.

     Л. Книппер от 10 и 11 апреля 1903 г. (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 259—263).

  1. ...напрасно сердишься на меня за молчание... — В письме от 10 апреля 1903 г. Книппер жаловалась: «Дуся моя, я тоскую без твоих писем. Это жестоко — я ровно неделю сижу без писем. Неужели ты не мог писать в театр Суворина? Я огорчена и решила, что ты мстишь. Никто даже Христос воскресе не прислал. Сухари вы противные. И думать забыл обо мне. Ни одного письмеца к празднику!» 11 апреля Книппер сетовала: «Все нет и нет писем от тебя! Это более чем жестоко. Я не знаю, злиться мне или обижаться. Не писал писем, потому что не знал адреса? Да разве я просто частное лицо в Петербурге, которое нельзя найти? Ну, как хочешь. Надоела мне эта канитель с адресами. Глупо ужасно, и мелко».

  2. — В письме от 30 марта Книппер сообщала: «Завтра начинаю собираться в Петербург. Думаю ехать в четверг или пятницу» (там же, стр. 255).

  3. Билет уже заказан... — См. письмо 4066.

  4. Зачем вы играете в одну дудку с «Новым временем»... «Новом времени», 1903, № 9731, 9 апреля, была напечатана рецензия А. С. Суворина: «„На дне“ г. Горького на сцене».

  5. ...зачем проваливаете «На дне»? — 7 апреля пьесою Горького «На дне» начались гастроли Московского Художественного театра в Петербурге (см. примечания к письму 4063). Об этом Книппер сообщала 9 апреля 1903 г. Чехову: «Два первых спектакля прошли. „На дне“ принимали неважно очень. Пьеса не нравится большинству. Первые два акта и мы все играли почему-то вразброд. В третьем акте Андреева так заорала, что в публике пошли истерика за истерикой, кричали: занавес! Волнение страшное. Вся зала поднялась. Было ужасно глупо. Я, сидя спиной на сцене, хохотала. Ни на минуту меня не заразили эти кликуши. Хотя Вишневский и находит, что эти истерики спасли и пьесу и Андрееву, я этого не нахожу, да и вряд ли кто найдет. Это было отвратительно. Ну, аплодисменты, конечно, усилились. Четвертый акт играли лучше всего. Ощущение от спектакля осталось неприятное. Все-таки какая различная публика в Москве и в Петербурге. Здесь, по-моему, более тонкая, и потому „На дне“ не имело такого успеха» (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 257—258). 10 апреля Книппер телеграфировала: «„Дно“ принято посредственно» (там же, стр. 259). В этот же день она писала: «Пьесу все ругают, и публика, и пресса». 11 апреля Книппер отмечала: «Приехали сюда с „Дном“ и выезжаем на „Дяде Ване“, на который спрос огромный. Все идут на „Дядю Ваню“. О „На дне“ никто и слышать не хочет. Что-то странное, все-таки. Может не нравиться, но зачем же так громить! Везде говорят о Чехове, точно новую пьесу привезли».

  6. — «Вишневый сад».

  7. Станут навязывать тебе старушечью роль ~ для тебя есть другая роль... — Первоначально для Книппер предназначалась роль Вари (ср. письмо 4030), затем уже Раневской (см. письмо 4198).

  8. ...ты уже играла старую даму в «Чайке».

  9. В Ялте умер доктор Богданович. — П. К. Богданович скончался 13 апреля и 15 апреля был похоронен («Крымский курьер», 1903, №№ 94 и 95, 15 и 16 апреля). Ему была посвящена статья М. Первухина «Силуэты» в «Крымском курьере» (№ 95).

  10. Ехать в Одессу — в Киев — это мысль хорошая. — 10 апреля Книппер писала, что Художественный театр в будущую весну собирается поехать в Киев и Одессу.

  11. «Мещан»? — 10 апреля Книппер сообщала: «„Мещан“ не будем играть. Вместо них — „Дядю Ваню“». Премьера «Мещан» М. Горького состоялась 26 марта 1902 г., во время гастролей Художественного театра в Петербурге. В 1905 г. К. С. Станиславский отмечал в своем докладе, прочитанном в Московском литературно-художественном кружке: «Пьесы М. Горького „Мещане“ и „На дне“ прошли <...> министерский контроль, причем для первой потребовалась проверка впечатления при полной сценической обстановке. С этой целью была устроена генеральная репетиция в присутствии всего цензурного комитета, представителей министерства, их семей и большого количества высокопоставленных лиц. На этой репетиции были внесены поправки, после которых спектакль был разрешен. Он прошел без инцидентов, но надзор за впечатлениями, производимыми пьесой, продолжался долгое время» (Ежегодник МХТ 334).

  12. Видела Модеста Чайковского? — См. письмо 4052 и примечания к нему.

Разделы сайта: