Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 12 октября 1903.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 12 октября 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 271.


4196. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

12 октября 1903 г. Ялта.

12 окт. 1903.

Итак, лошадка, да здравствуют мое и ваше долготерпение! Пьеса уже окончена, окончательно окончена и завтра вечером или, самое позднее, 14-го утром будет послана в Москву. Одновременно я пришлю тебе кое-какие примечания. Если понадобятся переделки, то, как мне кажется, очень небольшие. Самое нехорошее в пьесе это то, что я писал ее не в один присест, а долго, очень долго, так что должна чувствоваться некоторая тягучесть. Ну, да там увидим.

без жаркого. Ем очень хороший кисель. Ветчина солонющая, есть трудно. Яйца ем.

Дуся, как мне было трудно писать пьесу!

Скажи Вишневскому, чтобы он нашел мне место акцизного. Я написал для него роль, только боюсь, что после Антония эта роль, сделанная Антоном, покажется ему неизящной, угловатой. Впрочем, играть он будет аристократа. Твоя роль сделана только в III и I актах, в остальных она только намазана. Но опять-таки ничего, я не падаю духом. А Станиславскому стыдно трусить. Ведь он начал так храбро, играл Тригорина, как хотел, теперь нос вешает оттого, что его не хвалит Эфрос.

Ну, гургулька, не ропщи на меня, господь с тобой. Я тебя люблю и буду любить. Могу тебя и побить. Обнимаю тебя и целую.

Твой А.

Москва.
Ольге Леонардовне Чеховой.
Петровка, д. Коровина, кв. 35.


Примечания

    12 октября 1903 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма к Книппер 358.

    О. Л. Книппер ответила 16 октября 1903 г. (Книппер-Чехова, ч. 1, стр. 301—302).

  1. ...я пришлю тебе кое-какие примечания.

  2. С отъездом Маши... — М. П. Чехова уехала в Москву 4 октября.

  3. ...подана была за обедом баранина... — И. Н. Альтшуллер вспоминал: «...я начинал надеяться, что понемногу он займется и правильным лечением и здоровье его наладится. Правда, как это ни странно, было много обстоятельств, зависевших от окружавшей его дома обстановки, мешавших правильному его лечению. Для таких больных одним из главных условий последнего является правильный режим, в частности пищевой <...> Кухней заведовала древняя-древняя старушка Марьюшка, привезенная из Мелихова. И выходило так, что, несмотря на все предписания, пищу давали ему часто совершенно неподходящую, а компрессы ставила неумелая горничная, и о тысяче мелочей, из которых состоит режим такого больного, некому было позаботиться. Сестра его Мария Павловна, очень всегда заботившаяся о матери и о брате Антоне и духовно больше всех близкая ему, когда выяснилось положение, была совсем уже готова покинуть Москву <...> и переехать совсем в Ялту, и я не сомневаюсь, что вдвоем мы в конце концов побороли бы сопротивление Антона Павловича, но после его женитьбы план этот по психологическим понятным причинам отпал. С этого времени условия его жизни резко изменились, и исключительно с чисто врачебной точки зрения я должен сказать, что изменения эти, к сожалению, не могли способствовать ни лечению, ни улучшению его здоровья» (ЛН 68, стр. 692).

  4. ...как мне было трудно писать пьесу! — Книппер отвечала: «Ты рад, что кончил пьесу? Теперь почиваешь на лаврах? Ты говоришь, трудно было писать? Это оттого, что не в один присест. Ну, теперь кончено, слава богу».

  5. Я написал для него роль... — Чехов намечал для А. Л. Вишневского в «Вишневом саде» роль Гаева.

  6. — Эту роль Вишневский играл в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь».

  7. Твоя роль... — Раневской.

  8. А Станиславскому стыдно трусить.  г. К. С. Станиславский писал Чехову о своей роли в «Юлии Цезаре»: «Покаюсь Вам, что я недавно только пришел в себя после моего жестокого провала в Бруте. Он меня до такой степени ошеломил и спутал, что я перестал понимать: что хорошо и что дурно на сцене» (Станиславский, т. 7, стр. 264).

  9. ...играл Тригорина, как хотел... — Чехов не был доволен этой ролью Станиславского в «Чайке».

  10. — В рецензии «„Юлий Цезарь“ в Художественном театре (Письмо из Москвы)» («Театр и искусство», 1903, № 41, 5 октября, стр. 753—754, за подписью Н. Э-с).

Разделы сайта: