Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 14 октября 1903.

Чехов А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 14 октября 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.

Т. 11. Письма, июль — декабрь 1903. — М.: Наука, 1982. — С. 272—274.


4199. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

14 октября 1903 г. Ялта.

14 окт. 1903.

Что ты все ворчишь, бабушка! Альтшуллера я сам позвал, так как мне стало неважно, надоело бегать. Он назначил мне съедать по 8 яиц в день и есть тертую ветчину. А Маша тут решительно ни при чем. Без тебя я как без рук, точно я на необитаемом острове.

Итак, пьеса послана, получишь ее, вероятно, одновременно с этим письмом. Прилагаю конвертик, прочтешь, когда познакомишься с пьесой. Немедленно по прочтении телеграфируй. Отдашь Немировичу, скажешь, чтобы и он прислал мне телеграмму, дабы я знал, как и что. Попроси его, чтобы пьеса держалась в секрете, чтобы она не попалась до постановки Эфросу и прочим. Не люблю я ненужных разговоров.

Твои письма невеселы, ты хандришь. Нехорошо это, мой дусик. А сегодня так и вовсе от тебя нет письма. Если что не так в театре, то ведь неудачи так естественны и ведь обязательно будут год-два, когда театр будет терпеть одни неудачи. Надо держаться крепко. Станиславский в прошлые годы был крепок, а теперь и его сдвинули с места, захандрил.

Здоровье мое хорошо. Третьего дня вечером стал болеть живот, проболел вчера весь день, а сегодня все благополучно. Сегодня я отменил яйца, буду есть вполовину меньше. Вчера был Альтшуллер, выслушивал, разрешил проехаться в город. Я не надоел тебе со своими медицинскими разговорами? Неужели нет?

Я читал, что телеграф попорчен от Москвы до Харькова, моя телеграмма опоздает очень. Завтра сажусь писать рассказ, не спеша. Мне не верится, что я уже не пишу пьесы. Веришь ли, два раза переписывал начисто. Постарел твой муж, и если ты заведешь себе какого-нибудь вздыхателя, то уж я не имею права быть в претензии.

Если что надумали поставить новое, то пиши мне, роднуля. Все пиши.

Будь здорова, лошадка. Читай пьесу, внимательно читай. В пьесе у меня тоже есть лошадь. Благословляю тебя и обнимаю много раз. Господь с тобой.

Твой А.

Прочтешь это, когда кончишь читать пьесу.

1) Любовь Андреевну играть будешь ты, ибо больше некому. Она одета не роскошно, но с большим вкусом. Умна, очень добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице.

2) Аню должна играть непременно молоденькая актриса.

3) Варя — быть может, эту роль возьмет Мария Петровна.

4) Гаев — для Вишневского. Попроси Вишневского, чтобы он прислушался, как играют на биллиарде, и записал бы побольше биллиардных терминов. Я не играю на биллиарде, или когда-то играл, а теперь все позабыл, и в пьесе у меня все случайно. Потом с Вишневским мы сговоримся, и я впишу все, что нужно.

6) Трофимов студент — Качалов.

7) Симеонов-Пищик — Грибунин.

8) Шарлотта — знак вопроса. В четвертом акте я вставлю еще ее слова; вчера у меня очень болел живот, когда я переписывал IV акт, и я не мог вписать ничего нового. Шарлотта в IV акте проделает фокус с калошами Трофимова. Раевская не сыграет. Тут должна быть актриса с юмором.

9) Епиходов — быть может, не откажется взять Лужский.

10) Фирс — Артем.

11) Яша — Москвин.

Если пьеса пойдет, то скажи, что произведу все переделки, какие потребуются для соблюдения условий сцены. Время у меня есть, хотя, признаюсь, пьеса надоела мне ужасно. Если что неясно в пьесе, то напиши.

Дом старый, барский; когда-то жили в нем очень богато, и это должно чувствоваться в обстановке. Богато и уютно.

Варя грубоватая и глуповатая, но очень добрая.

На конверте:

Москва.
Ольге Леонардовне Чеховой.
Петровка, д. Коровина, кв. 35.


Примечания

    4199. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ

    14 октября 1903 г.

    Печатается по автографу (ГБЛ). Впервые опубликовано: Письма к Книппер, стр. 359—361.

    Добавление с перечнем действующих лиц «Вишневого сада» и их исполнителей вложено в отдельный конверт с надписью на нем: «Прочитаешь это, когда кончишь читать пьесу».

     Л. Книппер от 10 октября 1903 г. (, ч. 1, стр. 295); Книппер ответила 19 октября («Октябрь», 1938, № 7, стр. 176—177).

  1. А Маша тут решительно ни при чем. — См. примечания к письму 4185.

  2. ...телеграфируй. Отдашь Немировичу ~ прислал мне телеграмму...

  3. Попроси его, чтобы пьеса держалась в секрете... — Это пожелание Чехова не было исполнено (см. письма 4208 и 4213 и примечания к ним).

  4. ...моя телеграмма опоздает очень. — Телеграмма Чехова пришла утром 15 октября.

  5. — О работе Чехова над последними рассказами см. в т. 10 Сочинений, стр. 475—488.

  6. Если что надумали поставить новое, то пиши мне... — 16 октября Книппер писала: «Сегодня принимаемся за „Одиноких“. Лужский — отец, Качалов — Иоганн. Вчера я начала слегка заниматься с одной ученицей в роли Груни в „Не так живя, как хочется“ Островского. Не знаю, что выйдет. Днем не состоялась репетиция „Столпов...“» (Книппер-Чехова 1, стр. 301).

  7. В пьесе у меня тоже есть лошадь. — В начале 3-го акта «Вишневого сада» Симеонов-Пищик рассказывает о своем «лошадином» роде (ср. также его последнюю реплику в 4 акте).

  8. Любовь Андреевну играть будешь ты... — Это желание Чехова было исполнено. Об этой роли Книппер писала 19 октября: «Любовь Андреевна вышла „легкая“ удивительно, но трудна адски. Чудесная роль».

  9. Варя ~ возьмет Мария Петровна. — Первой исполнительницей Вари была М. Ф. Андреева.

  10. Гаев — для Вишневского.  С. Станиславский. Вишневский в «Вишневом саде» не участвовал.

  11. Лопахин — Станиславский. — Лопахина играл Л. М. Леонидов.

  12. Трофимов студент — Качалов. — Это желание Чехова было исполнено. Об этой роли Книппер писала: «Трофимов, в смысле актерской работы, может быть, не очень привлекателен, может сбиться на шаблон».

  13. — Желание Чехова было удовлетворено Книппер сообщала свое впечатление от этой роли: «Пищик — великолепен и у актеров имел успех».

  14. Шарлотта — знак вопроса. — Первой исполнительницей этой роли была Е. П. Муратова. По словам Книппер, роли Шарлотты и Вари «очень интересны и новы».

  15. В четвертом акте я вставлю еще ее слова...

  16. Шарлотта в IV акте проделывает фокус с калошами Трофимова. — Такого эпизода нет в окончательной редакции пьесы.

  17. Епиходов ~ Лужский. — Епиходова играл И. М. Москвин.

  18. — Эта роль писалась специально для Артема, и он был первым ее исполнителем.

  19. Яша — Москвин.  Г. Александров. 22 октября Книппер писала о распределении ролей: «Дусик, а страсти разгораются в труппе из-за ролей в „Вишневом саду“. Я смеюсь — такой миролюбивый, тихий человек, как ты, и возбуждаешь такие острые страсти. Даже Лилина, смеясь, говорит мне, что и у нее нутро кипит. Хочется играть Аню ей, а, пожалуй, не дадут. А по-моему, она даст аромат, молодость, если не фигурой, то взглядом, улыбкой, мягкостью. Шарлотта у тебя самая удивительная и самая трудная роль. „Создать“ ее может, по-моему, только Лилина, но она хрупка для нее, мне кажется. В труппе поговаривают так, что Гаева должен играть Конст. Серг., купца — Леонидов, Фирса — Москвин, Пищика — Вишневский или Грибунин. Повторяю — это только болтают в труппе. Насчет женских все сбиваются, только не относительно меня. Качалов и я установлены» (там же, стр. 310).

  20. ...произведу все переделки...

Разделы сайта: