Поиск по творчеству и критике
Cлово "CREDO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Громов Л.П.: Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов. Таганрог и Приазовье в творчестве Чехова. "Скучная история"
Входимость: 2. Размер: 96кб.
2. Гейзер И. М.: А. П. Чехов и В. В. Вересаев писатели и врачи
Входимость: 1. Размер: 55кб.
3. Громов Л.П.: Этюды о Чехове. Тема степи в творчестве Чехова
Входимость: 1. Размер: 107кб.
4. Батюшков Ф.Д.: Антон Павлович Чехов. I. От Антоши Чехонте к Антону Чехову
Входимость: 1. Размер: 17кб.
5. Пруцков Н. И.: Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917). Футуризм
Входимость: 1. Размер: 77кб.
6. Тэмо Эсадзе. Чехов: Надо жить. Часть вторая. …или все трын-трава. Глава IX
Входимость: 1. Размер: 84кб.
7. Пруцков Н. И.: Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917). Акмеизм
Входимость: 1. Размер: 68кб.
8. Курдюмов М.: Сердце смятенное
Входимость: 1. Размер: 89кб.
9. Бочаров С. Г.: Чехов и философия
Входимость: 1. Размер: 42кб.
10. Цетлин М.: О Чехове
Входимость: 1. Размер: 48кб.
11. Громов Леонид: Чехов как литературный критик
Входимость: 1. Размер: 24кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Громов Л.П.: Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов. Таганрог и Приазовье в творчестве Чехова. "Скучная история"
Входимость: 2. Размер: 96кб.
Часть текста: как "лучшее и значительнейшее из всего, что до сих пор написал Чехов". В "Скучной истории" Михайловский почувствовал "авторскую боль", "тоску по общей идее". Плещеев и Михайловский были правы в своей высокой оценке повести Чехова. Эта оценка полностью выдержала испытание временем. "Скучная история" и сейчас поражает читателей глубиной своего содержания. По силе и оригинальности философского осмысления действительности "Скучная история" заняла место рядом с другим значительным произведением' Чехова 80-х годов - повестью "Степь". * * * В течение весны и лета 1889 г. Чехов напряженно работал над повестью и закончил ее в сентябре того же года, из писем Чехова этого периода мы узнаем о "муках творчества", сопровождавших создание повести. А. С. Суворину Чехов писал 13 октября 1889 г.: "... Написал я повесть 4 1/2 листа; закатил я себе нарочно непосильную задачу, возился с нею дни и ночи, пролил много пота, чуть не поглупел от напряжения..." ( Т. 14, стр. 412. )...
2. Гейзер И. М.: А. П. Чехов и В. В. Вересаев писатели и врачи
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: медицину? Сам Чехов в автобиографической справке, которую передал своему однокурснику Г. И. Россолимо ( Г. И. Россолимо - впоследствии видный профессор-невропатолог Московского университета ), пишет, что не помнит, по каким мотивам он пошел на медицинский факультет. И все же медицину Чехов избрал не случайно. Он, видимо, запамятовал, что в списках окончивших гимназию, в графе: «В какой университет или в какое специальное училище желаете поступить?» против его фамилии значилось: «В Московский университет по медицинскому факультету». Впрочем, забыть это было нетрудно, так как автобиографическая справка писалась в октябре 1899 года, т. е. спустя двадцать лет после окончания гимназии. Не случайна и как будто вскользь брошенная в этой же справке фраза, что в выборе профессии никогда не раскаивался . В противовес Л. Н. Толстому, который считал, что, не будь Чехов врачом, он писал бы лучше ( А. М. Горький и А. П. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. М., 1937, стр. 168...
3. Громов Л.П.: Этюды о Чехове. Тема степи в творчестве Чехова
Входимость: 1. Размер: 107кб.
Часть текста: и др. В каждом из этих произведений в той или иной степени, в том или ином качестве фигурирует степь. Органичность темы степи для творчества Чехова подтверждается и его прямыми высказываниями в письмах и его глубоким интересом к этой теме на различных этапах литературной деятельности. Тема степи у Чехова имеет значительное содержание. Чехов в своих «степных» произведениях не только ярко рисует все особенности степного пейзажа, но, используя интимно-близкий степной материал, выражает с большой художественной силой свои мысли о родине, о народе, о счастье, о красоте. Повидимому, о себе говорил Чехов устами писателя Тригорина из пьесы «Чайка»: «Я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч., и проч.». Особенностью в разработке темы степи у Чехова является органическое сочетание ее с другими темами. «Степные» произведения Чехова являются многосоставными в тематическом и в идейном отношениях. Особенно примечательным в этом отношении произведением Чехова является «Степь», где в концентрированном виде даны все основные творческие идеи, характерные для Чехова как писателя и гражданина. «Степь» написана в переломный период творческой биографии Чехова, когда писатель, подводя итоги своей литературной деятельности и размышляя о дальнейших путях творческой жизни, приходит к твердому убеждению, что «художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная. ... Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и...
4. Батюшков Ф.Д.: Антон Павлович Чехов. I. От Антоши Чехонте к Антону Чехову
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: приходится возбуждать вопроса, а один из его школьных товарищей (г. Сергеенко) свидетельствует, что и, вообще говоря, "при всем желании не может припомнить ни одного яркого эпизода из ранней жизни Чехова. "Вялого увальня с лунообразным лицом и ухмыляющейся улыбкой" товарищи прозвали Антошей Чехонте, и с этой кличкой он и решил выступить в печати тотчас по окончании гимназии, с переездом в Москву и поступлением в университет на медицинский факультет. Может быть, именно, отдаленность от главных центров умственной жизни в период школьного образования содействовала тому, что Чехов как-то сразу пошел своим особым путем, не тяготел ни к каким "толстым журналам" и скромненько принялся за небольшие очерки и рассказы для юмористических изданий, в стороне от больших умственных движений и течений данного времени. И уже в самом первом своем произведении—"Письмо донского помещика", теперь уже несколько раз перепечатанном, девятнадцатилетний автор выказал изрядную виртуозность в умении писать под вымышленное лицо, выражаясь его языком, подделываясь под его стиль и особый склад мышления, с заразительным юмором. А несколько позже он обнаружил и значительную психологическую углубленность в анализе загадочной привязанности двух по виду весьма различных друг от друга существ ("Он и она»). Но раньше чем дать более совершенные образцы коротких рассказов, Чехов не миновал попытки ...
5. Пруцков Н. И.: Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917). Футуризм
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Часть текста: революции 1905 г., не был преодолен, и это со всей очевидностью сказалось на судьбе модернистского искусства. Возникают новые группы, которые выступают не только против всего «старого», но и против предшествовавшего им модернистского искусства. Влияние символизма оставалось еще сильным, почти все молодые поэты в той или иной мере испытали его, но теперь они объявляют войну символистской эстетике и поэтике. Среди группировок, активно сражающихся с символизмом, наиболее мощный отряд представляли футуристы, и прежде всего поэты, причислявшие себя к кубофутуристам. Первый футуристический сборник «Садок Судей» (1910), объединивший вокруг себя группу будетлян (название возникло от слова «будет») и явно направленный против символистского эстетизма, остался почти незамеченным. Более активно вначале выступили эгофутуристы. В ноябре 1911 г. Игорь Северянин опубликовал поэтическую брошюру «Ручьи в лилиях», впервые употребив в ней в подзаголовке к поэзе «Рядовые люди» слово «Эго-Футуризм». После появления в том же году новой брошюры «Пролог „Эго-Футуризм“», [1126] в которой было заявлено «Для нас Державиным стал Пушкин, — Нам надо новых голосов!», возник кружок «Ego». В январе 1912 г. в редакции ряда газет была разослана его...
6. Тэмо Эсадзе. Чехов: Надо жить. Часть вторая. …или все трын-трава. Глава IX
Входимость: 1. Размер: 84кб.
Часть текста: придираться к каждому моему слову?.. Казалось бы, что то обстоятельство, что я говорил в присутствии Морозова, зная кое-какие из его планов, должно было убедить Вас в том, что я ничего дурного не говорю… В противном случае Вы должны быть обо мне очень низкого мнения. Успокойтесь и вспомните смысл моих слов. Они самые невинные. Если я и критиковал кого, то себя. Вы ставили пьесу, а я навязывал Вам свои советы. Это мешало Вам быть самостоятельным, сам же я не мог доводить своих намеков до конца, так как я не ставил пьесы. Эта двойственность в постановках меня смущала и смущает. Я не считаю, что мы нашли верный путь в деле режиссерской совместной работы, и продолжаю поиски в этом направлении. Во время постановки «Цезаря» разве я не говорил с самого начала, что приходится сделать уступку и ставить пьесу без художественного реализма, в том смысле, как я его понимаю. Не отрешаясь от этой тенденции, я разве не приставал к Вам с тем, чтобы помять, попачкать костюмы, покрыть их заплатами. Тут же мы решали, что на этот раз это будет лишнее. Заявление Боткина, который считается большим знатоком в молодом художественном мире (к которому я имею тяготение), не могло не обратить моего внимания: оно напомнило мне мое вечное больное место. При чем Зинаида Григорьевна, я не понимаю. Разве я считал ее когда-нибудь авторитетом? Даю Вам слово, что я ни секунды не почувствовал Вашего волнения, так как и сейчас не сознаю: что я сказал оскорбительного для Вас? Я критиковал себя, а не Вас. Я говорил так прямо именно потому, что Ваша роль режиссера ...
7. Пруцков Н. И.: Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917). Акмеизм
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: Акмеизм Акмеизм 1 В 1911 г. в Петербурге возник «Цех поэтов» — литературное объединение молодых авторов, близких к символизму, но искавших новые пути в литературе. Наименование «цех» отвечало их взгляду на поэзию как. на ремесло, требующее высокой техники стиха. Во главе «Цеха поэтов» (1911–1914) стояли Н. Гумилев и С. Городецкий, секретарем была А. Ахматова, в число членов входили Г. Адамович, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Г. Иванов, О. Мандельштам, В. Нарбут и другие поэты. Возникновению «Цеха» предшествовало создание символистами «Академии стиха», на собраниях которой молодые поэты слушали выступления признанных мастеров и занимались анализом стихотворной ритмики. Литературным органом «Цеха поэтов» стал тоненький «ежемесячник стихов и критики» под названием «Гиперборей» (СПб., 1912–1913), редактором-издателем которого был поэт М. Л. Лозинский. Журнал считал своей задачей продолжение «всех...
8. Курдюмов М.: Сердце смятенное
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Часть текста: задругами его повести и рассказы, когда на сцене Московского Художественного театра ставились его пьесы. На фоне своей эпохи Чехов не казался особенно большим явлением в русской литературе, писателем огромного дарования. Еще меньше искали в его творчестве глубокого и исключительно важного и ценного внутреннего содержания. Любовались им как тонким бытописателем, восхищались его художественным юмором; жалели Чехова за его "грусть", как жалели за тяжелую болезнь, и все были глубоко и искренно опечалены его преждевременной кончиной, но опечалены скорее как-то "по родственному", потому что в Чехове все любили не только талантливого писателя, но и редко привлекательного человека. Молодому русскому поколению, выросшему и воспитавшемуся под грохот революции, было "не до Чехова". Оно его почти не знает или знает очень мало - "урывками". Во всяком случае, оно никогда над ним не задумывалось, не искало в нем никаких ответов на свои вопросы. Так относятся к Чехову свои. Но иностранцы его читают иногда с большим интересом. Некоторые из них очень высоко его расценивают. Английские театры ставят на сцене чеховские пьесы......
9. Бочаров С. Г.: Чехов и философия
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: в самом деле возможна одна мировая душа, вроде той, которую когда-то в вашей пьесе играла Нина Заречная. «Чайка», действие четвертое В чеховских текстах это не очень заметное место. Проверено: мало кто помнит у Чехова эту Геную. В вялотекущем разговоре персонажей «Чайки» она всплывает случайно, по-чеховски полностью немотивированно — так же, как в «Дяде Ване» висит карта Африки, «видимо, никому здесь не нужная». Она нужна, чтобы доктор Астров сказал свое знаменитое про «жарищу в Африке». Окна в иные миры из чеховской плотной реальности. И — «блаженные, бессмысленные слова» от доктора Дорна и доктора Астрова. Авангардный чеховский футуризм, который будет вскоре оценен народившимся футуризмом настоящим (Маяковский в статье «Два Чехова» (1914) — к десятой послечеховской годовщине — будет приветствовать эту жарищу в Африке как заумное слово 1 ) и который как-то связан с особенным философским чеховским футуризмом, т. е. повернутостью внимания не просто к будущему — к отдаленному будущему. В рассказе доктора уличная толпа движется «без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии» — прямо как действие и разговор у Чехова. Но вот далекая и случайная Генуя в развязке пьесы возвращает к ее завязке, замыкая бытовое действие в философическую рамку. Ведь она всплывает у доктора как философское воспоминание, как «мировая душа». Завязку же, пьесу-мышеловку Треплева, кто не помнит?...
10. Цетлин М.: О Чехове
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: - это его письма. "Письма Чехова похожи на его рассказы. От них трудно оторваться"! Эти слова покойного Ю. И. Айхенвальда правильны только отчасти. Письма Чехова совсем не "литература" и не предназначались для будущих читателей. Они писались по разного рода практическим поводам, были средством общения с людьми, и только. В них очень мало описаний, характеристик, еще меньше рассуждений о литературе, которых Чехов специально не любил ("что это мы вдруг о литературе заговорили?" - удивляется он в письме к жене). Литературно значительные письма вообще редки: письма Пушкина не хуже его остальной прозы, письма Байрона много лучше его поэзии, - но это исключения. Так бывает или когда писатель очень значителен как человек, или когда письма пишутся не в жизненном плане, а как литературные произведения. Ни того ни другого нет в чеховских письмах. Если бы не бояться парадокса, можно было бы сказать, что письма Чехова, наоборот, совершенно непохожи на его рассказы. Но и это было бы неверно. Чехов не был объективным художником, писателем с "холодной кровью", которому безразлично было, что описывать, как одно время утверждала критика. Рассказы его лиричны, связаны с его личностью. Но ведь письма - самое прямое и непосредственное выражение той же личности. Значит, как-то его творчество и его письма должны между собою перекликаться. К этому мы и хотим прислушаться. Единый и цельный образ все же вырисовывается из того, что мы знаем о Чехове. Но в творчестве этот образ утончается, одухотворяется, в письмах же он скорее упрощается и даже иногда огрубляется. Всем памятен образ зрелого Чехова, выразителя "интеллигентских настроений восьмидесятых годов". Памятен и внешний ...