Поиск по творчеству и критике
Cлово "SINE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Романенко В.Т.: Чехов и наука. У границ философии искусства. Глава IV
Входимость: 2. Размер: 33кб.
2. Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 10 февраля 1902.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
3. Чехов — Суворину А. С., 3 ноября 1888.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
4. Громов Л.П.: Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов. Идейная и творческая жизнь Чехова в 1886-1889 гг. Пункт 2
Входимость: 1. Размер: 54кб.
5. Идеальный экзамен.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
6. Удав и кролик.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
7. Ивлева Т.Г.: Автор в драматургии А.П. Чехова. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 34кб.
8. Конкурс.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
9. Немирович-Данченко Вл. И. - Чехову А. П., февраль (после 20-го) 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
10. Мережковский Д. С.: Старый вопрос по поводу нового таланта
Входимость: 1. Размер: 71кб.
11. Осколки московской жизни. Часть 3.
Входимость: 1. Размер: 42кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Романенко В.Т.: Чехов и наука. У границ философии искусства. Глава IV
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Часть текста: не дают достаточно дров...» (18, 323-324). Больше знать, шире знат - таков девиз Чехова, таково главное, коренное требование Чехова, проходящее через все его высказывания. Впервые это свое требование он ясно сформулировал еще в 1882 году. Тогда писателю было 22 года и он только вступал в литературу. «Мало чувствовать и уметь правильно передавать свое чувство, мало быть художником, надо еще быть всесторонне знающим» (1, 490). Мы находим эти строки в рецензии Чехова на спектакль Московского театра им. Пушкина «Гамлет». В дальнейшем Чехов из года в год в той или иной форме повторяет, развивает и обогащает это свое требование; оно становится краеугольным камнем многих его эстетических суждений. От того, что и как художник знает в жизни, зависит в конечном счете и то, как и что он изобразит, воссоздаст в искусстве. Знание, в самом широком значении этого слова, по мнению Чехова, оказывает решающее влияние не только на содержание художественного произведения; оно неизбежно влияет и на форму в искусстве; от знания зависят не только такие качества художественного произведения, как размах и полнота охвата жизненного материала, глубина идейного замысла, смелость в постановке жизненно-важных вопросов, но даже и такие, как самый тон, самая манера авторского изложения. «Талант у него большой, - писал Чехов о В. Билибине, своем литературном коллеге по журналу «Осколки», - но знания жизни ни на грош, а где нет знания, там нет и смелости» (14, 345). Подметив наиболее существенный, недостаток Билибина - отсутствие знания жизни и, как следствие этого,- смелости,...
2. Чехов — Книппер-Чеховой О. Л., 10 февраля 1902.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: я, а нет Мейерхольда, Санина, Раевской? Нужны тут не имена, а правила; нужно установить, чтобы пайщиком делался всякий, прослуживший не менее 3 или 5 лет, всякий, получивший жалованья не меньше такой-то цифры. Повторяю, нужны не имена, а правила, иначе все полетит. Сегодня задержали около нашего почтового ящика грека, который вытаскивал письма. И я, признаюсь, обрадовался: теперь, когда ты станешь бранить меня за то, что я-де редко пишу тебе, то я буду ссылаться на этого грека. Дуся моя, родная, светик, красавица, умоляю тебя, в ножки кланяюсь, выезжай из Москвы 20-го, чтобы быть здесь в пятницу! Исполни мою просьбу! Докажи, что ты добрая жена. Попроси барина Владимира Ивановича, он отпустит. У нас кухарка хорошая теперь, душеспасительная; завела в кухне тишину и спокойствие. Очень религиозна. У нас возмутительная погода. Снег. Прочел в двух газетах, будто ваш театр не поедет в Петербург. Правда ли это? Ну, целую, обнимаю, будь здоровехонька. Твой Antoine. Это письмо посылаю 11-го февр<аля>. Тут ходят разные слухи о Петербурге, о Москве. Смотри, если что случится, напиши. Примечания 3665. О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ 10 февраля 1902 г. Печатается по автографу ( ГБЛ ). Впервые опубликовано: Письма к Книппер , стр. 200—201. Год устанавливается по содержанию (приезд О. Л. Книппер в феврале в Ялту, образование в Художественном театре товарищества на паях). Ответ на письма О. Л. Книппер от 4 и 5 февраля 1902 г. ( Переписка с Книппер , т. 2, стр. 302—304, 304—306)....
3. Чехов — Суворину А. С., 3 ноября 1888.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: форменный бал. Какие цели и средства у этого общества, кто там членом и проч. — я не знаю. Знаю только, что во главе его стоит Федотов, автор многих пьес. Членом меня не избрали, чему я очень рад, так как взносить 25 руб. членских за право скучать — очень не хочется. Если будет что-нибудь интересное или смешное, то напишу Вам; Ленский будет читать мои рассказы. В «Сев<ерном> вестнике» (ноябрь) есть статья поэта Мережковского о моей особе. Статья длинная. Рекомендую Вашему вниманию ее конец. Он характерен. Мережковский еще очень молод, студент, чуть ли не естественник. Кто усвоил себе мудрость научного метода и кто поэтому умеет мыслить научно, тот переживает немало очаровательных искушений. Архимеду хотелось перевернуть землю, а нынешним горячим головам хочется обнять научно необъятное, хочется найти физические законы творчества, уловить общий закон и формулы, по которым художник, чувствуя их инстинктивно, творит музыкальные пьесы, пейзажи, романы и проч. Формулы эти в природе, вероятно, существуют. Мы знаем, что в природе есть а, б, в, г, до, ре, ми, фа, соль, есть кривая, прямая, круг, квадрат, зеленый цвет, красный, синий..., знаем, что всё это в известном сочетании дает мелодию, или стихи, или картину, подобно тому как простые химические тела в известном сочетании дают дерево, или камень, или море, но нам только известно, что сочетание есть, но порядок этого сочетания скрыт от нас. Кто владеет научным методом, тот чует душой, что у музыкальной пьесы и у дерева есть нечто общее, что та и другое создаются по одинаково правильным, простым законам. Отсюда вопрос: какие же это законы? Отсюда искушение — написать физиологию творчества...
4. Громов Л.П.: Реализм А. П. Чехова второй половины 80-х годов. Идейная и творческая жизнь Чехова в 1886-1889 гг. Пункт 2
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: Это значит, что художественное творчество возможно только тогда, когда пережитое отстоялось в душе художника". ( "Русские писатели о литературе". Т. 2. 1939, стр. 134. ) Суждения Чехова о субъективном и объективном в литературном искусстве явились обобщением особенностей его художественной манеры; писатель рассчитывал на внимательного и вдумчивого читателя, который сможет найти в "подтексте" его произведений, написанных в объективной манере, субъективный элемент, авторское отношение к героям и их жизни. Говоря о писательской практике Чехова, надо подчеркнуть, что со второй половины 80-х годов - в силу специфических особенностей этого периода - в ней более ощутимо проявлялся субъективный элемент, чем в другие периоды творческой биографии писателя. Особенно проникнута "пафосом субъективности" повесть "Степь", отразившим горячее патриотическое чувство писателя-гражданина. Характер этой субъективности в "Степи" роднит Чехова с автором "Мертвых душ". Отличительную особенность гоголевского произведения Белинский видел в том,...
5. Идеальный экзамен.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: приезжает за полчаса до пожара, так у идеального ученика готовы ответы за полчаса до вопроса. Для краткости и во избежании большого гонорара 2 , излагаю суть в драматической форме. Учитель . Вы сейчас сказали, что земля представляет собой шар. Но вы забываете, что на ней есть высокие горы, глубокие овраги, московские мостовые, которые мешают ей быть круглой! Ученик . Они мешают ей быть круглой столько же, сколько ямочки на апельсине или прыщи на физиономии. Учитель . А что значит физиономия? Ученик . Физиономия есть зеркало души, которое так же легко разбивается, как и всякое другое зеркало. Учитель . А что значит зеркало? Ученик . Зеркало есть прибор, на котором женщина десять раз в день взвешивает свое оружие. Зеркало — это пробирная палатка для женщины. Учитель (ехидственно) . Боже мой, как вы умны! (Подумав.) Сейчас я задам вам один вопрос... (Быстро .) Что такое жизнь? Ученик . Жизнь есть гонорар, получаемый не авторами, а их произведениями. Учитель . А как велик этот гонорар? Ученик . Он равен тому гонорару, который платят плохие редакции за очень плохие переводы. Учитель . Так-с... А не можете ли вы сказать нам чего-нибудь о железных дорогах? Ученик (быстро и отчетливо) . Железной дорогой, в обширном значении этого слова, называется инструмент, служащий для транспортирования кладей, кровопускания и доставления неимущим людям сильных ощущений. Она состоит собственно из дороги и из железнодорожных правил. Последние суть следующие. Железнодорожные вокзалы подлежат санитарному надзору наравне с бойнями, железнодорожный...
6. Удав и кролик.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 6. [Рассказы], 1887. — М.: Наука, 1976 . — С. 169—172. УДАВ И КРОЛИК Петр Семеныч, истасканный и плешивый субъект в бархатном халате с малиновыми кистями, погладил свои пушистые бакены и продолжал: — А вот, mon cher 1 , если хотите, еще один способ. Этот способ самый тонкий, умный, ехидный и самый опасный для мужей. Понятен он только психологам и знатокам женского сердца. При нем conditio sine qua non 2 : терпение, терпение и терпение. Кто не умеет ждать и терпеть, для того он не годится. По этому способу вы, покоряя чью-нибудь жену, держите себя как можно дальше от нее. Почувствовав к ней влечение, род недуга, вы перестаете бывать у нее, встречаетесь с ней возможно реже, мельком, причем отказываете себе в удовольствии беседовать с ней. Тут вы действуете на расстоянии. Всё дело в некоторого рода гипнотизации. Она не должна видеть, но должна чувствовать вас, как кролик чувствует взгляд удава. Гипнотизируете вы ее не взглядом, а ядом вашего языка, причем самой лучшей передаточной проволокой может служить сам муж. Например, я влюблен в особу N. N. и хочу покорить ее. Где-нибудь в клубе или в театре я встречаю ее мужа. — А как поживает ваша супруга? — спрашиваю я его между прочим. — Милейшая женщина, доложу я вам! Ужасно она мне нравится! То есть чёрт знает как нравится! — Гм... Чем же это она вам так понравилась? — спрашивает довольный супруг. — Прелестнейшее, поэтическое создание, которое может тронуть и влюбить в себя даже камень! Впрочем, вы, мужья, прозаики и понимаете своих жен только в первый месяц после свадьбы ... Поймите, что ваша жена идеальнейшая женщина! Поймите и радуйтесь, что судьба послала вам такую жену! Таких-то именно в наше время и нужно женщин... именно таких! — Что...
7. Ивлева Т.Г.: Автор в драматургии А.П. Чехова. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным». А. С. Пушкин. «Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление». А. П. Чехов – Л. А. Авиловой. Странность своих пьес осознавал уже сам Чехов. «Что делать, у меня всегда случается что-нибудь с пьесой, и каждая моя пьеса почему-то рождается на свет со скандалом, и от своих пьес я не испытывал никогда обычного авторского, а что-то довольно странное», – писал он, например, К. П. Пятницкому 19 июня 1904 года, то есть в одном из последних своих писем [1]. Странность эту эксплицировал не только провал премьеры «Чайки». Характерна и полярная двойственность восприятия чеховских пьес (так же, как и других произведений Чехова этого периода, всего его творчества в целом ) первыми их читателями/зрителями [2], впрочем, и последующими – тоже [3]. Так что, пожалуй, ни один литературовед, так или иначе касающийся чеховской драматургии, не избежал естественного искушения по-своему объяснить это авторское и собственное читательское ощущение. Одно из первых предложенных объяснений было связано с выявлением наиболее очевидного противоречия чеховской драмы классической драматургической парадигме – отсутствия в ней главной для драмы как литературного рода категории – действия, реализованного, прежде всего, в событии [4]. Как неоднократно подчеркивали исследователи, чеховские пьесы – это пьесы бездействия , главные события которых (история Нины Заречной, самоубийство Треплева, покушение на профессора Серебрякова, дуэль Тузенбаха и Соленого, продажа вишневого сада и т. д.) вынесены за пределы ...
8. Конкурс.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: любовное письмо , тот в награду получит: фотографию хорошенькой женщины, свидетельство (за подписью редактора и судей конкурса) в том, что такой-то, тогда-то вышел победителем на конкурсе, и право быть записанным в число даровых подписчиков настоящего или будущего года, смотря по желанию. Кроме того, письмо, напечатанное в «Осколках», даст его автору 15 коп. со строки. Условия конкурса: 1) Участниками конкурса могут быть только лица мужеского пола. 2) Письмо должно быть прислано в редакцию «Осколков» не позже 1 марта сего года и снабжено адресом и фамилией автора. 3) В письме автор объясняется в любви; доказывает, что он действительно влюблен и страдает; проводит тут же, кстати, параллель между простым увлечением и настоящею любовью; описывает свои новые ощущения, не вдаваясь в глубокий анализ; просит руки; ревнует к Иксу и Зету; описывает муки, какие терпит он при одной только мысли об отказе; кланяется ее папаше и мамаше; тонко и осторожно справляется о приданом и... всё это не более как в 50 строках. 4) Conditio sine qua non 1 : автор должен быть литературен, приличен, нежен, игрив и поэтичен. Нытье, ложный классицизм и плохие стихи не допускаются. Вот и всё. Судьями будут назначены дамы ...
9. Немирович-Данченко Вл. И. - Чехову А. П., февраль (после 20-го) 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Вл. И. - Чехову А. П., февраль (после 20-го) 1902 г. А. П. ЧЕХОВУ Февраль (после 20-го) 1902 г. Москва Милый Антон Павлович! Ольгу Леонардовну удалось освободить еще днем раньше… Ты говоришь, что тебя не манит писать пьесу. А между тем мой идеал будущего сезона театра - открытие его 1 октября твоей новой пьесой. И это могло бы быть так: пьеса должна быть совершенно закончена к 1 августа. Август и сентябрь ты жил бы в Москве, все беседы и репетиции прошли бы при тебе. Октябрь и часть ноября ты бы еще знал ряд спектаклей… Разве это так несбыточно? Санин и Мейерхольд не попали в сосьетеры, потому что Морозов (и Алексеев) не хотели их. Оба, кажется, поэтому уйдут из театра. Условие вообще выработано самим Морозовым, а сосьетеры не больно спорили. И даже, когда по поводу 17 параграфа я возбудил горячие споры и отказался принять его, то, несмотря на то, что все соглашались со мной, при баллотировке я остался одиноким. Тогда дело чуть не полетело совсем, так как Морозов, с одной стороны, ставил § 17 условием sine qua non*, а с другой - без моего участия в деле не признавал возможным начинать его. Ты несколько ошибаешься в своих замечаниях. Ты смешиваешь...
10. Мережковский Д. С.: Старый вопрос по поводу нового таланта
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Часть текста: форму, отлично приспособленную к потребностям и вкусам современной публики. Спенсер 2а в своей статье о музыке делает предположение, что этому искусству должна принадлежать в будущем все более и более выдающаяся роль, так что со временем красота звуков отодвинет на задний план красоту слова и пластических образов. Может быть, эта мысль и не вполне верна, во всяком случае нельзя не признать, что современное настроение масс в значительной степени ее подтверждает. Вкус и понимание живописи, скульптуры и даже отчасти поэзии уменьшается с каждым днем, делается достоянием ограниченного кружка знатоков и ценителей, между тем как популярность музыки растет не по дням, а по часам. Ее возрастающее влияние не могло не отразиться на искусстве более всего родственном ей - на изящной литературе. Эдгар Поэ и Гоффман - гении вполне современные, которых никакая эпоха, кроме нашей, не могла бы произвести и оценить, стремились воплотить в слове неясное, неуловимое и почти непередаваемое волнение, доступное, по-видимому, одной только музыке. С другой стороны, мы, кажется, все более утрачиваем способность наслаждаться крупными чертами, резкими контурами и не обращать внимания на детали, мелочи, подробности, способность, составлявшую громадное преимущество античных народов; для нас - в мелочах микроскопических, не уловимых обыкновенным глазом, таится самая сущность, душа предмета. Архитектурная красота художественного плана в его широких очертаниях ускользает от большинства из нас, части заслоняют целое, ум наш слишком охотно погружается в подробности, дольше всего переживают в нас впечатления не от книги, а от отдельных глав, страниц, отрывков. По мере того, как читатель все более утрачивает способность сосредоточивать внимание на широких контурах стройного, законченного произведения,-- поэтов, невольно испытывающих на себе влияние преобладающего эстетического настроения, увлекает страстная погоня за...