Поиск по творчеству и критике
Cлово "MANIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Случаи mania grandiosa.
Входимость: 4. Размер: 4кб.
2. Громов М.П.: Книга о Чехове. Черный монах
Входимость: 3. Размер: 47кб.
3. Есин Б.И.: Чехов-журналист. Журнально-публицистическая деятельность Чехова в 80-90-е годы
Входимость: 2. Размер: 100кб.
4. Степанов А. Д.: Проблемы коммуникации у Чехова. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры. 4.2. Приказ и власть
Входимость: 2. Размер: 33кб.
5. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1883
Входимость: 2. Размер: 120кб.
6. Александров Б. И.: А. П. Чехов. Семинарий. Пособие для студентов. Глава IV. Темы для самостоятельных работ. II. Годы "многописанья" молодого Чехова (1883—1886)
Входимость: 1. Размер: 59кб.
7. Романенко В.Т.: Чехов и наука. По законам науки и красоты. Глава I
Входимость: 1. Размер: 14кб.
8. Сухих И.Н.: Проблемы поэтики А. П. Чехова. "Остров Сахалин": границы художественного мира
Входимость: 1. Размер: 55кб.
9. Степанов А. Д.: Проблемы коммуникации у Чехова. Глава 1. Метод, материал и задачи исследования. 1.3. Смешение / смещение жанров и порождающие механизмы чеховского текста
Входимость: 1. Размер: 69кб.
10. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова: 1890 (часть 2).
Входимость: 1. Размер: 73кб.
11. Антон Чехов. Рассказы. Повести. Юморески. (по году написания)
Входимость: 1. Размер: 45кб.
12. Чехов — Плещееву А. Н., 15 февраля 1890.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
13. Антон Чехов. Рассказы. Повести. Юморески. (по алфавиту)
Входимость: 1. Размер: 44кб.
14. Потапенко И. Н.: Несколько лет с А. П. Чеховым К 10-летию со дня его кончины
Входимость: 1. Размер: 131кб.
15. Хижняков В.В.: Антон Павлович Чехов как врач. Чехов - писатель врач
Входимость: 1. Размер: 80кб.
16. А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. На Сахалине. За границей. 1890-1891
Входимость: 1. Размер: 39кб.
17. Сухих И.Н.: Проблемы поэтики А. П. Чехова. "Черный монах": проблема иерархического мышления
Входимость: 1. Размер: 47кб.
18. Ермилов В.: Чехов 1860-1904. XV. Дальняя дорога
Входимость: 1. Размер: 24кб.
19. Балабанович Е.: Дом в Кудрине. Накануне путешествия на Сахалин
Входимость: 1. Размер: 13кб.
20. Кузичева А. П.: Чехов. Жизнь "отдельного человека". Часть первая. Таганрог— Москва (1860–1892). Глава восьмая. Побег из "четырех стен"
Входимость: 1. Размер: 64кб.
21. Бердников Г. П.: Чехов. 5. Пестрые рассказы
Входимость: 1. Размер: 53кб.
22. Обер-верхи.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
23. Хижняков В.В.: Антон Павлович Чехов как врач. II. Произведения Чехова
Входимость: 1. Размер: 42кб.
24. Балабанович Е.З.: Дом А. П. Чехова в Москве (Садово-Кудринская улица). Последние месяцы на Садовой-Кудринской
Входимость: 1. Размер: 11кб.
25. Чехов — Лейкину Н. А., 12 января 1883.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
26. Пруцков Н. И.: Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917). Антон Чехов. Глава 1
Входимость: 1. Размер: 33кб.
27. Единственное средство.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
28. Потапенко И.Н.: Несколько лет с А.П. Чеховым. (К 10-летию со дня его кончины)
Входимость: 1. Размер: 123кб.
29. Тэмо Эсадзе. Чехов: Надо жить. Часть первая. Мы знаем много лишнего. Глава VII
Входимость: 1. Размер: 61кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Случаи mania grandiosa.
Входимость: 4. Размер: 4кб.
Часть текста: все виды нервных страданий, начиная с простой невралгии и кончая тяжелым психозом. Мне самому приходилось наблюдать случаи тяжелого психоза, причины которого нужно искать только в цивилизации. Я знаю одного отставного капитана, бывшего станового. Этот человек помешан на тему: «Сборища воспрещены». И только потому, что сборища воспрещены, он вырубил свой лес, не обедает с семьей, не пускает на свою землю крестьянское стадо и т. п. Когда его пригласили однажды на выборы, он воскликнул: — А вы разве не знаете, что сборища воспрещены? Один отставной урядник, изгнанный, кажется, за правду или за лихоимство (не помню, за что именно), помешан на тему: «А посиди-ка, братец!» Он сажает в сундук кошек, собак, кур и держит их взаперти определенные сроки. В бутылках сидят у него тараканы, клопы, пауки. А когда у него бывают деньги, он ходит по селу и нанимает желающих сесть под арест. — Посиди, голубчик! — умоляет он. — Ну, что тобе стоит? Ведь выпущу! Уважь характеру! Найдя охотника, он запирает его, сторожит день и ночь и выпускает на волю не ранее определенного срока. Мой дядя, интендант, кушает гнилые сухари и носит бумажные подметки. Он щедро награждает тех из домашних, которые подражают ему. Мой зять, акцизный, помешан на идее: «Гласность — фря!» Когда-то его отщелкали в газетах за вымогательство, и это послужило поводом к его умопомешательству. Он выписывает почти все столичные газеты, но не для того, чтобы читать их. В каждом полученном номере он ищет «предосудительное»; найдя таковое, ...
2. Громов М.П.: Книга о Чехове. Черный монах
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: смерти - назывался безыдейным и аполитичным, «индифферентным» писателем, и это повторяли критики разных вер и направлений: «Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят: «... а то вот есть еще писатель Чехов, нытик...» А какой я нытик? Какой я «хмурый человек»... «холодная кровь»?» ( Цит. по: Бунин И. А. Собр соч. Т. 9. С. 186 ). Старая критика любила сопоставления, чаще всего далекие, изысканные - Метерлинк и Чехов, Ибсен и Чехов, Мопассан и Чехов, даже Бальзак и Чехов. Помета в его записной книжке: «Тургенев и тигры. Такие статьи писать можно, и они пишутся» ( Чехов А. П. Соч. Т. 17. С. 86 ). Слепота в отношении к Чехову была столь беспросветна, что критика допускала то, что сама же считала невозможным даже теоретически: существование большого писателя без серьезной идеи - с одной лишь «тоской по идее» - и без глубокого мировоззрения... В повествовании Чехова отражены едва ли не все течения русской мысли - от верноподданничества до либерализма, толстовства, «теории малых дел», до увлечения Шопенгауэром и Ницше; трудно сказать, чего не учел Чехов, чего не отразил или не знал. Слово «идея» есть уже в первой чеховской юмореске, увидевшей свет, - в «Письме к ученому соседу»: «Недавно заезжал... отец Герасим ...
3. Есин Б.И.: Чехов-журналист. Журнально-публицистическая деятельность Чехова в 80-90-е годы
Входимость: 2. Размер: 100кб.
Часть текста: которых ликвидировать, свести на нет реформы 60-х годов. Проводниками этой политики были: обер-прокурор Синода Победоносцев, министры Деля-нов, Толстой, журналисты Катков, Мещерский, Окрейц и другие. После убийства народовольцами Александра II (1881) все народничество в целом встало на путь либерального приспособления к буржуазной действительности, превратилось постепенно в защитника мелкобуржуазных интересов русской деревни и повело борьбу с марксизмом. В среде народнической интеллигенции участились случаи политического ренегатства, открытого предательства. Правительственная реакция 80-х годов и разложение миросозерцания революционного народничества обусловили резкое снижение тонуса всей общественной жизни. Бегство от животрепещущих вопросов своего времени, от революции и демократии стало обычным явлением среди русской интеллигенции. Широкое распространение получили: теория «малых дел», толстовская проповедь непротивления злу насилием. Спад революционного движения в стране способствовал возникновению антинародного, упадочнического искусства. В литературу широко проникают пессимистические настроения, усиливается влияние...
4. Степанов А. Д.: Проблемы коммуникации у Чехова. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры. 4.2. Приказ и власть
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Часть текста: социума, о его отношении к иерархии, оценке крепости вертикальных связей, работы государственных, военных, юридических и некодифицированных моральных и социальных механизмов. Невыполнение приказа может оцениваться как примета анархии, энтропии и беззакония или, напротив, как увеличение числа степеней свободы в становящемся социуме. Безуспешный приказ может оказаться обусловлен как слабостью власти, так и бунтом зависимых от нее людей и т. д. Чеховское отношение к приказу и проблеме власти оказывается весьма специфично. Как все писатели пореформенной эпохи, Чехов постоянно обращается к проблеме власти, приказа, подчинения. При этом из всех вопросов, связанных с властью, его больше всего интересует проблема инертного сознания, которое и в изменившихся условиях не может избавиться от психологии необсуждаемого приказа по отношению к нижестоящим. В этом разделе мы рассмотрим основные отличительные черты чеховского подхода к социальной проблематике власти. Эти проблематика выходит далеко за рамки локального вопроса о трансформации речевого жанра приказа, но начнем мы именно с него. Первая особенность состоит в том, что Чехов обнажает парадоксальные основания приказа как речевого жанра. Разница между приказом и просьбой – не в оформлении высказывания, а в различных отношениях власти. Разумеется, любой приказ можно высказать вежливо, сохраняя уважение к личности адресата, но если человек обязан выполнить то, о чем его просят, то перед нами все-таки приказ. Каждый речевой жанр имеет свою концепцию адресата : по Бахтину, в структуре жанра заложено отношение говорящего к возможной реакции собеседника и предвосхищение ответа. В случае приказа такое предвосхищение сводится к нулю: независимо от того, что адресат думает по поводу данного приказа, он обязан ему подчиниться. Приказы не отдают, не будучи уверенными в их исполнении, в...
5. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1883
Входимость: 2. Размер: 120кб.
Часть текста: Антону и Николаю о том, что они должны дать ему деньги для уплаты за квартиру — задержка ставит отца в неловкое положение. «Краснеть перед хозяином не в моих летах — я человек с характером, положительный». РГБ. Выражение «человек с характером, положительный» в 1887 г. Чехов использовал в рассказе «Хороший конец», а в 1889 г. — в пьесе «Свадьба». Начало года. Ч. знакомится с писателем А. В. Кругловым (псевдонимы — Веселый Устюжанин, Скучающий Вологжанин, Ширебери). Часто встречается с ним в редакции ж. «Зритель». Бывает у него в меблированных комнатах «Мир», где устраивались гипнотические сеансы. Кроме Ч. и Круглова, в них участвуют М. Н. Ремезов, В. В. Навроцкий, Г. А. Хрущов-Сокольников, Е. А. Вернер, А. Н. Доганович-Круглова и В. А. Гиляровский. Во время одной из встреч в «Мире» на вопрос дамы: «Чего бы вы желали — богатства или славы?» — Ч. ответил: «Я хочу долго, долго жить». Был с Кругловым на Ваганьковском кладбище. «Остановились у могилы Левитова. — Вот вам пример нашего отношения к талантам. Разве он уже почти не забыт? Он ли один! — промолвил Чехов». А. Круглов. Из альбома беллетриста. — «Голос Москвы», 1912, № 158. 3 января. В театре «Скоморох» Ч. смотрит драму С. А. Гедеонова «Смерть Ляпунова». Статья «“Скоморох” — Театр М. В. Л.*** (3-е января)». См. 5 января. Начало января. Ч. посылает...
6. Александров Б. И.: А. П. Чехов. Семинарий. Пособие для студентов. Глава IV. Темы для самостоятельных работ. II. Годы "многописанья" молодого Чехова (1883—1886)
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: Журнал «Осколки», его характер, история. Лейкин — издатель журнала. Оценка Чеховым «Осколков» в сравнении с другими юмористическими журналами 80-х годов. Сближение писателя с журналом, история сотрудничества в нем. История взаимоотношений Чехова с Лейкиным. Лейкин как редактор чеховских произведений, влияние его и «осколочных» традиций на молодого писателя. Развитие в творчестве Чехова тем и жанров «осколочного» юмора. Псевдонимы Чехова в «Осколках». Борьба Чехова с лейкинским влиянием, отстаивание своих идейно-творческих позиций. Споры о строчечном «лимите», о сочетании юмора и «серьеза», о жанрах, о содержании и типе «осколочных» фельетонов и т. д. Расхождения Чехова с Лейкиным в оценке конкретных произведений. Новизна тем и содержания чеховских «осколочных» произведений. Чехов и традиционный жанр осколочной «мелочишки». Тематическое и жанровое многообразие «осколочного» юмора Чехова. Сильные и слабые стороны творчества Чехова в «осколочный» период. Значение работы Чехова в «Осколках» для дальнейшего развития его творчества. Журнал «Осколки» за 1882—1886 годы. Комментарий к фельетонам « Осколки московской жизни ». — В кн.: А. П. Чехов . Полное...
7. Романенко В.Т.: Чехов и наука. По законам науки и красоты. Глава I
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: 1899 г., адресованной видному невропатологу, профессору Московского университета Г. И. Россолимо, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность... Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно - предпочитал не писать вовсе» (18, 244). Раскрыть в полную меру содержание этих слов можно, разумеется, только на конкретном фактическом материале, прежде всего, художественных произведений Чехова. Но реализовать подобную задачу означало бы (в более широком, общем плане) показать, какое влияние оказывало на творчество Чехова его материалистическое и атеистическое мировоззрение, его естественно-научное, медицинское образование. В конечном итоге вся наша работа в той или иной мере посвящена выполнению этой, задачи. В своих ранних произведениях Чехов в крайне редких случаях берется за изображение таких явлений, которые требовали бы специально медицинского, научного их освещения. Но вот что характерно: в те годы Чехов охотно пользуется в своих рассказах, особенно сатирических, медицинской терминологией., иногда придавая ей совершенно неожиданное смысловое звучание, как это мог сделать только художник громадного воображения, смелой творческой фантазии. Ходячие медицинские выражения служат для Чехова большей частью одним из выразительных средств «эзопового языка» его сатирических сцен и диалогов. В одних случаях Чехов пользуется, например, медицинским заголовком, чтобы скрыть густую политическую окраску содержания...
8. Сухих И.Н.: Проблемы поэтики А. П. Чехова. "Остров Сахалин": границы художественного мира
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: Сахалин" с другими чеховскими произведениями? Здесь и возникает проблема, нащупанная уже современниками писателя. "Со времени публикации "Сахалина" в журнале "Русская мысль" до выхода X тома собрания сочинений Чехова разноречивы были отзывы критиков (и читателей) о жанре этого проведения,- пишет М. Л. Семанова. - Для многих это был научно достоверный, обстоятельный трактат, отличающийся обилием материала, сухостью изложения... Некоторые современники утверждали, что для самого автора это был лишь научный труд... Однако многие современники еще при первом знакомстве с чеховскими сахалинскими очерками увидели в них живые зарисовки наблюдательного талантливого художника, отметили тонко очерченные характеры и пейзажи... При жизни Чехова наиболее обстоятельно и точно о своеобразии жанра "Сахалина" как очеркового произведения, в котором сочетаются научные, публицистические и художественные элементы, и общественном значении книги сказал А. И. Богданович" (14, 799-800). Линия "сочетания", как и линия "разъединения" "Сахалина" с другими чеховскими произведениями, дотянулась до наших дней. Для одних литературоведов чеховская книга "соединяет научное исследование и художественное произведение", 1* "сочетает в себе глубину и точность подлинно научного исследования с художественностью". 2* Для других же представляет собой "разностороннее добросовестное исследование" 3* , "научно-документальную книгу", 4* "и по форме, и по содержанию прежде всего очерк, научный трактат". 5* Проблема жанра "Сахалина" объективно выдвигается в центр внимания и оказывается ключом для понимания как самой чеховской книги, так и ее места в творчестве Чехова. Но - обо всем по порядку. 1 Мысль о поездке на каторжный остров возникает у Чехова, вероятно, уже летом 1889 г....
9. Степанов А. Д.: Проблемы коммуникации у Чехова. Глава 1. Метод, материал и задачи исследования. 1.3. Смешение / смещение жанров и порождающие механизмы чеховского текста
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: периода (от абсолютизации вымысла к абсолютизации «правды жизни» и обратно), в сменах центра и периферии устоявшихся стилистических, композиционных и жанровых систем и т. д. Не последнюю роль в подобных процессах играют операции смешения / смещения жанров [144]. В определенных условиях именно они могут служить основным двигателем литературной эволюции. Одна из целей нашей работы – осмыслить текстопорождающую функцию речевых жанров – причем не cтолько литературных, сколько «первичных» (по Бахтину) – в новаторской поэтике Чехова. Но прежде нам нужно попробовать осознать роль речевых жанров в дочеховской литературе. История литературы XIX века начинается с бунта против риторики, одним из следствий которого было падение риторических и «высоких» литературных жанров и постановка под вопрос самой идеи иерархической жанровой системы. В работах пушкинистов показано, как Пушкин, начиная с самых ранних поэм, сознательно смешивает черты несовместимых жанров, равно как и стили, закрепленные за жанрами в поэтике и риторике предшествующей эпохи. На это указывал Ю. Н. Тынянов: Вся революционная суть пушкинской «поэмы» «Руслан и Людмила» была в том, что это была «не-поэма» (то же и с «Кавказским пленником»); претендентом на место героической «поэмы» оказывалась легкая «сказка» XVIII века, однако за эту свою легкость не извиняющаяся; критика почувствовала, что это какой-то выпад из системы. На самом деле это было смещение системы [145]. По логике Ю. М. Лотмана, именно смешение / смещение жанров становится основой всех инноваций Пушкина, ср.: При таком соотношении жанров, их постоянной перекличке и взаимном вторжении, образовывавшем как бы единый многоголосый оркестр, в принципе отменялся иерархический подход к жанрам. Ценность того или иного жанра определялась...
10. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова: 1890 (часть 2).
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Часть текста: который, иронизируя по поводу появления множества литературных подражателей и их расчета на «легкость занятий беллетристикой», пишет: «Гимназист может рассказать про свои страдания во время долбления латинской грамматики или про свои ощущения при первом посещении какого-нибудь опереточного заведения — и вот он уже является соперником “нашего Гюи Мопассана” г. Чехова». НВ, № 5362. 2 февраля. Ч. пишет С. Н. Филиппову: «Я в самом деле еду на о. Сахалин, но не ради одних только арестантов, а так вообще... Хочется вычеркнуть из жизни год или полтора». Сообщает, что на вопрос об очерке «На Днепре» А. С. Суворин ответил, что он «зимою не хочет печатать про летнее». См. 4 февраля. Письма, IV, 15. К. С. Станиславский делает заметку в записной книжке о постановке «Предложения» в Обществе искусства и литературы: «Саша Федотов выразил желание играть эту пьесу. Он же сам и отказался, чуть не накануне спектакля». К. С. Станиславский. Из записных книжек. 1. 1888—1911. М., 1986, с. 80—81. Н. Л. Пушкарев пишет Ч.: «Антон Павлович, не найдете ли Вы минуточки свободной, чтоб навестить меня? <...> Только самая крайняя необходимость заставляет меня поступить так. И Вы сами будете раскаиваться потом, если не исполните моей просьбы. И для Вас, и для себя прошу — заверните». РГБ. 3 февраля. П. М. Свободин в ...