Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1874-1875

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1890, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1874 // Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наследие, 2000—... — Т. 1: 1860—1888. — 2000.


1874

Один из первых сохранившихся автографов Ч.: «Получил повестку ученик IV к. Т. Г. Ан. Чехов». Таганрогский краеведческий музей.

Запись в делах Таганрогского уездного училища: «Антону Чехову триковый жилет из его материала, им же сделанный, и ему же триковые брюки из его материала, им же сделанные». Андреев-Туркин. Чехов в Таганроге, с. 36.

В «Ведомости об успехах и поведении учеников Таганрогского ремесленного курса — Вывод. Поведение. Небытие», подписанной преподавателем В. Порумбом, среди перечисленных 18 учеников значатся:

  8. Чехов Антон

4

4

  8

  9. Чехов Николай

3

4

12

 Чехов Иван

4

4

11

16. Чехов Александр

4

4

11


Лето. П. Е. Чехов открывает новую лавочку близ вокзала и поручает торговлю там сыновьям Александру и Антону. Лавка торгует с 5 ч. утра почти до полуночи, но дохода не дает. К концу лета П. Е. переносит ее в другое место — на Новый базар. Но и здесь торговля шла не лучше, и лавку пришлось закрыть. А. С-ой <Ал. П. Чехов>. Чехов-лавочник. — ВЕ, 1908, № 11, с. 212—216.

 П. Чехов вспоминал в письме 1886 г. об этом времени: «Тут впервые проявился твой самостоятельный характер, мое влияние, как старшего по принципу, начало исчезать. Как ни был я глуп тогда, но я начинал это чувствовать. По логике тогдашнего возраста я, для того, чтобы снова покорить тебя себе, огрел тебя жестянкою по голове. <...> Ты ушел из лавки и отправился к отцу. Я ждал сильной порки, но через несколько часов ты величественно в сопровождении Гаврюшки <Харченко> прошел мимо дверей моей лавки с каким-то поручением фатера и умышленно не взглянул на меня. Я долго смотрел тебе вслед, когда ты удалялся, и сам не знаю почему, заплакал...». Письма Ал. Чехова, с. 132.

С 16 августа. Учится в 5-м классе Таганрогской гимназии. «Как и с кем учился Чехов». — Приазовская речь, 1910, 15 янв., № 40.

Семья Чеховых переезжает в собственный дом, построенный на Конторской, или Елисаветинской (как она позднее была переименована) улице.

 П. Чехов вспоминал: «Дом этот был выстроен на последние крохи, причем недостававшие пятьсот рублей были взяты под вексель из местного Общества взаимного кредита. Поручителем по векселю был некто Костенко, служивший в том же кредите» (в действительности фамилия поручителя Косенко).

В доме Чеховых поселяется (после смерти мужа) Ф. Я. Долженко с сыном Алексеем. Одаренная чувством юмора и фантазией, Ф. Я. любила рассказывать интересные истории, которыми заслушивались мальчики Чеховы. Вокруг Чехова, с. 68, 70.

«О, поэт заборный в юбке...».

 П. Чехов рассказывал, что во дворе таганрогского дома Чеховых жила гимназистка Ираида Савич. Однажды она «написала в саду на заборе какие-то трогательные стишки. Антон ей тут же ответил, написав мелом <...> четверостишие». Чех. сб., с. 98; Вокруг Чехова, с. 55.

Ч. пишет «едкое четверостишие» на инспектора А. Ф. Дьяконова для рукописного журнала, который издавался старшеклассником Грохольским. «Вышло два номера. Начальство пронюхало и приняло меры». Андреев-Туркин. Чехов в Таганроге, с. 38 (воспоминания одноклассника Ч. М. А. Рабиновича).

Братья Чеховы устраивают домашние спектакли. В «Ревизоре» Гоголя Ч. исполняет роль городничего.

М. П. Чехов вспоминал: «Когда мы еще жили в Таганроге всей семьей, у нас часто происходили домашние спектакли, в которых Антоша-гимназист был главным воротилой. Помню, мы разыграли даже “Ревизора”, в котором городничего играл Ант. Павл. Играли и на малороссийском языке про какого-то Чупруна и Чупруниху, где роль Чупруна исполнял все тот же “увалень” Антоша. Но самою любимою для Ант. Павл., кажется, была тогда им самим придуманная сцена про градоначальника. В гимназическом мундирчике, с старинной дедушкиной шашкой через плечо, он представлял, как градоначальник стоит в табельный день в соборе и как затем, по окончании обедни, производит смотр казакам. Эту сцену все с новыми вариантами он показывал часто и очень охотно».

«Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на юмор, на затеи. Среди братьев он был тогда самым талантливым на выдумки: он устраивал лекции и сцены, кому-нибудь подражал или кого-нибудь представлял. Так, он изображал старика профессора, читавшего свои лекции, почти слово в слово составившие потом содержание его самого первого рассказа “Письмо к ученому соседу”».  П. Чехов. Об А. П. Чехове. Воспоминания. — Сб. «Новое слово», 1907, кн. I, с. 198; «Антон Чехов и его сюжеты», М., 1923, с. 12.

В 5-м классе Ч. собирается сочинить сказку. Начало сказки — стихотворное четверостишие «Эй, вы, хлопцы, где вы, эй!». Чех. сб., с. 97 (воспоминания М. П. Чехова).

М. П. Чехов вспоминал: «А. П., будучи тогда гимназистом пятого класса, спал под кущей посаженного им дикого винограда и называл себя “Иовом под смоковницей”. Под ней же он писал тогда стихи <...> В то время А. П. вообще предпочитал стихи прозе, как, впрочем, и всякий гимназист его возраста».  П. Чехов. Антон Чехов на каникулах. — Чехов в восп., 1960, с. 75.

1874—1879

«Ограбленная почта», «Маменькин сынок», «Лев Гурыч Синичкин», «Гамлет», «Ревизор», «Горе от ума», «Без вины виноватые», «Чайный цветок», «Парижские нищие», «За монастырской стеной», «Хижина дяди Тома», «Убийство Коверлей», «Петербургские когти» и др.

Однокашник Ч. А. Дросси вспоминал: «Таганрогский театр того времени блистал такими именами, как Яковлев, Новиков, Горева, Востоков и Соловцов. Трудно было не полюбить театр и увлечение им навело гимназистов на мысль устроить свою сцену. При содействии сына артиста Яковлева где-то в сарае смастерили сцену, на которой с большим успехом и выступил А. П. Чехов в роли старухи, матери ямщика, исполняя пьесу из народного быта <...> Посещение театра учащимися тогда строго преследовалось. Допускалось хождение в театр только с родителями и то с особого каждый раз разрешения гимназического начальства. На галерею же вход был безусловно воспрещен, но мы ухищрялись всякими способами проникать туда чуть ли не каждое представление, прекрасно зная, что надзиратель гимназии непременно заглянет на галерею, как это бывало всякий раз.

Чтобы не быть узнанными, мы с Антоном Павловичем прибегали нередко к гримировке. Странно было видеть молодые лица с привязанными бородами или бакенбардами, в синих очках, в отцовских пиджаках, восседающих на скамьях галереи. Там, на галерее, заставлял нас плакать “последний из могикан” русской сцены Никанор Иванович Новиков, там наводил на нас ужас в шекспировских трагедиях маститый артист Яковлев, там же мы покатывались со смеху от игры неподражаемого комика Востокова. Тогда же на нашей сцене начинали свою артистическую карьеру Горева и Соловцов, для которого впоследствии Антон Павлович написал своего “Медведя”».

 г. Ч., будучи в Таганроге, заметил в письме к сестре М. П. Чеховой: «Пишу это в театре, сидя на галерке, в шубе. Пошлый оркестрик и галерка напоминают мне детство».  Дросси. Юношеские годы А. П. Чехова. — «Приазовская речь», 1910, 16 янв., № 41. См. также: Андреев-Туркин. Чехов в Таганроге, с. 40; Очерки по истории Таганрогского театра с 1827 по 1927 год. Составил В. Ф. Третьяков. Таганрог, 1927; М. Л. Семанова. Театральные впечатления Чехова-гимназиста. Приложение. Репертуар Таганрогского театра (1872—1879). — Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. Герцена, т. 67, Л., 1948, с. 187—201; Таганрогский сб., вып. 2, с. 157—184.

1875

Начало года. Убыточная торговля и постройка дома резко подорвали материальное положение семьи Чеховых. П. Е. Чехов перестает уплачивать купеческую гильдию и «обращен» «из купцов в мещане г. Таганрога». Увольнительное свидетельство Чехова от воинской повинности, 1879 г. — Письма, I, 472; Вокруг Чехова, с. 70.

Поет в гимназическом хоре. Воспоминания доктора М. М. Позументирова. — ТМЧ.

Май — июнь. «Как и с кем учился Чехов». — «Приазовская речь», 1910, 15 янв., № 40.

Июль.  П. Чехова старшему брату Александру: «Желаю tibi optimum et maximum <тебе всего наилучшего>». Письма, I, 13.

Гостит у деда Егора Михайловича и бабушки Ефросиньи Емельяновны Чеховых в деревне Княжей. Ездил с дедом по его делам в армянское село Большие Салы. В Доме для приезжающих увидел дочь хозяина Галуста Давидовича Кирпияна красавицу Марту. См. 11 октября 1888 г.

Не сдал переэкзаменовки по греческому языку и остался в пятом классе на второй год. «Как и с кем учился Чехов». — «Приазовская речь», 1910, 15 янв., № 40.

8 августа. Уехали из Таганрога в Москву Александр и Николай Чеховы. Первый — для поступления в университет, второй — в Училище живописи, ваяния и зодчества. Их провожают до одной из ближайших станций Е. Я. Чехова с Антоном, на обратном пути заезжают в имение И. П. Селиванова.  Е. Чехова сыновьям в Москву, 9 и 12 августа 1875 г., письмо Н. П. Чехова семье в Таганрог, 10 августа 1875 г. — РГБ.

П. Е. Чехов пишет сыновьям в Москву: «Мама и Антоша еще не воротились в Таганрог, дети скучают и плачут. К обеду ожидаю» (Е. Я. Чехова вернулась одна, Антон остался у Селиванова). РГБ.

10 августа. Приехав в Москву, Николай Чехов пишет родителям: «Ну что за чудо церковь Василия Блаженного? Это прелесть, когда-либо нарисую ее красками, как она в натуре, и пришлю вам, она произвела на меня необъяснимое впечатление. А город торговли, а Кремль, а церкви, Храм во имя Христа Спасителя, дома, памятник Минину и Пожарскому <...> Это чудо что такое, ходи да рассматривай». РГБ.

По дороге из имения Селиванова Антон заболел перитонитом. На утро его привезли домой.

«...я в дороге однажды заболел перитонитом (воспалением брюшины) и провел страдальческую ночь на постоялом дворе Мойсея Мойсеича. Жидок всю ночь напролет ставил мне горчичники и компрессы». Письма, II, 195.

 П. Чехов вспоминал: «В 1875 году <...> Иван Парфентьевич пригласил к себе погостить Антона. По дороге в имение или обратно в Таганрог мальчик выкупался в холодной речке и схватил тяжелую простудную болезнь». Вокруг Чехова, с. 65—66; Чехов в восп., 1960, с. 80.

12 августа.  Е. Чехов пишет сыновьям в Москву: «Антоша вчера воротился болен». РГБ.

14 августа.  Е. Чехова: «обедали братишки и сестрицы и было очень много священников». Письмо И. П. Чехова Ал. П. Чехову, 16 авг. РГБ.

И. П. Чехов сообщает Ал. П. Чехову, что «Антон не очень здоров». РГАЛИ, ф. 2540, оп. 1, е. х. 59, л. 1.

 П. Селиванова Саша Селиванова, поступившая в Таганрогскую гимназию.

М. П. Чехов вспоминал: «Еще до нашего отъезда в Москву эту девочку поместили к нам в нахлебницы, и она спала в одной комнате вместе с моей сестрой. Все мы, мальчики, скоро сдружились с ней, и за то, что она ходила в красненьком платьице с черными горошками, Антон дразнил ее “козявкой”, и она плакала». Вокруг Чехова, с. 71.

С 16 августа. «Как и с кем учился Чехов». — «Приазовская речь», 1910, 15 янв., № 40.

18 августа. П. Е. Чехов пишет сыновьям Александру и Николаю в Москву, что Антон, Иван и Михаил приступили к занятиям, а «Маша начнет с 20-го вместе с Селивановой ходить в гимназию». И о своих делах: «Торговля моя делается день ото дня подлейшая. Я стал уже падать духом и приходить в уныние, от меня и мама делается не своя. Ах, деньги деньги! Как их трудно доставать без протекции и честным образом». РГБ.

 П. Чехов вспоминал: «По отъезде двух старших братьев в Москву наш отец стал едва сводить концы с концами. Его дела окончательно упали. Жизнь всей семьи потекла замкнуто, в бедности, хотя и в своем доме, над которым тяготели долги».  66, 68.

25 или 26 августа. «Теплое и задушевное» письмо Ч. (неизв.) в Москву Ал. П. Чехову. Оно побудило Ал. П-ча изменить свое решение не писать больше отцу (тот показывал письма старшего сына родным, что не нравилось Ал. П-чу): «большое спасибо Антону. Его письма услаждают нас».  П. Чехова П. Е. Чехову, 21 и 28 авг. — РГБ.

Август. «Заика», для которого пишет короткие юмористические сценки из таганрогской жизни.

Рукописные номера «Заики» сначала обходили всех знакомых, а затем Ч. отсылал их в Москву братьям.  Чехова, с. 32.

Начало сентября. Таганрогскую мужскую гимназию вторично посетил министр народного просвещения Д. А. Толстой, который нашел, что с 1867 года «она сделала значительные успехи». «Московские ведомости», 1875, № 255.

 П. и Н. П. Чеховым в Москву (неизв.), отвечая на их сетования о бедности: «Вы экономируете в каком-нибудь куске франзоли, а за одежей не смотрите; сапог порвался — почини: вот это “экономия”». Письмо Н. П. Чехова родителям, 19 окт. — РГБ.

Письмо (неизв.) Ал. П. Чехову. Одновременно Ч. посылает брату «7 листков папиросной бумаги» с карикатурами и подписями (рукописный журнал «Заика»). См. 14 сентября.

14 сентября.  П. Чехов отвечает на письмо (б/д, неизв.) и присланные братом карикатуры: «Уж так метко попасть ты в другой раз едва ли сможешь. Нужно, брат, тебе сказать, что я вполне понимаю отчаяние Бобчинского, оттого, что у Добчинского воспаление в хвосте. Что же касается до мази <...> для смоления свиней, то я просил бы тебя написать мне ее состав <...> Желаю Ивану Ф<едоровичу> Кр<амса>кову счастливого пути верхом на комете. Объявление г. Джигалки, оставляющего свое ремесло, заставило меня пожалеть о таком искусном переплетчике. Жалею от души, что у него собаки клей едят». Приписка Ал. П. Чехова в письме И. П. Чехова родителям. — РГБ.

16 сентября. Ал. П. Чехов пишет отцу: «Теперь я могу смело сказать, что не променяю своей математики ни на какую анатомию или юриспруденцию. Математика удивительно как увлекательна. Советую Антоше заниматься получше математикой и потом в университете расширять свои познания в этой области».

«Тоже трудится человек. Отмеривает в день 12 верст и все-таки рисует со страстью, с удовольствием <...> В 5 часов он опять умчался в училище без пальто, в одном только пледе. Подивился я ему, как он может так безропотно выносить отсутствие пальто, но ничего не сказал ему. Он и перед природой так же безответен, как перед людьми. <...> Славный он малый <...> Все его любят. И ведет он себя хорошо. А что более всего меня радует, так это то, что он трудится. Уже он начал картину. В училище он уже получил похвалу за гипсовую голову». РГБ.

Ч. просит старшего брата (письмо неизв.) купить и поскорее выслать инструменты. См. 19 сент.

19 сентября.  П. Чехов делает приписку для Антона в письме отцу. Сообщает, что деньги (6 р., на инструменты) получил, купить их на Сухаревом рынке нетрудно, но отправить «громоздкие вещи» поскорее нелегко. «Затем ты пишешь, что наши письма сухи. Это уж, брат, не знаю». РГБ.

20 сентября.  П. Чехов пишет Е. Я. Чеховой, что тетке Ф. Я. Долженко, не сумевшей определить сына в гимназию, следовало бы посоветоваться с Антоном, «которого она зовет Поляком Надутым. Я вполне уверен, что Поляк не посоветовал бы ей худого <...> посоветуйся с ним, то и было бы хорошо». РГБ.

Прозвище «Поляк надутый» Чехов использовал затем в рассказе «Ионыч».

Ч. пишет братьям Александру и Николаю (неизв.). В частности, упрекает их, что они «по 70 раз» пишут о пожарах в Москве. Письмо Ал. П. Чехова родителям, 23 сент. — РГБ.

«Заика». Письмо П. Е. Чехова Ал. П. Чехову 27 сентября. — РГБ.

23 сентября. Ал. П. Чехову послано «письмо Антона» (неизв.).  Е. Чехова Ал. П. Чехову, 27 сент.

Ал. П. Чехов в письме к родителям просит передать редактору «Заики», что «его газета уже не так интересна, как прежде. Соли мало». Пишет отцу о своих занятиях по математике: «А чего стоит одно удовольствие слушать профессора <...> я еще сроду не слыхал такого проповедника своей науки, как Цингер!» Советует «Антоше от души <...> учиться получше, чтобы поскорее окончить гимназию». «Советовал бы я ему идти по тому же факультету по какому и я, но не смею, потому что не знаю по душе ли он ему». Сообщает о Н. П. Чехове: «Коля идет по маленьку. Все никак ни на что не может решиться. Начинает и бросает, и все колеблется между архитектурой и живописью. Впрочем, занимается довольно усердно. Лучше требовать нельзя». РГБ.

27 сентября. П. Е. Чехов пишет Ал. П. Чехову: «Мы видим, что дети все у нас понятливы в науках, и есть толк и способность, вот после вас, Антоша хорош на литературу». РГБ.

 П. Чехов получает сразу 4 письма из Таганрога от Антона и Ивана. Вероятно, среди них были и номера «Заики». Письмо Ал. П. Чехова к А. П. Чехову, 4 окт.

После 3 октября.

4 октября.  П. Чехов отвечает на полученные накануне письма: «О пресловутый отче Антоние! <...> Прислал ты мне 6 руб. и не пишешь, купить ли тебе инструмент и как его пересылать тебе <...> Брось лучше. Вели, брат, лучше выслать тебе деньги назад». Благодарит за журнал «Заика» и советует «выпускать почаще». Сообщает о брате Николае: «Ходит в Училище по колена в снегу в рваных сапогах, простудился, зубы болят, а в Таганроге только скучают за ним, а об его положении не подумают». Письма Ал. Чехова, с. 31—32.

Письмо (неизв.) Ал. П. и Н. П. Чеховым. Одновременно Ч. отправляет посылку, куда «смеха ради» кладет железную петлю, бублик, крючок для вязанья вместе с изображением «Филарета милостивого». Старшего брата «постоянно дразнит <...> халатом».  П. Чехова родителям, 7 окт. — РГБ.

 Я. Чехова пишет сыновьям Александру и Николаю в Москву: «Антоша и Ванька целую неделю сидели дома. Плату требуют, а у нас нет денег. Вчера 9 октября ходил Павел Е. просил директора. Ваню уважили от платы, а Антоша и теперь дома, за него надо платить и за Мишу всего 42 руб. вот и не горюй». РГБ.

28 декабря. Ч. выезжает на извозчике на Матвеев курган, за 40 верст от Таганрога, чтобы встретить брата Николая, ехавшего из Москвы на рождественские каникулы и задержавшегося в пути из-за железнодорожных неполадок. Встречает Николая на полустанке и вместе с ним возвращается домой. Письмо Н. П. Чехова Ал. П. Чехову, 2 янв. 1876 г. — РГБ.

Несмотря на описку, получает пятерку за контрольную работу по математике. Пометка учителя Э. И. Дзержинского: «Весь ход совершенно верен и рассуждение самое правильное». ТМЧ; «Литературная Россия», 1988, 8 апреля, № 14.

1875 — начало 1876

«Киргизы».

 И. Емельяновым (учитель истории и географии).

Впоследствии, в 1890-е годы, Ч. рассказывал Л. Ф. Волькенштейну: «Недавно, перебирая бумаги в сундуке, я нашел сочинение, написанное мною в шестом классе гимназии. Без преувеличения скажу, что и сейчас не написал бы на эту тему чего-либо лучшего. А Мальцев (наш учитель словесности) поставил мне обычную мою тройку. Между тем некоторые наши товарищи получили за это сочинение пятерки и четверки. Думаю, что Мальцев эти сочинения лучше понимал, они были ему ближе по духу». «Иллюстрированная Россия», 1934, 7 июля, № 28; «Учительская газета», 1960, 28 января, № 12.

Часто бывает в семье гимназического товарища Андрея Дросси, который был на один класс моложе его.

 Д. Дросси-Стейгер вспоминала: «Особенно хорошо помню Антошу гимназистом 4—5 класса. Он вспоминается мне наблюдательным и скрытным. Никогда не видала его очень веселым». Мать А. и М. Дросси, владевшая имением в Полтавской губернии с богатыми вишневыми садами, рассказывала об этих вишневых садах. «И когда много лет спустя я прочла “Вишневый сад”, мне все казалось, что первые образы этого имения с вишневым садом были заронены в Чехове рассказами матери. Да и крепостные Ольги Михайловны в самом деле казались прототипами Фирса». (Повар Степан называл О. М. «барышней», дворецкий Герасим стариков — «молодыми людьми»). Чехов в то время «рисовал много карикатур, писал надписи к ним, часто в форме четверостиший. Его карикатуры были очень метки, так что каждый сразу узнавал себя в них».

В каникулярное время в семье Дросси организуются спектакли с благотворительной целью. Чехов принимает участие в спектаклях, играя комических старух. На первом спектакле «Ямщики, или Шалость гусарского офицера» (водевиль Григорьева) Чехов исполнял роль старухи-старостихи.

«Репетировали мы эту пьесу не менее десяти раз, и она у нас прошла без сучка, без задоринки. Нельзя себе представить того гомерического хохота, который раздался в публике по появлении Антона Павловича, и нужно было отдать ему справедливость, — играл он мастерски».

В доме Дросси ставятся и пьесы, сочиненные Чеховым — сценки и обозрения таганрогской жизни, в которых зрители часто узнавали самих себя. Пьесы записывались в особые тетради. После спектакля Антон их уничтожал.  Дросси. Юношеские годы А. П. Чехова. — «Приазовская речь», 1910, 16 янв., № 41; М. Д. Дросси-Стейгер. <Юный Чехов>. — ЛН, т. 68, с. 538—541.

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1890, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4