Летопись жизни и творчества А. П. Чехова: 1889 (часть 6)

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1889 2004. — Т. 2: 1889 — апрель 1891. — С. 5—311.


1 июня. «очень милым и симпатичным, неугомонно философствующим мальчиком». Письма, III, 223.

Под впечатлением этой беседы Миша пишет 4-го июня стихотворение «На разговор 1-го июня (Посвящаю другу Чехову)»:



Зачем все мысли возмутило,
Зачем ту мысль в тебе зажгло. РГБ.

Пьеса «Трагик поневоле» разрешена к печати по докладу цензора СПб. цензурного комитета А. А. Елагина. Рукопись представлена в цензуру В. А. Базаровым 31 мая, выдана обратно б июня. «Реестр рукописей» СПб. цензурного комитета за 1889 г., № 1509. — ЦГИА СПб., ф. 777, 27, 247, л. 221.

Пьеса «Медведь» поставлена в Воронеже на сцене летнего театра в Городском саду труппой товарищества русских артистов под управлением В. А. Косырева. Повторный спектакль — 19 июня. Список пьес, июнь 1889, с. 5.

Н. П. Чехов пишет А. С. Суворину, что за месячный срок берется исполнить рисунки (видимо, для иллюстрированного издания «Бахчисарайского фонтана») и в счет этой работы просит «обещанного аванса»: «...Я, может быть, самый фонтан нарисую с натуры, и изученные орнаменты войдут в число виньеток, которых должно быть много. Отсюда Крым близко. <...> Иллюстрированный “фонтан”, ручаюсь, будет вещь очень изящная и стильная...». РГБ.

 С. Суворин переслал письмо Ч. См. 9 июня.

В Сумы к Линтваревым приезжает гостить Л. Ф. Михайлова («графиня Лида»).

М. П. Чехов сообщал Г. М. Чехову 29 мая: «...Ожидаем на Луку <...> к 1-му июню Лидию Федоровну с Верочкой и Сонечкой».

Начало июня.  М. Свободиным совершает экскурсию в Ахтырку. «...Поехали как-то большой компанией в ближайший городок Ахтырку (я не ездила, оставалась дома) и остановились там в гостинице. Павел Матвеевич назвался графом, а Антон Павлович его лакеем. Оба так бесподобно играли, что и хозяин гостиницы и прислуга были в самом блаженном состоянии от того, что такое “сиятельное” лицо посетило их заведение. А когда прислуга почтительно расспрашивала “лакея” о его “барине”, Антон Павлович с невозмутимым видом рассказывал всякие небылицы о “графской” жизни...» Из далекого прошлого, с. 85; Вокруг Чехова, с. 118.

Ал. П. Чехов отвечает А. С. Суворину: «Для Антона по Вашей телеграмме я при моих теперешних силах сделать не могу ровно ничего. <...> К тому же он, кажется, забыл, что для получения театрального гонорара нужна доверенность, а у меня ее нет. Газетный и книжный <гонорар> Вы можете приказать выслать по телефону». Просит передать «прилагаемый конверт» с данными о Н. П. Чехове А. П. Коломнину. См. май, до 25-го. РГБ.

Это письмо Суворин переслал Чехову в Сумы. См. 9 июня.

«Медведь» поставлена в Севастополе на сцене Городского театра в день открытия гастролей труппы Товарищества московских драматических артистов под управлением Н. Н. Соловцова (с участием Н. Д. Рыбчинской и Соловцова). Повторный спектакль — 14 июня в бенефис Соловцова. «Крымский вестник», № 116; там же, 14 июня, № 126; Список пьес, июнь 1889, с. 30.

4 июня. Ч. пишет Н. Н. Оболонскому о ходе болезни брата Николая Павловича: «Дела художника плохи. Кашель не дает покою. В первый месяц дачного жития он (не кашель, а художник) половину дня проводил на воздухе, теперь же упрямо лежит в комнате, выходит на полчаса, да и то неохотно, лениво, часто спит и во сне бредит <...> Рвота бывает и теперь. Еще одна подробность, более значительная: появились симптомы, указующие на заболевание гортани». «Быть может, я приеду в Кисловодск, но не раньше августа. Понятно, почему. А если приеду, то непременно напишу 3-х актную пьесу для Корша». Письма, III, 221—223.

 А. Тихонов отвечает Ч. на письмо 31 мая: «Вы пишете роман, и давай Вам Бог успеха! Пишите, голубчик, и докажите еще раз, что Вы заблуждаетесь, говоря, “что Вы не такой великий человек, как вещал за обедом Соковнин”. <...> Роман Вы нам обещаете только через 2—3 года, ну что же делать, подождем; но позвольте надеяться, что за это время Вы не забудете нас с своими “маленькими рассказами”. Помните, как Вы однажды мне сказали: “Ах, если бы я был богатый человек — я бы всё маленькие рассказы писал!” Будьте богаты и пишите “маленькие рассказы”! Это будет неизмеримо прекраснее, чем ежели Вы будете бедны, а Ольга Шапир или Надежда Мердер будут писать большие романы. <...> Вы, пожалуй, <...> повторите Ваши слова из Вашего предыдущего письма об артели <...>, а я Вам скажу на это: не согласен — многие другие сами по себе, а Вы сами по себе. Вот я уж и теперь на Вас роптать начинаю: прежде, бывало, как понедельник — в “Петерб<ургской> газете” Ан. Чехонте, а суббота — “Новое время” возьмешь, ан глядь — Ан. Чехов. Много чудеснее было. Ну, да ладно, не сердитесь уж!» Высказывает недовольство своей работой над пьесой «Лучи и тучи»: «Нет ничего глупее, как задаваться мыслью написать что-нибудь умное (это я понял только теперь). <...> А я вот выдумал “умную”тему, придумал “умные” разговоры и в результате: у меня ходят какие-то манекены и говорят ни для кого не интересные глупости. Больше не буду!» РГБ; Переписка, т. 2, с. 104—107.

В. П. Горленко пишет И. Л. Леонтьеву (Щеглову) из с. Ярошовки: «Где Чехов и что с ним? Я не дождался в Киеве представления “Иванова”, где, говорят, был превосходен Давыдов. Теперь коршевская компания играет в Харькове». ИРЛИ, № 769, л. 52.

 Д. Поленова сообщает Е. Г. Мамонтовой о своем пребывании на лесной даче в имении Нельшевка Костромской губ. в кругу знакомых — хозяина имения А. И. Антипова, его жены П. Д. Антиповой и двух племянниц из Смольного института: «Вчера в первый раз устроились, я писала масл<яными> красками, кто рисовал, кто работал. Читали чеховскую драму <“Иванов”>, напечатанную в мартовской книжке “Северн<ого> вестника” нынешнего года. Вещь эта давалась в Петербурге зимой и, говорят, произвела сильное впечатление современностью типа главного лица. Очень безотрадное, но верное нашей жизни явление, ты прочти, когда найдешь свободную минуту».  В. Сахарова. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964, с. 428.

6 июня. Пьеса «Медведь» поставлена в Екатеринославе на сцене летнего театра в Городском саду труппой Товарищества артистов (режиссер — М. К. Стрельский), а также в Ростове-на-Дону на сцене летнего театра сада «Эрмитаж» труппой артистов под управлением Е. В. Любова.  8, 22.

7 июня.  М. Ежов пишет Н. А. Лейкину, высказывая свои претензии в связи с возникшим между ними конфликтом: «Быть может, у Вас найдутся другие Ежовы, но даю слово, для меня трудно и больно потерять Лазарева, Чехова, Лейкина, Билибина <...> и прочих моих порядочных знакомых <...> “В жизни нет ничего дороже людей!” — сказал Ан. Чехов». РНБ, ф. 427, I, 22.

 Н. Плещеев в письме А. С. Суворину отзывается о пьесе Ч. «Татьяна Репина», полученной от Суворина для прочтения: «“Татьяну Репину” передаст Вам завтра или послезавтра сын, который будет у меня на даче. Простите, что задержал. <...> Знаете, Алексей Сергеевич, она мне не так понравилась. Тут мало чеховского и слишком много текста Св. писания». РГАЛИ, ф. 459, I, 1331 д, лл. 60—61; Письма русских писателей к Суворину, с. 127.

8 июня. «Нового времени», рекомендует «одному юнцу» купить книжку А. Н. Маслова (Бежецкого) «Военные на войне».

9 июня. Пишет А. С. Суворину: «Насчет того, где будет напечатан мой великолепный роман, я полагаю, рассуждать еще рано. <...> Если найдете, что его удобно печатать в газете, то сделайте милость, валяйте в газете. Сегодня я напишу одну главу. Чувствую сильное желание писать». Рассказывая о приезде П. М. Свободина с сыном, замечает: «Я положительно не могу жить без гостей. Когда я один, мне почему-то становится страшно, точно я среди великого океана солистом плыву на утлой ладье». Сообщает, что читал письма А. П. Бородина: «Хорошо». Здесь же отзывается о В. В. Стасове: «Мне Стасов симпатичен, хоть он Мамай Экстазович. Что-то в нем есть такое, без чего в самом деле жить грустно и скучно».

Книга: Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи. 1834—1887. СПб., Изд. А. С. Суворина, 1889, была составлена Стасовым. Им же в этом издании написано «Предисловие» и «Биография А. П. Бородина». Постоянным оппонентом Стасова выступал В. П. Буренин.

«удивительном письме» Ал. П. Чехова (к Суворину от 2 июня), а также о попытке Н. П. Чехова получить от Суворина аванс (см. 1 июня): «Все необходимое у него есть, и ни в чем отказа ему не бывает». Поясняет: «Судьба соделала меня нянькою, и я volens-nolens должен не забывать о педагогических мерах». Письма, III, 223—224.

Пьеса «Иванов» поставлена в Севастополе на сцене Городского театра артистами гастрольной труппы Н. Н. Соловцова в бенефис В. Н. Давыдова (исполнители — см. 28 апреля). «Крымский вестник», № 122; Список пьес, июнь 1889, с. 30.

«Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления. 1879—1889» (СПб.), где в разделе о сахалинской каторге в розовом свете представлена успешная «колонизация» острова, отсутствие там эпидемических заболеваний, попечение о детях ссыльнокаторжных, их обеспеченность предметами и средствами начального обучения и т. п. — известная Ч. книга, основные положения которой были им затем опровергнуты в «Острове Сахалине». См. 18 сентября. «Список изданий, вышедших в России с 9-го по 15-е июня». — «Правительственный вестник», 9 июля, № 148.

До 10 июня.  П. Чехов.

М. П. Чехов писал 29 мая Г. М. Чехову, что Ваню ожидают на Луке «к 3-му» июню. 10 июня И. П. Чехов сообщал в Москву П. Е. Чехову: «Доехал до Луки я благополучно. На Ворожбе встретил Свободина, он ехал уже с Луки в Петербург, но на мою просьбу: ехать назад в Сумы, он охотно согласился <...> Суворина я уже не застал. <...> Антоша пишет роман. Суворин предложил ему по 30 коп. за строчку. Относительно покупки хутора Антоша еще не забыл. <...> Купанья здесь чудные, я уже 2 раза купался. Дождей нет, и люди и природа все просит дождя <...> В городе я еще не был <...>, все мы ходим в одних русских рубахах».  2540, I, 42, лл. 9—10.

10 июня. «Предложение» поставлена в Конотопе на сцене Общественного собрания труппой любителей. Список пьес, июнь 1889, с. 12.

10 июня (?). «Трагик поневоле» разрешена драматич. цензурой к представлению — по печати, изданию Театральной библиотеки В. А. Базарова.  г. — «Правительственный вестник», 8 июля, № 147; «Книжный вестник», № 7, стлб. 274; «Артист», кн. 1, октябрь, с. 131.

После 10 июня. «Мы все, сколько нас было, снарядили флотилию и поплыли вверх по реке. Плыли до самого заката солнца и <...> возвратились только к вечеру домой. Изнемогая от жары, мы бросились к купальне и — бултых в воду! Уж мы плавали, плавали!» — Вечером посещают городской театр в Сумах. «...Антоша, Ваня, Маша, я, Наташа и Георгий Линтваревы, доктор Глаголев, профессор Тимофеев, <...> Свободин и восемнадцатилетний кадет, которого Антон прозвал “полковником”, — все отправились пехтурой в Городской сад. <...> Половину сада занимает театр с пресмешной труппой. Ролей никто не учит. <...> В саду мы пробыли чуть не до утра <...> Когда мы пригласили всех актеров ужинать, они, бедные, так обрадовались, что, честное слово, не оставили от цыплят даже костей». Письмо М. П. Чехова к Г. М. Чехову (б/д). ГЛМ, ОФ 3640/19; ЛН, т. 68, с. 863.

«Медведь» поставлена в Славянске на сцене Курзала минеральных вод труппой Товарищества артистов под управлением Г. С. Галицкого. Список пьес, июнь 1889, с. 30.

14 июня. «Иванов» и «Медведь», показанных в Харькове на гастролях Товарищества московских артистов под управлением Н. Н. Соловцова, упоминается в «Московском листке» (№ 164): «Наибольший успех имели пьесы “Иванов” Чехова, с В. Н. Давыдовым в главной роли, и “Цепи” <А. И. Сумбатова-Южина> с М. М. Глебовой, Н. Д. Рыбчинской и Н. Н. Рощиным-Инсаровым, которых принимали чрезвычайно шумно и приветливо. <...> Огромное впечатление сделал г. Давыдов в “Иванове”. <...> “Медведь”, при участии Н. Д. Рыбчинской и Н. Н. Соловцова, шел при несмолкаемых аплодисментах публики».

 Н. Оболонский пишет Н. П. Чехову: «К Антону Павловичу напишу подробно в особом письме, пока скажите ему, что я прошу его давать Вам для вдыханий креозот». Дает ряд врачебных рекомендаций и прилагает рецепт. РГБ.

15 июня. «Иванов» поставлена в Курске на сцене театра в Лазаретном саду труппой Товарищества артистов под режисс. Н. А. Корсакова, а также в Славянске на сцене Курзала минеральных вод труппой Товарищества артистов под управлением Г. С. Галицкого.  12, 31.

Пьеса «Медведь» поставлена в Старой Руссе в театре Парка минеральных вод артистами труппы под управл. Н. И. Арди.  32.

Пьеса «Медведь» поставлена в Ялте на сцене Городского театра гастрольной труппой Н. Н. Соловцова. Повторный спектакль — 13 августа. «Ялтинская справочная газета», № 126; 13 авг., № 175.

Сб. «Рассказы» вышел в свет 3-м изданием: Антон Чехов. Рассказы. Счастье. — Тиф. — Ванька. — Свирель. — Перекати-поле. — Задача. — Степь. — Тина. — Тайный советник. — Письмо. — Поцелуй. Издание третье. СПб., изд. А. С. Суворина, 1889. Отпечатано 1000 экз. «Список изданий, вышедших в России с 15-го по 23-е июня 1889 года». — «Правительственный вестник», 16 июля, № 154; «Книжный вестник», № 7, стлб. 185, отд. Книжные новости; Список новых изданий, поступивших в книжный магазин «Нового времени» за неделю с 26-го июня по 3-е июля. — НВ, 3 июля, № 4792; повторные извещения — 6 июля, 3, 12 августа, 6 сентября.

К Ч. на Луку приезжает виолончелист М. Р. Семашко. Письма, III, 222.

 П. Чехов сообщал в письме Г. М. Чехову 29 мая: «Семашко нанял у нас комнату на все лето, и значит мы будем все лето наслаждаться музыкой. Что же касается до Иваненка, то он так близко живет к нам, что ему ничего не стоит посещать нас со своею флейтой каждую неделю».

10 июня И. П. Чехов в письме П. Е. Чехову приводил список вещей и продуктов, которые Семашко только еще должен был привезти из Москвы, и далее писал: «Помещение у нас с ним роскошное, отдельный домик из 3 комнат, передней и кухни».  2540, I, 42, л. 9.

О пьесе «Иванов» упоминается в статье Н. В. Шелгунова, напечатанной в «Русской мысли» (№ 6). Автор статьи относит тип Иванова к промежуточному «слою низшей культуры» и высказывает убеждение, что в жизни «создается новая умственно-нравственная среда, делающая, наконец, невозможным ни появление “Ивановых”, ни жировое перерождение “Андреев Андреевичей” <персонаж очерка П. И. Добротворского>». В подкрепление своей мысли он ссылается на «Литературные очерки» из «Саратовского дневника» (см. 5 апреля), где говорилось, в частности, что «сами Ивановы, в своих отчаянных исканиях торжества правды, заронили глубоко семена ее в души молодых, идущих на смену им сил», находит в очерках «вполне жизненное (а не литературное или книжное) объяснение происхождения людей одного типа с “Ивановым”», но принадлежащих уже к более «совершенной форме общественного типа» — это «форма более высокая, поступательно приближающаяся к тому активно-влиятельному типу, который, наконец, ее сменит».

 А. Гольден, с которой он 12 июля обвенчался в лучанской Иоанно-Предтеченской церкви. Шаферами при их венчании были М. П. Чехов и М. Р. Семашко.  П. Чехова к Г. М. Чехову от 12 июля. — ГЛМ, ОФ 3640/23.

А. А. Суворин спрашивает Ч. в письме (б/д) из Петербурга: «Отчего Вы не присылаете объявления о Ваших книгах в “Стоглав”. Еще недели три я писал Вам об этом особое письмо, но не получал на это ответа». См. 8 августа. Сообщает, что А. С. Суворин уехал недели полторы назад, дает австрийский адрес. РГБ.

16 июня.  П. Чехов, П. М. Свободин с сыном) к А. И. Смагину в Бакумовку — тем же, видимо, маршрутом, что и прошлым летом: на лошадях четвериком, в большом старинном экипаже, через Межеричи, Рашевку, Сары. «Воспользовавшись приездом старшего брата <Александра Павловича>, который мог сменить меня, я захотел отдохнуть, дней пять подышать другим воздухом; уговорил Свободина и Линтваревых и поехал с ними в Полтавскую губ<ернию> к Смагиным. В наказание за то, что я уехал, всю дорогу дул такой холодный ветер и небо было такое хмурое, что хоть тундрам впору. На половине дороги полил дождь. Приехали к Смагиным ночью, мокрые, холодные, легли спать в холодные постели, уснули под шум холодного дождя». Письма, III, 227; М. П. Чехов. Антон Чехов на каникулах. — Чехов в восп., 1960, с. 93; А. Богемский (М. П. Чехов). Полтораста верст (История одного путешествия). — «Родник», 1889, № 7—8.

 П. Чехов скончался на Луке. Ал. П. Чехов в 7 час. утра посылает Ч. срочную телеграмму из Сум в Миргород, доставленную в Бакумовку нарочным: «Коля скончался. Чехов».

Обстоятельства смерти Н. П. Чехова описаны в письме М. П. Чехова к П. Е. Чехову от 19 июня: «Умер Коля 17-го июня, ровно в 7 часов утра от чахотки. Иссох он, как лучина, кашель не давал ему покоя, и мать почти не отходила от него. Только в эту ночь, которая для Коли была последней, она понадеялась на уход Саши и проспала, бедная, Колину смерть, а Саша не мог бросить умиравшего и никого не разбудил. <...> А потом, уже в восьмом часу, он <...> сказал мне, что Коля скончался после тяжелой, мучительной ночи на его руках. Я наскоро оделся, вбегаю в дом, там — все в слезах: Маша, и мать, и Елена Михайловна <...> Добрые Линтваревы взяли на себя большую часть заботы по похоронам. <...> Весь первый день мы провели мучительно». РГБ.

«о кончине художника Н. П. Чехова» помещено от имени «родителей и братьев» в НВ; от имени «родных» — в «Новостях дня»; траурное объявление — в РВед. Некрологи напечатаны в «Новостях дня», НВ, «Крымском вестнике», «Таганрогском вестнике», «Южном крае», а также в ж. «Будильник» (25 июня, № 24; вырезка из этого журнала сохранилась в архиве Ч. — РГБ).

«...Во всю жизнь не забыть мне ни грязной дороги, ни серого неба, ни слез на деревьях <...> Пришлось скакать обратно на лошадях до станции, потом по железной дороге и ждать на станциях по 8 часов... В Ромнах ждал я с 7 часов вечера до 2 ч. ночи. От скуки пошел шататься по городу. Помню, сижу в саду; темно, холодище страшный, скука аспидская, а за бурой стеною, около которой я сижу, актеры репетируют какую-то мелодраму».

 Н. Оболонского (открыткой в Кисловодск) о смерти брата Николая Павловича. Письма, III, 225.

18 июня.

«Дома я застал горе. Наша семья еще не знала смерти, и гроб пришлось видеть у себя впервые». Письма, III, 227. «Смерть его — большой минус в моей жизни».

 П. Чехов писал Г. М. Чехову в Таганрог: «Антоша при виде трупа кое-как крепился, чтобы не беспокоить мать, а Ваня рыдал, как ребенок».

 О. Шехтеля (открыткой в Москву) о смерти брата Николая Павловича. «Лежит теперь в гробу с прекраснейшим выражением лица». Письма, III, 225.

 Л. Леонтьев (Щеглов) в письме высказывает чувство «искреннего огорчения» в связи со смертью Н. П. Чехова, о которой он узнал из «Нового времени». «...Воображаю горе вашей матушки, кажется, особенно нежно любившей покойного... Передайте ей мое наисердечнейшее и наипочтительнейшее сочувствие... <...> Итак, дух уныния и скорби забрался и в ваше беспечальное Монрепо и заставил вас провести нынешнее лето совсем не по-“потемкински”... Над моим домом, у Тучкова моста, веет другой дух — дух раздора и злоязычия, произведший у меня с приездом сестры из Сибири целую семейную смуту. Центром борьбы, разумеется, остается роковая “бабушка” и ее таинственная копилка...» Сообщает, что свою повесть «Корделия» отослал в ж. «Артист», но «вытребовал рукопись обратно» ввиду расхождения с редактором Ф. А. Куманиным в вопросе об оплате. «А жаль — повесть чисто театральная и как раз под стать журналу!»  1, с. 536—537.

«Медведь» поставлена в Корчеве на сцене Благородного собрания труппой любителей (распорядитель — В. В. Шапошников). Список пьес, июнь 1889, с. 12.

Ч. на похоронах брата Николая Павловича. «Похороны были великолепные. По южному обычаю, несли его в церковь и из церкви на кладбище на руках, без факельщиков и без мрачной колесницы, с хоругвями, в открытом гробе. Крышку несли девушки, а гроб мы. В церкви, пока несли, звонили. Погребли на деревенском кладбище, очень уютном и тихом, где постоянно поют птицы и пахнет медовой травой. Тотчас же после похорон поставили крест, который виден далеко с поля». Письма, III, 226.

 П. Чехов писал отцу Павлу Егоровичу (в Москву): «Когда <...> мы стали выносить Колю в церковь, мать и Маша так рыдали, что жалко было смотреть на них. При выносе крышку несли Маша и барышни Линтваревы, а гроб несло нас шестеро: Антоша, Ваня, Саша, я, Иваненко и Егор Мих<айлович> Линтварев. На каждом угле служили литию. Обедня была отправлена торжественно, при полном освещении храма; все присутствовавшие держали свечи. Во время обедни на кладбище отнесен был крест, а дома мылись и обметались все комнаты и выносилась мебель. Из церкви гроб несли до самой могилы мы же и в том же порядке. Гроб несли открытый, и только у самой могилы при погребении закрыли его. На каждом угле служили литии и батюшка читал Евангелие. Народу следовало за гробом масса. Гроб сопровождали образа, как в Таганроге: точно крестный ход. На кладбище при прощании рыдали все, мать тужила и никак не могла расстаться с телом. Гроб опустили в могилу, сделали склеп, поставили крест и закопали Колю. Поминки были самые скромные: всем простолюдинам, участвовавшим в похоронах, роздано было по пирогу, платочку и по рюмке водки, а духовенство и Линтваревы завтракали и пили чай у нас». РГБ.  П. Чеховым также в его письме Г. М. Чехову от 22 июня 1889 г. — ГЛМ, ОФ 3640/20; ЛН, т. 68, с. 866—868.

 И. Чайковский пишет Ю. П. Шпажинской: «Имеете ли Вы понятие о новом большом таланте — Чехове? <...> по-моему, это будущий столп нашей словесности». Е. Балабанович. Чехов и Чайковский. М., 1970, с. 97.

 С. Лазарев (Грузинский) пишет о текущих литературных занятиях, приводит свою стихотворную пародию «Из дневника читателя “Нового времени”», высмеивающую пустоту летних номеров газеты. Извещает, что приедет в июле-августе в Москву (из Киржача). «Не будет ли у Вас каких-либо поручений по части высылки чего-либо, хождений куда-нибудь и т. п. Пишите, с большим удовольствием исполню». РГБ.

 П. Чехов с семьей переезжает на квартиру в Сумы, откуда посылает Ч. письмо (б/д), высказывая обиду на брата Михаила. Просит прислать три конверта: «Надо писать отцу». РГБ (на письме рукой Ч. дата получения: 89 VI); Письма Ал. Чехова, с. 232.

Судя по отчеркнутым в письме красным карандашом строкам, Ч. тогда же ответил брату (письмо неизв.).

 Я. Долженко, жившей в Москве, сообщает о смерти и похоронах брата Николая Павловича. См. 23 июня.

20 июня.

Ал. П. Чехов писал в этот день П. Е. Чехову в Москву: «Сегодня ночью мы все, кроме Миши и Маши, выезжаем в Ахтырку в монастырь. Мама сильно тоскует». РГБ.

«Ахтырский Троицкий монастырь <...> один из древнейших в Украине. <...> Жители окрестных сел, даже из дальних мест, почитали за священный долг хотя раз помолиться в храме св. Троицы. С давних времен стоит в сем храме икона — Божией Матери Всех скорбящих радость». «Ахтырский храм известен еще с 1665 г. <...> Николаевский храм с первых времен своих пользовался особенным уважением».  143, 151, 154; отд. II, М., 1857, с. 22, 23.

 М. Дюковский в письме к Ч. из Москвы откликается на известие о смерти Н. П. Чехова, напечатанное в «Новом времени»: «Не то я считаю важным, что он заставил меня полюбить искусство, а то, что своей детски благородной натурой невольно вызывал хорошие стороны как во мне, так и в других. <...> Он имел золотое сердце, был одарен высокохудожественной натурой, но не имел характера, и все погибло. Отсутствие житейской практичности было в нем поразительное; из нашего кружка не было никого беднее его, а он мог бы иметь хорошее состояние». Ч. ответил 24 июня. РГБ.

21 июня. А. Н. Плещеев в письме к Ч. откликается на смерть Николая Павловича: «Вчера прочел в газетах о постигшем вас и все ваше семейство горе. <...> Очень грустно, что лето для вас отравлено этим горестным событием. Прошу вас передать Евгении Яковлевне и всем вашим мое душевное соболезнование». «Полагаю, что вы теперь долго не усидите в Сумах и <...> опять пуститесь странствовать по белу свету <...> Сколько я мог заметить — вас всегда больше тянет не за границу, а на какие-нибудь русские окраины или на восток... Напишите — куда решитесь ехать». Спрашивает: «Пишете ли вы что — и что именно, если пишете? — Окончили ли пьесу <“Леший”>? Всего верней, что нет. Не до писания вам было, когда у вас на руках брат умирал. <...> С каким бы я наслаждением прочел теперь какой-нибудь ваш рассказец. Присылайте хоть к августу. Не покидайте горемычного “С<еверного> вестника”...».

«Я здесь много читаю <...> и кое-что работаю. Хотелось бы мне очень что-нибудь соорудить для сцены». Сообщает литературные новости: о возвращении в «Северный вестник» М. А. Протопопова, который «опять начинает ругаться в библиографии», о пустоте летних номеров «Нового времени» — «хоть шаром покати». Ч. ответил 26 июня.  68, с. 346.

Пьеса «Иванов» поставлена в Мелитополе на сцене Летнего театра труппой артистов под режиссерством П. Н. Максимова.  14.

23 июня.  М. Свободин пишет в Сумы Ч. из Белоострова (под Петербургом): «...Хочется писать Вам, тем более хочется, что сами Вы просили меня перед отъездом хоть что-нибудь да писать, говорили, что Вы даже нуждаетесь теперь в этом. <...> После пребывания моего у Вас на Луке я до сих пор чувствую себя не то не совсем проснувшимся, не то — немного больше, чем следует, выпившим “натурального” от Шаповалова... И наше милое провождение времени у Вас, и беседы, и Линтваревы, и “профессор” <В. Ф. Тимофеев>, и поездка в Бакумовку, так странно оборвавшаяся смертью Николая Павловича, — все это из туманного хаоса воспоминаний раскладывается теперь в уме по порядку... <...> Дай Бог Вам поскорей отряхнуться, освежиться и освоиться с несколько “новым положением” после смерти Николая Павловича».

«Нового времени» — «может быть, письмо мое получится Вами раньше газеты». РГБ.

Отец Ч. Павел Егорович в письме из Москвы сообщает ему: «Твое письмо к тете <от 19 или 20 июня> я читал, весьма радостно для моего родительского сердца, что Коля приобщался св. тайн и погребение было по чину христианскому. Искренно благодарю тебя за ту любовь, которую оказал брату Коле в отношении погребения и поминовения <...> Федосия Яковлевна очень скорбит, охает и кашляет, прежде она не знала о кончине Коли, и я ей не говорил. В “Новостях дня” есть некролог Коли. Сейчас получил два письма — от Саши и Миши, но еще не читал их. <...> О моей поездке к Вам ничего еще не известно». РГБ.

Первая публикация Ч. в сербской печати. Рассказ «Беспокойный гость» (1886) напечатан в переводе на сербскохорватский язык в ж. «Коло» (Белград), № 19.

Ч. возвращается в Сумы.

«После похорон возил я всю семью в Ахтырку, потом неделю пожил с нею дома, дал ей время попривыкнуть...»

Ч. пишет М. М. Дюковскому: «С каждым днем здоровье становилось все хуже и хуже, и в последние недели Николай не жил, а страдал: спал сидя, не переставая кашлял, задыхался и проч. <...> Сначала он много сердился, болезненно раздражался, но за месяц до смерти стал кроток, ласков и необыкновенно степенен. Все время мечтал о том, как выздоровеет и начнет писать красками. <...> Воспоминания были его чуть ли не единственным удовольствием. За неделю до смерти он приобщился. Умер в полном сознании. <...> Вся семья благодарит Вас за письмо, а мать, читая его, плакала».

 М. Линтваревой — на фотографии (К. А. Шапиро, СПб.).

 С. Лазарев (Грузинский) в письме Н. М. Ежову посылает вырезку из «Русских ведомостей» (от 23 июня) с извещением о смерти Н. П. Чехова и добавляет: «У меня о нем осталось воспоминание как о самом милейшем из людей, каких я когда-либо встречал. Мир его праху! Бедный Антон Павлович!» РГАЛИ, ф. 189, I, 19, л. 385.

24 июня (6 июля). «Атенеум» (русский раздел составлен приват-доцентом Московского университета П. Н. Милюковым). Ч. охарактеризован здесь как «весьма симпатичный автор, который до сих пор писал лишь небольшие психологические этюды, а затем весьма неудачно дебютировал как драматург, написав пьесу “Иванов”. В ней отсутствует действие, характеры героев до невозможности противоречивы, и это совершенно сбивает читателя с толку». «Continental Literature. July 1888 — to June 1889», раздел Russia — «The Athenaeum», № 3219, 6 июля, с. 27. Подпись: Paul Milyoukov; ЛН, т. 100, кн. 1, с. 406.

Между 24 и 30 июня. «Трагик поневоле» вышла в свет отдельным изданием: Трагик поневоле (Из дачной жизни). Шутка в одном действии. А. Чехова. Издание Театральной библиотеки В. А. Базарова. СПб., типография Дома призрения малолетних бедных, 1889. Отпечатано 600 экз. «Список изданий, вышедших в России с 24-го по 30-е июня 1889 года» — «Правительственный вестник», 22 июля, № 159; «Книжный вестник», № 8, стлб. 227, отд. Книжные новости.

 А. Сергеенко телеграмму (неизв.) с приглашением от артистов Малого театра приехать в Одессу.

«Летом 1889 г. мне пришлось ехать из Мариуполя в Одессу и познакомиться на пароходе с труппой из артистов московского Малого театра: К. Каратыгиной, Пановой, И. Н. Грековым, О. Правдиным, А. П. Ленским и другими. У нас оказались общие знакомые в Москве и, между прочим, Антон Павлович Чехов. Он в это время переживал тяжелый период — утрату своего любимого брата Николая. Кто-то подал мысль, как бы хорошо было залучить Чехова в Одессу, где он никогда не был. Это могло бы его развлечь, а мы вместе посильно постарались бы облегчить его горе. Помню, А. П. Ленский так и загорелся от этого плана; он очень любил Чехова и бесподобно читал его очерки. — “Отлично! Превосходно! Надо написать ему. А еще лучше: послать депешу”. Все согласились. Была составлена депеша, даже, кажется, в стихах, — и послана Чехову. С телеграммой, как это часто бывает, вышла какая-то путаница. Но в заключение все окончилось к общему удовольствию. Чехов извещал, что приедет в Одессу». О  А. Сергеенко. — Ежемесячные приложения к «Ниве», 1904, № 10, стлб. 211—212; О Чехове, с. 159—160.

 А. Сергеенко: «Если Ленского зовут Александром Павловичем, то выеду вторник <27 июня>. Телеграфируй, какой остановиться гостинице». Письма, III, 226.

«Медведь» поставлена в Торжке на сцене театра в гостинице Горохова артистами труппы А. И. Ахалина. Список пьес, июнь 1889, с. 33.

26 июня.  Н. Плещееву: «Ваше письмо пришло на девятый день после смерти Николая, т. е. когда мы все уже начали входить в норму жизни <...> Вероятно, я уеду куда-нибудь. Куда? Не вем. Суворин зовет за границу. Очень возможно, что поеду и за границу, хотя меня туда вовсе не тянет. <...> Я бы охотнее пожил где-нибудь в Крыму, на одном месте, чтобы можно было работать. Пьеса моя <“Леший”> замерзла. Кончать некогда, да и не вижу особенной надобности кончать ее. Пишу понемножку роман, причем больше мараю, чем пишу». Поздравляет «Северный вестник» с возвращением Протопопова и Короленко: «От критики Протопопова никому не будет ни тепло, ни холодно, потому что все нынешние гг. критики не стоят и гроша медного — в высшей степени бесполезный народ, возвращение же Короленко факт отрадный, ибо сей человек сделает еще много хорошего. Короленко немножко консервативен; он придерживается отживших форм (в исполнении) и мыслит, как 45-летний журналист; в нем не хватает молодости и свежести; но все эти недостатки не так важны и кажутся мне наносными извне; под влиянием времени он может отрешиться от них».

Ф. О. Шехтель пишет о Н. П. Чехове: «...Я его любил как брата, и эта весть заставила меня бессознательно заплакать, что со мною редко бывает. Хорошо, что он последние свои дни, может быть, самые счастливые, провел в своей семье; да и не порывай он с нею для той скитальческой жизни, к которой он так тяготел, — он был бы, всего вероятнее, здоров и жив. Теперь, когда его уже нет более, остается лишь вспомянуть да и почаще вспоминать его детски чистую душу, к которой ничего грязного не приставало, несмотря на всю близость массы грязи <...> Буду ждать Вашего возвращения в Москву, чтобы услышать о его последних днях <...> Передайте, пожалуйста, всему Вашему семейству мое глубокое соболезнование; я, любивший Николая как брата, могу искренне сочувствовать этой утрате». РГБ.

Пьеса «Иванов» поставлена в Тифлисе гастрольной труппой Н. Н. Соловцова (основные исполнители — см. 28 апреля).  33.

«Кавказ», 30 июня, № 170) отмечал, что «представлена была не игранная еще в Тифлисе, составляющая новинку современного репертуара, драма А. Чехова». «В высшей степени оригинальное произведение г. Чехова произвело превосходное впечатление на публику. Пьеса эта заинтриговывает зрителя не столько интригой ее и сюжетом, сколько талантливым воспроизведением, в самом реальном виде, движений человеческой души. “Иванов” — это не драма, а психологический анализ личности, выставленной героем пьесы. Автором до такой степени художественно начертаны грусть, скука, раздражительность, овладевшие героем пьесы <...> что за автором нужно признать могучий талант в понимании и умении передавать психологические перипетии души человеческой». Подпись: В. К-ч (С. К. Михайлов?).

Пьеса «Лебединая песня» поставлена в Севастополе на сцене Городского театра гастрольной труппой Товарищества артистов имп. Малого театра. «Крымский вестник», № 138; Список пьес, июнь 1889, с. 30.

П. Е. Чехов приезжает на Луку ко дню своих именин (пробыл 10 дней).  Е. Чехова. — РГБ.

 П. Чехов писал Г. М. Чехову 4 июля: «Именины отца справили мы с шиком. Вин и яств было море разливанное. <...> На обеде у нас присутствовали все Линтваревы, Семашко, Лидия Федоровна <Михайлова> и духовенство». ГЛМ, ОФ 3640/22.

Пьеса «Медведь» поставлена в Тифлисе на гастролях труппы Н. Н. Соловцова (с участием Н. Д. Рыбчинской и Н. Н. Соловцова). Повторный спектакль — 3 июля. «Кавказ», 1 июля, № 171; Список пьес, июнь 1889, с. 33.

Ч. посылает в Белоостров письмо (неизв.) П. М. Свободину. См. 3 июля.

«Иванов» упоминает Е. П. Карпов в журнальном обозрении «Русского богатства» (№ 5—6), соглашаясь с отзывом о ней Г. И. Успенского: «Проповедь слабосильного героя драмы А. Чехова, Иванова, очевидно, пришлась как раз по плечу известной части нашей печати. Она необыкновенно обрадовалась и возликовала: ”Наконец-то нашелся человек, который ясно и определенно заявил, что надо, к чему следует стремиться. Устрой себе гнездышко, приспособь себе маленькое (но доходненькое) дельце, женись на серенькой девице и живи себе тихо, смирно, благородно! Это и будет настоящий идеал жизни, а все эти школы, акушерки, синие чулки — все это не настоящее, пора все это бросить! Пора бросить повести и рассказы из жизни мужика, пора бросить рациональные школы, пора бросить увлекаться разными там «завиральными идеями». Все это ненастоящее, тлетворное, тенденциозное”. Весьма естественно, что с такими идеалами далеко не уйдешь и ничего яркого не создашь; все это будет маленькое, серенькое и ничуть не интересное. Как бы ни пыжился беллетрист с подобным идеалом, каким бы талантом он ни обладал, ничего выдающегося он не напишет и памятника себе нерукотворного не создаст!»

Июнь. «Трагик поневоле» дозволена драматич. цензурой к представлению — по печатн. изданию В. А. Базарова (см. между 24 и 30 июня). Алфав. список драматич. соч., рассм. в июне 1889 г. — «Правительственный вестник», 1889, 8 июля, № 147.

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4