Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1888 (часть 8)

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1888 // Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наследие, 2000—... — Т. 1: 1860—1888. — 2000. — С. 364—485.


1888

Получает письмо Ф. О. Шехтеля, который разыскивает Н. П. Чехова, не выполнившего художественного заказа. «Я снаряжаю целую экспедицию для поисков Николая». РГБ.

Отвечает Ф. О. Шехтелю, что Н. П. Чехова можно поискать в Мещанском училище у М. М. Дюковского или у Л. И. Пальмина. Письма, III, 81.

2 декабря.  С. Баранцевичу: «был бы рад повидаться». Просит написать по адресу: «Новое время». В поезде пишет открытку В. А. Тихонову: «Остановлюсь там, где предполагал».

О рассказе «Именины» — статья А. Уманьского (А. А. Дробыш-Дробышевского) «Литературные заметки» в «Казанском биржевом листке» (№ 267). Оценивая тему рассказа как «незамысловатую», критик отмечает «талантливое и глубокое исполнение». «Открывается вид на жизнь целой семьи, даже целого круга общества, с его обыденным строением и пустотою. Характеры выступают <...> с большей рельефностью, чем в прежних рассказах». Но в то же время рассказ производит «впечатление отрывка из большого романа <...> Рамки его слишком тесны для художественного обобщения, которое в нем только мелькает, но не выясняется».

Об «Именинах» статья Читателя (В. В. Кузьмина) в газ. «Новости дня» (№ 1944): «Рассказ написан мастерски: ярко, тепло, художественно, просто и правдиво. <...> Превосходно отмечен момент психологического кризиса у больной женщины...». Однако «талантливый рассказ ничего бы не потерял, если бы автор чуточку посократил его».

3 декабря.

«Именинах» статья Ар. (А. И. Введенского) в газ. «Русские ведомости» (№ 333). По мнению критика, Ч. «выбивается из ряда». Причина этого — «его неуменье или нежеланье писать так, как требуется художественною теорией». В рассказе «Именины» — «психологический анализ, весьма яркий и глубокий, составляет всю суть, все значение произведения. Г. Чехов по временам и по местам в этом психологическом анализе неподражаем, необыкновенен...». Однако «бесконечная вереница» подробностей вредит «художественной целостности».

Между 3 и 15 декабря. Заканчивает первый вариант рассказа, ставшего впоследствии повестью «Дуэль». Рассказ набран в типографии А. С. Суворина. См. 18 декабря.

 П. Чехова: «В последний мой приезд мы виделись и расстались так, как будто между нами произошло недоразумение. <...> Я на тебя не шутя сердился и уехал сердитым...» (был возмущен обращением брата с женщинами — женой и кухаркой).

Встречается с Д. В. Григоровичем, вместе с ним и А. С. Сувориным едет в музей и книжный магазин Цинзерлинга. Письма, III, 102.

«Неоднократно» видится с Г. М. Линтваревым. Письма, III, 117.

 А. Шапиро один и вместе с В. Н. Давыдовым, П. М. Свободиным, А. С. Сувориным.

М. П. Чехова вспоминала об этой совместной фотографии: «Эта большая фотография всегда висела в кабинете Антона Павловича, висит и до сего времени в его кабинете в ялтинском Доме-музее».  П. Чехова. Из далекого прошлого. М., 1960, с. 63—64.

4 декабря. Фельетон Ч. «Наше нищенство» напечатан в газ. «Новое время», № 4587, без подписи. Представляет собой отклик на трактат Л. Н. Толстого «Так что же нам делать?», печатавшийся частично в «Русском богатстве» (1885) и затем в ч. 12 «Сочинений гр. Л. Н. Толстого» (экземпляр сохранился в личной библиотеке Ч.).

 Л. Леонтьев (Щеглов) записывает в дневнике: «Что за талант, что за чуткость, что за симпатичная личность, этот проклятый Антуан!». И еще: «Чехов талант, но не учитель — для этого нужно желание + нравственность, одушевляющая общая идея». ЛН, т. 68, с. 480.

6 декабря. Дарственная надпись Н. А. Лейкина на книге «В ожидании наследства. Роман» (СПб., 1889).  251.

До 8 декабря.  С. Баранцевич приглашает в четверг (8 дек.) прийти к нему обедать. Ч. ответил 8 декабря. РГБ.

8 декабря.  С. Баранцевича открыткой, что обедать у него не сможет («немножко» болен). «Увидимся у Лейкина».

В письме А. П. Ленскому просит передать его жене Лидии Николаевне, что «бесконечно » за легенду. (По просьбе Ч. она записала легенду о происхождении кавказских горных вершин.) Чехову легенда «так нравится», что он теряется и не знает что делать: вставить ли ее в повесть, сделать из нее «самостоятельный рассказик» или отдать какому-нибудь поэту. Остановится, вероятно, на том, что вставит в повесть («Дуэль»), где она «послужит украшением». Советует Ленскому самому заняться составлением хрестоматии с образцами ораторского искусства. Письма, III, 82—83.

 С. Терпигорева) в подарок его книгу «Потревоженные тени» (СПб., 1888). ТМЧ; Чехов и его среда, с. 215.

«Concordia» («Согласие») Дерптского университета с просьбой прислать для библиотеки сборник «Рассказы». РГБ.

11 декабря. На премьере «Татьяны Репиной» А. С. Суворина в Александринском театре.

«В таком-то городе живет Петр Иваныч Бобчинский. Если сей Бобчинский умрет, или спятит с ума, или женится на ведьме, или будет взят живым на небо, или станет государственным канцлером, или уйдет в “Новости” — одним словом, если волею судеб он очутится за тридевять земель от Вас, то забудьте его. Впрочем, раз в год, прочитав эти строчки и зевнув, вспомните нечаянно, что он любил Вас всем сердцем и глубоко уважал». (Вероятно, адресовано А. И. Сувориной.)

12 декабря. У издательницы «Родника» Е. А. Сысоевой. Разговор о М. В. Киселевой. Письма, III, 84—85.

«Родника» О. Г. Галенковской, которая сказала Ч., что «Степь» ей не нравится, а «Огни» «темны». Письмо Галенковской, 1 янв. 1889 г. — РГБ.

Рассказ «Припадок» прочтен артистом В. Н. Давыдовым в Русском литературном обществе (Ч. начал читать сам, но вскоре передал книгу Давыдову).

«чувства и впечатления Васильева, описанные во второй части», могли быть такими же, как он изобразил их, и в том случае, если б, вместо публичных домов, «герой посетил какую-нибудь трущобу, вроде здешнего дома Вяземского (таких много, вероятно, и в Москве), “если бы там тоже побили женщину” и т. д.». Сказал еще, что первую часть написал для второй.

 С. Киселев пишет Ч., что к празднику (Рождеству) они без гроша и просит похлопотать об авансе за рассказ М. В. Киселевой «Счастливая доля». Ч. ответил М. В. Киселевой 13 декабря. РГБ.

13 декабря. Разговор с М. Г. Савиной по телефону.

Извещает открыткой М. М. Дюковского, что взял для Мещанского училища (где преподавал Дюковский) 1 экз. сборника «Памяти В. М. Гаршина». 16 декабря намерен быть в Москве.

Пишет М. В. Киселевой о разговоре с Е. А. Сысоевой: обещала за последний рассказ в «Роднике» заплатить по 40 руб. с листа (вместо 30).

По поводу публичного чтения рассказа «Припадок» Чехову пишет бывший на вечере Д. П. Голицын (Муравлин). Вспоминая прения и говоря о «замечательной простоте» и «большом искусстве» рассказа, думает все же, что в первой части Ч. является «художником нехудожественного». Но считает, что «впечатление <...> было бы несравненно приятней (именно “приятней”)», если бы Ч. «не водил» читателей «по публичным домам», а поставил Васильева «лицом к лицу с не столь специальной формой людского разврата». Ч. ответил около 23 дек. (неизв.). РГБ; Из архива Чехова, с. 178—179.

 В. Григорович пишет А. С. Суворину: «Вчерашний мороз помешал мне быть на чтении Чехова — о чем горько сожалею».  С. Суворину. Л., 1927, с. 29.

14 декабря. Знакомится с П. И. Чайковским за завтраком у М. И. Чайковского. «Он хороший человек и не похож на полубога». Присутствуют также А. Н. Плещеев и импрессарио Чайковского Юлий Цет. Разговор о рассказах Ч., которые читал Чайковский. Ч. говорит с ним о Г. М. Линтвареве. Дневник М. И. Чайковского. — Дом-музей Л. И. Чайковского (Клин); Письма, III, 117; М. И. Чайковский. Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1902, с. 326.

 Н. Бежецкого «Детская любовь. Повесть» (изд. А. С. Суворина. СПб., 1888). ТМЧ; Чехов и его среда, с. 219.

Получает в подарок от П. П. Гнедича его книгу «Семнадцать рассказов» (СПб., 1888). ТМЧ; Чехов и его среда, с. 227.

 П. Чехов пишет Г. М. Чехову в Таганрог: «Антошиного “Медведя” ставили у себя на домашних сценах министр финансов и министр иностранных дел; говорят, что весь высший свет от души хохотал, глядя на пьесу Антона. На той неделе “Медведь” пойдет на императорской сцене, а сейчас уже в 11-й раз его жарят в Русском драматическом театре в Москве».  68, с. 857.

До 15 декабря. Дарит фотографию (снятую у К. А. Шапиро) А. И. Сувориной, которая ему в Петербурге «заменяла солнце» и которую он «любит и уважает».

15 декабря.  П. Гнедичу, благодаря за присланную книгу. Сообщает адрес И. И. Левитана. Письма, III, 85.

«Тенор (Роман)» (СПб., 1888, тип. А. С. Суворина). ТМЧ; Чехов и его среда, с. 228.

Уезжает из Петербурга. М. П. Чехова остается еще у Сувориных.

«Медведь» представлен на музыкально-драматическом вечере в пользу Красного Креста в помещении министерства иностранных дел. Роли исполняли: М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов.  4600; Письма, III, 92.

16 декабря. Возвращается в Москву.

Вернувшись домой, сразу пишет Ф. О. Шехтелю, сообщая адрес Н. П. Чехова (узнал «случайно» через Ал. П. Чехова): «Лучше бы, если бы Вы <...> решились съездить по этому адресу. Письмами ничего не поделаешь. Если я могу быть Вам полезен, то распоряжайтесь мной. Все сделаю, что могу. Мне больно и стыдно. Сейчас я посылаю Николаю письмо такого сорта, что он ответит непременно. Ответ привезу или пришлю вам». (Письмо Ч. и ответ, если он был, неизвестны.)

М. В. Киселева «чувствительно благодарит» за выторгованную у Е. А. Сысоевой прибавку гонорара; пишет шутливо: «Вы портите мне мою биографию, Вы для будущего моего некролога даете некрасивый материал. <...> Вы завистник!». РГБ.

Пишет А. С. Суворину, что начал снова редактировать пьесу «Иванов» — для постановки в Александринском театре. Думает, что «через два дня будет готов». «Выходит складно, но не сценично. Три первые акта ничего». Получил от С. Н. Худекова телеграмму (неизв.) — предложение прислать к Рождеству рассказ в 200 строк (за 100 рублей). Намерен «нацарапать какую-нибудь кислятинку». Письма, III, 87.

 В. Билибину (письмо неизв.) о телеграмме С. Н. Худекова. Разбирает его драматический эскиз «На смену»: «нужно, чтобы каждый шаг и каждая фраза действующего лица подсказывали читателю грим, голос, манеру, прошлое, возможное будущее, костюм». См. 17 декабря.

Письмо А. А. Потехину (неизв.) с обещанием прислать «Иванова» не позднее 22 декабря. Письма, III, 91.

У артистки Малого театра Н. А. Никулиной — в связи с предстоящей постановкой пьесы А. С. Суворина «Татьяна Репина».

Отправляет А. С. Суворину телеграмму (неизв.) о разговоре с Н. А. Никулиной.

В письме А. С. Суворину рассказывает подробности этого разговора. Ждет «дальнейших полномочий»: «Если нужно в ад ехать — поеду. Я люблю провожать, сватать, шаферствовать». Просит передать с М. П. Чеховой рукопись ненапечатанного рассказа Н. М. Ежова. Там же.

 Л. Леонтьев (Щеглов) присылает Ч. «длинный список своих пьес», возобновляемых и предполагаемых к постановке, и просит напомнить Н. Н. Соловцову «его обещание» (о «Театральным воробье»). Ч. ответил 20 декабря. РГБ.

 В. Билибин согласен «по существу» с мнением Ч. об эскизе «На смену», но думает все же, что чеховские «требования» чрезмерны (см. 16 декабря). РГБ.

18 декабря. Н. А. Никулина присылает с лакеем записку (неизв.) с просьбой «пожаловать для переговоров» (о пьесе Суворина). Едет к Н. А. Никулиной; по дороге заезжает к А. П. Ленскому. В письме А. С. Суворину пересказывает подробно разговор у Н. А. Никулиной.

Пишет, что забыл на столе корректуру «рассказа, который начинается с VII главы» (первая редакция «Дуэли») и просит прислать: «Я хочу продолжать его». «Иванов» «готов». Письма, III, 87—90.

До 19 декабря. А. А. Дьяков (Житель) прислал свою книгу «Картинки и этюды» (СПб., 1888), которую Ч. просил, когда был в Петербурге.  236; Письма, III, 92.

Отчет Русского литературного общества за 1888—1889 год. СПб., 1889, с. 27.

 С. Суворину, что Н. А. Никулина вновь приглашала к себе (для переговоров о «Татьяне Репиной» — распределение ролей) и присылала экипаж (письмо Никулиной — вероятно, записка — неизв.). Описывает визит: «Лошадь хорошая, дом у Никулиной собственный, из чего я заключаю, что актрисам живется гораздо легче и удобнее, чем драматургам Чехову и Щеглову». Никулина встретила «радостной вестью», что М. Н. Ермолова согласилась играть Татьяну Репину. Вместе с Никулиной составляют афишу спектакля.

После визита отправляет Суворину срочную телеграмму (неизв.) о распределении ролей в «Татьяне Репиной».

«Иванов». Просит прочесть («коли есть охота») и отправить А. А. Потехину. Пишет о переделках в пьесе: «Теперь мой г. Иванов много понятнее. Финал меня совсем не удовлетворяет (кроме выстрела, все вяло), но утешаюсь тем, что форма его еще не окончательная». Предлагает распределение ролей: Иванов — В. Н. Давыдов, Сарра — М. Г. Савина, Шабельский — П. М. Свободин, Львов — Н. Ф. Сазонов, Лебедев — К. А. Варламов, Саша — «Ваш выбор». Обещает написать (закончить «Княгиню») «непременно»; если успеет к 24 декабря, телеграфирует. К Новому году даст «сказку». Намерен писать «сегодня» в «Петербургскую газету» — «на такую жалкую тему, что совестно» («Сапожник и нечистая сила»). Письма, III, 90—93.

 А. Корша — по поводу постановки пьес И. Л. Леонтьева (Щеглова). Разговаривает с Н. Н. Соловцовым и Ф. А. Коршем. Письма, III, 93—94.

Исполняя просьбу В. А. Тихонова, с которым виделся в Петербурге, узнает, почему не ставится его комедия «Без кормила и весла» (впервые шла 2 декабря): заболела А. Я. Глама-Мещерская.

 А. Лейкин надписывает Ч. свою книгу «Христова невеста. — Кусок хлеба. (Роман и повесть)», изд. 3-е (СПб., 1884). ТМЧ; Чехов и его среда, с. 251.

Около 20 декабря. Отвечает Д. П. Голицыну (Муравлину) на его замечания о рассказе «Припадок». Посылает в подарок книгу «Рассказы» (ни письмо, ни книга не сохр.). См. 23 декабря.

Сообщает И. Л. Леонтьеву (Щеглову) о своих переговорах в театре Корша. Жалеет, что не побывал у него в Петербурге: «терзали на части и гоняли, как почтовую лошадь». Удивляется, почему Леонтьев не любит говорить «о Соболевом переулке», т. е. о домах терпимости: «Не надо брезговать жизнью, какова бы она ни была». Письма, III, 93—94.

Пишет В. А. Тихонову, что, вернувшись в Москву «из шумного Питера», «впал» в «уныние».

 С. Суворина 2-е изд. его пьесы «Татьяна Репина. Комедия в 4-х действиях».

В библиотеке Ч. сохранился также подаренный автором экз. в роскошном кожаном переплете, с золотым обрезом.  291.

Председатель Русского литературного общества извещает Ч. об избрании его членом-сотрудником (были еще почетные и действительные члены) общества. РГБ.

Извещает Н. А. Лейкина, что в Москве у Салаева «Пестрые рассказы» проданы «все» (исполняя поручение брата, в магазин на Мясницкую ул. ходил М. П. Чехов); что послал рассказ («Сапожник и нечистая сила») С. Н. Худекову в «Петербургскую газету». Письма, III, 95—96; 363.

В 8 час. вечера пишет Н. А. Никулиной, сообщая, что пьеса А. С. Суворина («Татьяна Репина», несколько экземпляров «самой последней редакции» для артистов) получена «только сегодня вечером». Посылает пьесу.

«сказку» для «Нового времени» («Пари»), но пришла жена Л. И. Пальмина и «потащила» на Плющиху (к поэту, разбившему в пьяном виде лоб). «Возился» с ним «часа полтора-два». Письма, III, 100; воспоминания Н. М. Ежова «Юмористы 80-х годов прошлого столетия». — РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 2, л. 20.

Рассказ «Припадок» упомянут (среди «ценных вещей», которые можно прочесть «с наслаждением») в заметке А. Скабичевского «Литературная хроника» («Новости и Биржевая газета», № 353), написанной по случаю выхода двух сборников, посвященных В. М. Гаршину и «представляющих памятник нашей современной литературной розни».

И. Л. Леонтьев (Щеглов) пишет Ч., что виделся с режиссером Ф. А. Федоровым-Юрковским; он намерен поставить «исправленного» «Иванова» в конце января, в свой бенефис. «Сазонов цепко держится за “Медведя” и не прочь, видимо, сыграть Иванова (что он лучше сделает, гораздо теплее Давыдова, которого прямое дело — Лебедев)...». Ч. ответил 31 декабря. РГБ.

«Придумал» для М. Г. Савиной и В. Н. Давыдова водевиль «Гром и молния» (неосущ.): «...я мог бы писать их по сотне в год. Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр». Письма, III, 100.

23 декабря.  С. Суворину, что за рассказ «Сапожник и нечистая сила» — «стыдно». Отзывается о новом варианте «Татьяны Репиной», присланной А. С. Сувориным: в пьесе «очень много хорошего и оригинального, чего раньше не было в драматической литературе, и много нехорошего (например, язык). Ее достоинства и недостатки — это такой капитал, которым можно было бы поживиться, будь у нас критика». Пишет о себе — в связи с тем, что «критики нет»: «Бывают минуты, когда я положительно падаю духом. Для кого и для чего я пишу? <...> Литературное общество, студенты, Евреинова, Плещеев, девицы и проч. расхвалили мой “Припадок” вовсю, а описание первого снега заметил один только Григорович. И т. д. и т. д. Будь же у нас критика, тогда бы я знал, что я составляю материал — хороший или дурной, все равно, — что для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда. И я бы тогда старался работать и знал бы, для чего работаю».

«сейчас» письмо Суворина с отзывом о новой редакции «Иванова», не соглашается с его замечанием об отсутствии Саши в IV акте: «Так и надо. Пусть вся публика заметит, что Саши нет».

Намерен «на праздниках» прислать материал для «Детворы»: «Хорошая выйдет книжка». И собрать материал для третьей книжки рассказов («Хмурые люди»). До марта будет писать лишь в «Новое время» — к Новому году пришлет «сказку» («Пари»), а в январе «Княгиню».

Сообщает о себе: «Вообще живется мне скучно, и начинаю я временами ненавидеть, чего раньше со мной никогда не бывало. Длинные, глупые разговоры, гости, посетители, рублевые, двух- и трехрублевые подачки, траты на извозчиков ради больных, не дающих мне ни гроша, — одним словом, такой кавардак, что хоть из дому беги. Берут у меня взаймы и не отдают, книги тащат, временем моим не дорожат... Не хватает только несчастной любви».

Посылает Н. А. Лейкину счет и деньги, полученные в книжных магазинах Салаева, Васильева и Ступина за книги Лейкина.

У Ч. посыльный от Н. А. Никулиной с приглашением «пожаловать в 5 часов». Посещает Никулину. Сообщает Суворину ее пожелания и свои соображения по тексту пьесы («Татьяна Репина»).

Д. П. Голицын (Муравлин) благодарит за подарок (сб. «Рассказы»), высоко отзывается о помещенных там рассказе «Тиф» и повести «Степь»: «Вообще, насколько я понимаю, у Вас замечательный дар на “сюжеты”, и оригинальные темы так и кишат». РГБ; Из архива Чехова, с. 180.

 П. Кувшинникова приглашает Ч. прийти на домашний вечер: «Давно не видели Вас, Антон Павлович, понятно, соскучились (не как о знаменитости, а как о милом человеке)». Ч. ответил 25 декабря. Письмо б/д. — РГБ.

Поздравляет Д. В. Григоровича с Рождеством: «Поэтический праздник. Жаль только, что на Руси народ беден и голоден, а то бы этот праздник с его снегом, белыми деревьями и морозом был бы на Руси самым красивым временем года. Это время, когда кажется, что сам Бог ездит на санях». Приглашает приехать вместе с А. С. Сувориным на «Татьяну Репину» (в Малом театре): «У ваших <т. е. в Петербурге> хватило таланта только на одно первое действие, а в трех последних ансамбль был тамбовский — сильно пахло провинцией. А наши насчет ансамбля молодцы». Жалеет, что невольно огорчил Григоровича, не навестив его перед отъездом из Петербурга. Просит прислать фотографию «с подобающею надписью». Письма, III, 102—103.

25 декабря. «Сапожник и нечистая сила» напечатан в «Петербургской газете», № 255. Подпись: Ан. Чехов.

 П. Кувшинниковой прощения, что не мог быть у нее «вчера»: «Был болен и зол, как нечистый дух».

Поздравляет ее «с праздником и с вступлением в ряды бессмертных» (П. М. Третьяков купил с выставки ее картину): «Каждая картина, взятая в галерею, и каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку, как бы они малы ни были, служат великому делу: скоплению в стране богатств. Видите, во мне даже патриот заговорил!». Письма, III, 103.

«возится» с больным, который умер на его глазах.

 Н. Плещеева режиссер Александринского театра Ф. А. Федоров-Юрковский; говорит, что взял для постановки в свой бенефис «Иванова». Просит не печатать пьесу в январской книжке «Северного вестника», чтобы не повредить интересу публики и театральному сбору. Письмо Л. Н. Плещеева, 31 дек. — ЛН, т. 68, с. 341.

Вечером у Ч. артист А. П. Ленский с женой. Говорят о пьесе А. С. Суворина «Татьяна Репина». Дарит Л. Н. Ленской свою фотографию. Письма, III, 105; XII, 153.

«Мое пристрастие к Петербургу и к Вашей пьесе и мои поездки в Петербург актеры и их супруги объясняют тем, что у Вас есть большая дочка и что я хочу на ней жениться».

«сказку», а вскоре после 1-го выслать «Княгиню».

О переделке «Иванова»: «Вы хотите во что бы то ни стало, чтобы я выпустил Сашу <т. е. увеличил ее роль в последнем акте>. Но ведь “Иванов” едва ли пойдет. Если пойдет, то извольте, сделаю по-Вашему, но только уж извините, задам я ей, мерзавке!»

Отвечает на успокоительный совет Суворина — «работать не для критики, а для публики» (см. 23 декабря): «Рано мне жаловаться, но никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками? Критика молчит, публика врет, а чувство мое мне говорит, что я занимаюсь вздором. <...> Не помню, каков тон был у моего письма, но если это так, то я жалуюсь не за себя, а за всю нашу братию, которую мне бесконечно жалко». Намерен «осенью» переехать в Петербург: «Беру с собой мать и сестру. Надо серьезно заняться делом». Отзывается о рассказе и драматических отрывках Суворина: «Ваше все хорошо. <...> Только пишите именно так, чтоб было наворочено и нагромождено, а не зализано и сплюснуто. Мне надоела зализанная беллетристика, да и читатель от нее скучает». Письма, III, 103—106.

 Н. Худеков предлагает Ч. «принять на себя труд» писать «один маленький рассказ или просто сценку (количество строк безусловно зависит от Вас)» каждый месяц и кроме того один рождественский рассказ и один на Пасху: «За последние два по сто рублей за каждый, а за 12 — семьсот двадцать рублей в год, т. е. по 60 рублей в месяц, которые и будут высылаться Вам каждое первое число». Худеков надеется, что, взявши на себя такой труд, Ч. не будет «слишком оторван» от своих «крупных работ». РГБ.

Ч. в газете больше не сотрудничал. Лишь в 1899 г. туда был дан рассказ «На святках».

27 декабря.  Чехова.  Н. Рассохиной.

Д. В. Григорович пишет Ч. о рассказе «Припадок». Жалеет, что болезнь помешала ему услышать его в чтении В. Н. Давыдова: «Прочел ее <повесть> наедине у себя дома — и едва ли это не было для меня лучше. Мнение мое диаметрально противоположно мнению лиц, возмущающихся цинизмом мотива, и тех также, которые находят, что припадок главного лица ничем не мотивирован в начале рассказа. <...> С первых страниц видно, что Васильев в высшей степени нервная болезненно-впечатлительная натура <...> Припадок, напротив, подготовляется постепенно с замечательным искусством; чувствуешь, что Васильев неизбежно кончит чем-нибудь трагическим, и, горячо все время ему сочувствуя, радуешься, что дело обошлось, разрешилось только припадком и он снова будет жить и чувствовать по-прежнему. <...> Вечер с сумрачным небом, только что выпавшим и падающим мокрым снегом — выбран необыкновенно счастливо; он служит как бы аккордом меланхолическому настроению, разлитому в повести, и поддерживает его от начала до конца». Особо отмечает строки с описанием переулка, где находился публичный дом, и восклицание: «И как не стыдно снегу падать в этот переулок!». Огорчен, что Ч. не зашел к нему, когда был в Петербурге: «Огорчение мое было в сердце, которое так горячо Вас полюбило; мне показалось, что Вы почему-то вдруг ко мне охладели...». Переписка, т. 1, с. 311—313.

«Иванова» и предстоящей его постановке в Александринском театре сообщается в заметке «Театральное эхо» (автор — вероятно, А. А. Плещеев) «Петербургской газетой» (№ 356). Ч. видел эту заметку. Письма, III, 106.

Дарит А. И. Сумбатову (Южину) литографированное изд. «Предложения» (экз. неизв.).  И. Сумбатова (Южина), б/д. — РГБ.

28 декабря. Заканчивает и отправляет в «Новое время» «Сказку» («Пари»): «Сказка интересная». «Есть еще одна сказка» (неизв.).

 С. Суворина поправки к «Татьяне Репиной» и пишет ему письмо с оценкой этих поправок.

У Ч. А. П. Ленский с женой. Приходил Н. Н. Соловцов. М. П. Чехов. Запись дневникового характера. — ГЛМ, РОФ 5336, ф. 5.

29 декабря.  А. Юрьева. Письма, III, 105—106.

После 5-ти часов у артистки Н. А. Никулиной с поправками и дополнениями А. С. Суворина к «Татьяне Репиной». Письма, III, 106.

«Припадок» — сочувственный отклик в статье С. Фр-да (С. Б. Фрида), газ. «Новости дня», № 1970, посвященной сб. «Памяти В. М. Гаршина».

Первое письмо (неизв.) Вл. И. Немировичу-Данченко: сообщает, что 10-го января, вероятно, поедет в Петербург и хотел бы повидаться. См. 30 декабря.

Из большой переписки с Немировичем-Данченко сохранилось лишь 28 писем Ч. (начиная с 1895 г.). В архиве Ч. находится 151 письмо Немировича-Данченко 1888—1904 гг.

 А. Плещеева. Письма, III, 107; М. П. Чехов. Запись дневникового характера. — ГЛМ, РОФ 5336, ф. 5.

 Н. Плещееву выражает надежду, что «ради вдовы и детей» Театрально-литературный комитет не забракует «Иванова»: «Я еще не женат, но пьесы пишу исключительно для вдовы, так как рано или поздно не миную общей участи и женюсь». «В “Иванове” весь IV акт переделан коренным образом, безжалостно». Соглашается печатать «Иванова» в мартовской книжке «Северного вестника». Обещает рассказ для апрельской книжки. Пишет: «В Москве скучно и скучно, денег нет, до весны еще далеко, писать не хочется. Хочу опять уехать в Петербург и, вероятно, буду у Вас в январе (если пустит здоровье)».

Большое письмо А. С. Суворину о героях драмы «Иванов» — в ответ на суждение режиссера об Иванове как «лишнем человеке в тургеневском вкусе». Отвечая на вопрос М. Г. Савиной, «почему Иванов подлец?», и мнение Суворина, пишет: «Если Иванов выходит у меня подлецом или лишним человеком, а доктор великим человеком, если непонятно, почему Сарра и Саша любят Иванова, то, очевидно, пьеса моя не вытанцевалась и о постановке ее не может быть речи. <...> Возьмите пьесу назад. <...> Не соблазняйте меня успехом! Успех у меня, коли не умру, еще впереди. Держу пари, что рано или поздно я сдеру с дирекции <императорских театров> 6—7 тысяч». Перечитав письмо, добавляет: «В характеристике Иванова часто попадается слово “русский”. Не рассердитесь за это. Когда я писал пьесу, то имел в виду только то, что нужно, то есть одни только типичные русские черты. Так, чрезмерная возбудимость, чувство вины, утомляемость — чисто русские. <...> Иванов и Львов представляются моему воображению живыми людьми. Говорю Вам по совести, искренно, эти люди родились в моей голове не из морской пены, не из предвзятых идей, не из “умственности”, не случайно. Они результат наблюдения и изучения жизни». Письма, III, 108—116.

 И. Немирович-Данченко пишет, что «постарается» заехать к Ч. 1-го января между 5 и 8 часами. Если не сможет, приглашает Ч. 2-го утром (в этот день вечером Немирович уезжал в Петербург). Отвечает на письмо Ч. (неизв.): «Дай Бог, чтобы Вы ошиблись, называя исправленную пьесу <«Иванов»> прощенным мошенником. Да я в этом, искренно говорю, почему-то глубоко убежден, хотя до сих пор не прочел “Иванова” <...> “Светит да не греет” — драма Соловьева провалилась в Москве, да не так, как Вы думаете об “Иванове”. По-моему, “Иванов” имел еще успех. Его загубило любимое Вами здание в Богословском переулке». РГБ.

О рассказе «Сапожник и нечистая сила» пишет Н. А. Лейкин: «Рассказ хоть и не в чеховском духе, а в толстовском, но премиленький». Советует принять предложение С. Н. Худекова «участвовать ежемесячно в “Петербургской газете” <...> Условия — 60 р. за рассказ — недурные условия». РГБ.

До 31 декабря. У Ч. Н. Н. Соловцов. Говорят о постановке в театре Корша трехактной пьесы И. Л. Леонтьева (Щеглова) «Свободные любители».

31 декабря. Пишет И. Л. Леонтьеву (Щеглову), что его пугает предстоящая постановка «Иванова» в Александринском театре: «Роли уже распределены, но... но постановка едва ли состоится. Меня так пугают недостатки в моей пьесе и так важны эти недостатки, что я, по совести, не могу быть равнодушен. Сегодня я послал письмо, в котором перечислил некоторые условия; если по мнению тех, кому я писал, моя пьеса не удовлетворяет хотя одному из этих условий, то я серьезно просил взять мою пьесу обратно. <...> Согласитесь, голубчик, что пьеса, которой на глазах всего Питера отдается преимущество перед пьесами Мея и Виктора Гюго (“Эрнани”), должна быть отличной». «Ждите, когда я напишу другую пьесу...»

А. Н. Плещеев хочет, чтобы пьеса «Иванов» появилась в мартовском номере журнала. Благодарит за обещание рассказа в апрельскую книжку (не осущ.). Не советует Ч., если он в самом деле переедет с семьей в Петербург (как рассказывает И. Л. Леонтьев-Щеглов), принимать предложение А. С. Суворина служить в «Новом времени»: «Иное дело помещать в “Новом времени” беллетристические рассказы и повести, иное дело записаться в армию нововременцев, состоящую в большинстве из нахалов и дряни. В “Новом времени” один только человек — Суворин, с которым можно быть близким. Может быть, еще Маслов. Да и не это еще одно, а за пятьсот рублей в месяц должны же Вы будете писать передовые статьи, заметки и пр. и пр. Вы незаметно втянетесь в газетную работу, истощающую человека, высасывающую из него силы, измочаливающую его нервы... Это непременно пагубно отразится на Вашем таланте. Поверьте мне... И все, кто только ни услышит это, говорит то же самое. Кроме того, теперь Вас не считают солидарным со всем, что печатается в “Новом времени”, а тогда Вы будете нести ответственность за всякую пакость какого-нибудь Жителя, Никольского или черт знает кого. Очень, очень будет прискорбно, если это осуществится». Досадует, что в «Новом времени» расхвалена «паскудненькая книжонка» «Красный цветок», а о сборнике «Памяти В. М. Гаршина» не хотят говорить ни слова. Экземпляр сборника в переплете «с удовольствием» оставит Ч. (большая часть тиража вышла в бумажной обложке). Ч. ответил 2 января 1889. ЛН, т. 68, с. 340—342.

Поздравляет Линтваревых с Новым годом. Спрашивает: «Получили ли Гаршинский сборник? Он идет отлично». На книге дарственная надпись (неизв.).

Письмо (неизв.) А. Н. Канаеву о рукописи Н. И. Свешникова «Записки пропащего человека», которую Ч. намерен был дать Н. С. Лескову.  Н. Канаева, 15 янв. 1889.

Конец декабря(?). По просьбе П. Д. Боборыкина, заведующего репертуаром в театре Горевой, дает в театр «Предложение».  Д. Боборыкина. — РГАЛИ.

Письмо (неизв.) А. А. Суворину. См. январь 1889.

Декабрь. «Стоглав» на 1889 год, в котором напечатан рассказ «Беглец».

Статья К. К. Арсеньева «Молодые русские беллетристы. V. А. П. Чехов» помещена в его книге «Критические этюды по русской литературе». Т. II. СПб., 1888. С. 232—243. Критик развивает в ней основные положения ранее опубликованной статьи «Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов, К. С. Баранцевич, Ив. Щеглов». См. до 3 декабря 1887 г.

1888. В печати появляются переводы на чешский язык рассказов «Страшная ночь», «Без заглавия», «Встреча», «Задача», «Письмо», «Свирель», «Счастье» (перев. К. Штепанек, Н. Мрштик, Ф. Врана).

В журнале «Osvěta», № 8, статья Яромира Грубы — обзор русской литературы за 1887 г. О Ч. говорится: «На двух-трех страницах Чехов рисует какую-нибудь картинку или сцену, рисует коротенькими, как бы небрежными штрихами, а между тем перед читателем из-за этих штрихов проступает чуть не целая жизненная драма, целая поэма, взятая прямо из жизни. Чехов черпает сюжеты отовсюду, из быта всех сословий — купеческого, крестьянского, помещичьего, военного, но он везде как дома, всегда его наблюдения одинаково глубоки, правдивы, его кисть неизменно уверенна, краски живые, яркие» ( Ш. Богатырева. ЛН, т. 68, с. 748).

В книге Л. Н. Толстого «В чем моя вера?» (Женева, 1888) Ч. подчеркивает фразу на стр. 150: «Люди, получив счастье, требуют еще чего-то». Дом-музей А. П. Чехова, Ялта.

А. В. Амфитеатров вспоминал: «Чехов сам говорил мне, что двум воронежцам, Курепину и Суворину, он обязан окончательной очисткой своего языка от южных провинциализмов».  Амфитеатров. Антон Чехов и А. С. Суворин. — «Русское слово», 1914, № 151, 2 июля.

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4
Раздел сайта: