Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1887 (часть 5)

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1887 2000. — С. 280—364.


1887

Рассказывает актерам театра Ф. А. Корша содержание начатого водевиля «Гамлет, принц датский». Они «изъявили горячее желание играть его не позже января, т. е. возможно скорее». По свидетельству А. С. Лазарева (Грузинского), Ч. хотел «коснуться закулисных нравов» и «жестоко пощипать провинциальных антрепренеров за кулачество, некультурность и т. п.». А. С. Лазарев-Грузинский. Пропавшие романы и пьесы Чехова. — «Энергия», сб. III, СПб., 1914, с. 169.

 С. Суворин советует Ч.: «приструньте актеров» и дает «советы, касающиеся этого приструнивания».

15 ноября. Просит А. С. Лазарева (Грузинского) вернуть рукопись водевиля «Гамлет, принц датский», оставив у себя копию, и сообщить, что им сделано для водевиля. Излагает свое понимание водевильного жанра («условия» написания). О себе говорит, что готовится к 19-му ноября (премьера «Иванова»), «как к венцу»: «Чувствую легкое познабливание и убежден, что во время спектакля меня будет трясти болотная лихорадка». Репетициями «доволен, хотя и раздражен». Письма, II, 148.

В письме к Н. А. Лейкину просит «простить», что опять не посылает рассказа: «в четверг идет моя пьеса, после нее я опять сяду за стол и буду строчить аккуратно». Не согласен с тем, что автор не нужен в постановке пьесы: «Вспомните-ка, как Гоголь бесился, когда ставили его пьесу! Разве он не прав?» Пишет, что все его указания шли на пользу и сами актеры просили указаний. Собирается приехать в Петербург «к декабрю»: «О многом потолкуем». Письма, II, 149—150.

РГАЛИ, ф. 675, оп. 3, е. х. 31, л. 1; Письма, II, 150.

19 ноября. «Иванов» в театре Ф. А. Корша сообщают «Новости дня» (№ 318).

Премьера пьесы «Иванов» в московском театре Ф. А. Корша (бенефис Н. В. Светлова). Роли исполняют: Иванов — В. Н. Давыдов, Анна Петровна — А. Я. Глама-Мещерская, Шабельский — И. П. Киселевский, Лебедев — Л. И. Градов-Соколов, Зинаида Саввишна — З. П. Бороздина, Саша — Н. Д. Рыбчинская, Львов — П. Ф. Солонин, Бабакина — Б. Э. Кошева, Косых — Ф. П. Вязовский, Боркин — Н. В. Светлов, Авдотья Назаровна — Е. Ф. Красовская, Дудкин — В. И. Валентинов. В театре был И. И. Левитан. После спектакля артисты собрались у Ч.

«В этот же вечер все участники спектакля были приглашены Антоном на ужин. Было очень оживленно, говорилось много речей по адресу автора. Ужин затянулся до самого утра». А. А. Долженко. Воспоминание родственника об Антоне Павловиче Чехове. Таганрогский сб., вып. 1, с. 342.

 П. Чехов, присутствовавший на спектакле, писал: «Это было что-то невероятное. Публика вскакивала со своих мест, одни аплодировали, другие шикали и громко свистели, третьи топали ногами. Стулья и кресла в партере были сдвинуты со своих мест ряды их перепутались, сбились в одну кучу, так что после нельзя было найти своего места; сидевшая в ложах публика встревожилась и не знала, сидеть ей или уходить. А что делалось на галерке то этого невозможно себе и представить: там происходило целое побоище между шикавшими и аплодировавшими». Вокруг Чехова, с. 187—188.

Впоследствии театральный критик Н. Е. Эфрос вспоминал об этом спектакле: «Несмотря на некоторую грубость коршевского исполнения, нивелировавшего оригинальность новых драматургических методов, — эта оригинальность, специально-чеховское — они дошли до зрителей, хотя бы до более молодой их части, они произвели впечатление, захватили, особенно в первом акте, у Чехова — лучшем и наиболее “чеховском”». Только «финал резко настроил против пьесы, даже произвел что-то вроде скандала».  26.

 С. Лазарев (Грузинский) пишет Чехову, что неожиданно должен уехать из Москвы к себе в Киржач; сожалеет о невозможности быть на премьере «Иванова». «Позвольте и мне, уважаемый Антон Павлович, пожать руку Вашу хотя заочно, поздравить Вас и присоединить свой робкий писк к тому хору поздравлений, который Вы услышите в день первого представления...». РГБ.

Около 19 ноября. Телеграмма (неизв.) А. Н. Маслова (Бежецкого) — вероятно, поздравление с премьерой «Иванова». Ч. отвечает «благодарственным письмом» (неизв.). Письма, II, 155.

В письме Ал. П. Чехову — подробный рассказ о премьере «Иванова». Пишет, что «Корш обещал <...> 10 репетиций, а дал только четыре <...>. Роль знали только Давыдов и Глама, а остальные играли по суфлеру и по внутреннему убеждению». Рассказывает, как проходило каждое действие. «В общем, утомление и чувство досады <...> Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисменто-шиканья, и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе. А у Корша не было случая, чтобы автора вызывали после 2-го действия». Сообщает, что второй раз (23-го) пьеса пойдет «с вариантом и с изменениями — я изгоняю шаферов».

Намерение не было (и не могло быть) реализовано: все существенные изменения текста подлежали обязательному предварительному утверждению драматической цензурой, но никаких «вариантов» Ч. туда не представлял.

Завершает письмо сообщением, что «после пьесы <...> вошел в колею и уселся за субботник» («Поцелуй»).

«Иванова» в театре Ф. А. Корша помещена в газ. «Новости дня» (№ 319).

К Ч. приходит драматург Виктор Крылов (В. А. Александров), предлагая кое-что исправить и изменить в «Иванове» — с тем, чтобы Крылов считался соавтором пьесы и гонорар делился пополам. А. Федоров. А. П. Чехов. — «Южные записки», 1904, 18 июля, № 32, с. 10.

 П. Чехов вспоминал: «Это возмутило Чехова, но он и вида не подал, как ему было неприятно это предложение, и деликатно ему отказал». Вокруг Чехова, с. 188.

Намечает (карандашом) поправки и сокращения в тексте «Иванова». Экз. сохранился. ГЦТМ.

А. С. Лазарев (Грузинский) вместе с письмом посылает Ч. рукопись водевиля «Гамлет, принц датский», со своими добавлениями. «Условия», изложенные в чеховском письме (15 нояб.), находит «очень ясными, очень верными и необходимыми». Предлагает свой план второго акта и конспект остальных. Ч. ответил 26 ноября. РГБ.

22 ноября. «Иванова» помещает в «Московском листке» (№ 325) П. Кичеев, называющий пьесу Ч. «глубоко безнравственной» и «нагло-цинической путаницей понятий».

«Иванова» в театре Ф. А. Корша помещена в «Новом времени» (№ 4215); без подписи (принадлежит А. Д. Курепину). По мнению критика, главное лицо пьесы «задумано автором оригинально». Конфликт пьесы трактуется как столкновение честной личности с враждебной средой. Рецензент хвалит актеров.

Ч. знал эту рецензию — см. Письма, II, 154.

Об «Иванове» — в «Заметках праздношатающегося» газ. «Новости дня» (№ 321); подписано: Московский праздношатай.

 С. Лазарев (Грузинский) пишет Ч. еще одно письмо с изложением конспекта водевиля «Гамлет, принц датский». На это письмо Ч. уже не отвечал, послав 26 ноября ответ на предыдущее. РГБ.

Отрицательно отзывается о пьесе Ч. Л. И. Пальмин в письме Н. А. Лейкину: «Комедия Ан. Чехова “Иванов” провалилась у Корша, несмотря на очень хорошую игру актеров, и автор был ошикан. Друзья его и значительная часть публики коршевской, привыкшая ко всякой мерзости, вызывали его, но каждое вызыванье венчалось страшным шиканьем. Да иначе и не могло быть, ибо “комедия” оказалась невозможной мерзостью, которой никто даже ожидать не мог от Чехова. И почему эта ужасная дребедень названа “комедией” — только Бог ведает. Герой пьесы — невыразимый негодяй, каких и в жизни редко найдешь, но которому автор, очевидно, сочувствует, — может возбудить только чувство омерзения. Во всех сценах нет ничего ни комического, да ничего и драматического, а только ужасная, омерзительная, циническая грязь, производящая отталкивающее впечатление». РГАЛИ, ф. 289, оп. 2, е. х. 11, л. 36.

Я. П. Полонский пишет Д. В. Григоровичу: «Самое лучшее в этой пустыне — это, разумеется, посвященные тебе рассказы Чехова. Буду хлопотать, чтобы ему дали за них пушкинскую премию».  82, е. х. 126, л. 17.

Второе представление «Иванова». Роль Саши вместо Н. Д. Рыбчинской исполняла Е. В. Омутова. Чехова опять вызывали после III (два раза) и после IV действий, но уже не шикали. Актеры были «великолепны». Письма, II, 153, 154.

«Иванов» и сб. «В сумерках» пишет С. В. Флеров (псевдоним: С. Васильев) в «Театральной хронике» «Московских ведомостей» (№ 323). «Я не скажу, — писал критик, — чтоб это было произведение зрелое. Напротив, в нем много ошибок, ошибок неопытности и неумения. Но оно талантливо». Автор «не справился со своим героем». «Тем не менее пьеса смотрится с интересом и удовольствием, ибо при всей неопытности автора в ней сказывается талант и выведены живые лица».

Ч. знал эту рецензию — см.

Статья перепечатана 25 ноября в газ. «Новости дня» (№ 325).

 М. Ежов пишет Ч.: «В Вашей драме есть дивное и глубоко трагическое место: это ссора Иванова с женой, когда он говорит: “Замолчи, жидовка!” и проч. По-моему, такая сцена должна потрясти зрителей сильнее, чем “разэффекченная” мелодрама “Вторая молодость” Невежина, где публика плачет при прощании ссылаемого с родными <...> В ссоре же Иванова нет никаких ». РГБ.

До 24 ноября. «Благодарственное письмо» (неизв.) А. Н. Маслову (Бежецкому) за его телеграмму. Одновременно послан «оттиск» пьесы «Иванов». Письма, II, 153, 154.

24 ноября. Отредактированный экземпляр пьесы «Иванов» Ч. отправляет (возможно, с уезжавшим в этот день в Петербург В. А. Гиляровским) в редакцию «Нового времени» для представления в общую цензуру (разрешение на литографированное издание).

Пишет Ал. П. Чехову, что «по-прежнему» сидит за своим столом и «сочиняет рассказы». Вспоминает премьеру «Иванова». «Возбуждение было общее. Сестра едва не упала в обморок, Дюковский, с которым сделалось сердцебиение, бежал, а Киселев ни с того, ни с сего схватил себя за голову и очень искренне возопил: “Что же я теперь буду делать?”. Актеры были нервно напряжены. <...> Николай, Шехтель и Левитан — т. е. художники — уверяют, что на сцене она <пьеса> до того оригинальна, что странно глядеть». Просит поместить в «Новом времени» заметку о 2-м представлении «Иванова». В Петербург намерен «выбраться к 1 декабря». Подписывает шутливо письмо: «Твой Шиллер Шекспирович Гете».

«Пестрые рассказы» Е. В. Омутовой — «спасшей» его пьесу (23 ноября Омутова играла, без репетиции, Сашу в «Иванове» — вместо Н. Д. Рыбчинской). Письма, XII, 150; Письма, II, 154; письмо Е. В. Омутовой Чехову 18 янв. 1904 г. — РГБ.

Приглашает А. С. Киселева на 25 ноября, когда пьеса «Иванов» идет в 3-й раз.

Историю водевиля «Гамлет, принц датский» рассказывает А. С. Лазарев (Грузинский) в письме Н. М. Ежову.  189, оп. 1, е. х. 19, л. 246 об.

25 ноября. «Иванова» пишет Ph. (С. Н. Филиппов) в газ. «Русский курьер» (№ 325). В пьесе рецензент усмотрел «беспардонное лганье на человеческую природу», «выдумку», «незнание жизни», а ее героя расценивал как «заведомого мерзавца», «форменного негодяя», «вопиющего мерзавца».

26 ноября. Подробное письмо (по пунктам) А. С. Лазареву (Грузинскому) с разбором водевиля «Гамлет, принц датский» и советами, как исправить.

 С. Лазарев (Грузинский) не смог ими воспользоваться. Позднее он вспоминал: «Охлаждение к коршевской труппе вызвало у Чехова временное охлаждение к писанию пьес, в частности, к писанию “Гамлета, принца датского”. Ведь он был предназначен как раз для коршевской труппы, и даже роли писались специально для актеров театра Корша. Хорошо зная эти обстоятельства, я, по приезде в Москву на Рождество, не поднимал у Чехова разговора о “Гамлете, принце датском” и не знаю, какая судьба постигла забавную пьеску. В моих бумагах я не мог отыскать копии, снятой мною со вступления, написанного Чеховым». В архиве Ч. «вступление» также не сохранилось.  С. Лазарев (Грузинский). Пропавшие романы и пьесы Чехова. — «Энергия», сб. III, 1914, с. 173.

Около 28 ноября. Эпиграмма по поводу пьесы «Иванов» («По театрам. Драматургу Чехову») помещена в ж. «Развлечение» (№ 45). Подпись: Дзэт (В. С. Карпов).

29 ноября. Письма, II, 156—157.

А. С. Лазарев (Грузинский) извещает Н. М. Ежова, что получил письмо Ч., который «пишет кое-что о пьесе и водевиле». РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 248 об.

 В. Еремееву. См. 30 ноября.

29 и 30 ноября. О представлении «Иванова» пишет Петербуржец (В. С. Лялин) в «Маленькой хронике» газ. «Новое время» (№ 4222 и 4223): «Мне пришлось слышать рассказ молодого автора о бесчисленных фантазиях, допущенных гг. актерами при исполнении его пьесы...». (Лялин присутствовал при разговоре Ч. с А. С. Сувориным).

«нововременским балбесом» — Письма, II, 160.

Приезжает в Петербург. Останавливается у Ал. П. Чехова: «Грязь, вонь, плач, лганье; одной недели довольно пожить у него, чтобы очуметь и стать грязным, как кухонная тряпка. Зато Питер великолепен». Чувствует себя «на седьмом небе». Посылает домой «вексель на сто рублей» и короткое письмо М. П. Чеховой.

Надписывает книгу «В сумерках» артистам А. Я. Гламе-Мещерской и Н. В. Светлову. Письма, XII, 150; А. Я. Глама-Мещерская. Воспоминания. М. — Л., 1937, с. 258.

 П. Чехову, с просьбой передать по назначению.

«Еще два слова об “Иванове” (Письмо в редакцию)» помещено в газ. «Новости дня» (№ 329); подпись: N. По мнению критика, Чехову удалось «схватить выдающиеся черты типичного характера», «вывести его на свет божий, представить его нашим глазам как живую действительность». Ч. (в письме к В. Н. Давыдову) назвал статью «длинной защитительной речью». Письма, II, 158.

И. В. Еремеев благодарит за посылку; «только ты пишешь про визитные карточки — их не было». Пишет, что в Таганроге периодически повторяются самоубийства гимназистов. «Вчера опять застрелился молодой человек 17 лет (7 класса) Нилус, симпатичный, хорошо воспитанный, здоровый, словом человек, которому жить да жить. Причина, побудившая на этот страшный шаг, — оскорбленное самолюбие. Говорят, Урбан накричал на него при товарищах и оскорбил его. Молодая, вспыльчивая, впечатлительная натура не выдержала и — печальный конец». «Таганрогский краеведческий музей. Краеведческие записки». Вып. 1, 1957, с. 363.

После ноября. Пишет «Счет Мещанскому училищу» (М. М. Дюковскому) за экземпляр сб. «Невинные речи». Письма, XII, 134.

 Г. Короленко в редакции «Осколков». Короленко передает просьбу Н. К. Михайловского написать для «Северного вестника» большую повесть. В. Г. Короленко. Антон Павлович Чехов. — Чехов в восп., 1986, с. 39.

В письме к В. Н. Давыдову Ч. сообщает мнения петербуржцев об «Иванове» («пьеса ходит по рукам и читается»). «Сверх ожидания» пьеса «в общем производит здесь очень недурное впечатление. Суворин, принявший самое живое, нервное участие в моем детище, по целым часам держит меня у себя и трактует об “Иванове”. Прочие тоже». Про себя говорит, что «поуспокоился на питерских хлебах» и чувствует себя «совершенно довольным»: «Вы изображали моего Иванова — в этом заключалось все мое честолюбие. Спасибо и Вам, и всем артистам». Узнав, что Д. В. Григорович в Ницце, собирается «завтра» писать ему об «Иванове» и Давыдове (письмо неизв.; вероятно, не было написано).

2 декабря. ½ часов утра до трех — у Н. К. Михайловского «в компании Глеба Успенского и Короленко: ели, пили и дружески болтали». Письма, II, 159.

 Г. Короленко вспоминал: «Я тогда же (то есть в конце 80-х годов) сделал было попытку свести Чехова с Михайловским и Успенским. Мы вместе с ним отправились в назначенный час в «Пале-Рояль», где тогда жил Михайловский и где мы уже застали Глеба Ивановича Успенского и Александру Аркадьевну Давыдову (впоследствии издательницу журнала “Мир божий”). Но из этого как-то ничего не вышло. Глеб Иванович сдержанно молчал <...>. Михайловский один поддерживал разговор, и даже Александра Аркадьевна — человек вообще необыкновенно деликатный и тактичный — задела тогда Чехова каким-то резким замечанием относительно одного из тогдашних его литературных друзей <видимо, А. С. Суворина>. Когда Чехов ушел, я почувствовал, что попытка не удалась. <...> Я помню, с каким скорбным недоумением и как пытливо глубокие глаза Успенского останавливались на открытом, жизнерадостном лице этого талантливого выходца из какого-то другого мира, где еще могут смеяться так беззаботно». Чехов в восп., 1986, с. 43—44.

Обедает и остается ночевать у Н. А. Лейкина: «наелся, выспался и отдохнул от грязи».

Большая статья о сб. «В сумерках» в ж. «Вестник Европы» (№ 12, с. 766—784) К. К. Арсеньева «Беллетристы последнего времени. А. П. Чехов. К. С. Баранцевич. Ив. Щеглов». Сравнивая «Пестрые рассказы» и «В сумерках», рецензент отмечает освобождение Ч. от «анекдотического элемента». Во втором сборнике «есть несколько рассказов, замысел которых легко мог бы наполнить и более обширную рамку». Переход Ч. к повести или роману «представляется довольно вероятным».

Подразумевая выступление В. Буренина (см. 25 сентября), Арсеньев пишет: «Напрасно было бы также связывать невнимание к г. Чехову с нерасположением к тем органам печати, в которых он обыкновенно помещает свои рассказы. Эта связь могла бы существовать разве в таком случае, если бы написанное г. Чеховым отличалось специфическим характером, свойственным известной прессе, если бы оно носило на себе следы соседства с нравственной распущенностью, с полемическими приемами низшего сорта; но <...> ни в чем подобном г. Чехова упрекнуть нельзя». Высоко оценивает чеховские «очерки детской психологии» («Кухарка женится» и др.). К числу лучших относит рассказ «Сонная одурь» — средоточием его служит не «происшествие», а момент «из внутренней жизни человека». «Истинный драматизм» видит в рассказе «Кошмар», однако критикует финал («холодное заключение»).

3 декабря. «Осколков» Р. Р. Голике) о своей жизни в Петербурге. Шутливо замечает: «Каждый день знакомлюсь. <...> Все наперерыв приглашают меня и курят мне фимиам». Ежедневно видается «с Сувориным, Бурениным и проч. <...> Суворин возбужден моей пьесой». Единственный оттиск пьесы (машинописный) ходит по рукам, так что Ч. «никак не может поймать его, чтобы отдать в цензуру». «Все ждут», когда пьеса будет поставлена в Петербурге. Бывает у В. В. Билибина. Сообщает, что в декабрьской книжке «Вестника Европы» «большая статья» о его «особе». Письма, II, 159—160.

5 декабря. Рассказ «Лев и Солнце» напечатан в ж. «Осколки», № 49. Подпись: А. Чехонте.

«Осколках».

 С. Лазарев (Грузинский) пишет Н. М. Ежову: «Пьесу Чехова лягнули в “Новостях” (А. Лукин «XII», он же «Скромный наблюдатель» «Русских ведомостей», молчащих о Чехове). Лукин уверяет, что пьеса дрянная и никакого успеха не имела. Мерзавцы! Нотович все не может забыть “Двух газетчиков” А. Чехонте. Вот тебе и либералы».  189, оп. 1, е. х. 19, лл. 250—251.

7 декабря. «Беда» напечатан в «Петербургской газете», № 336, под заглавием: Баран. Подпись: А. Чехонте.

М. П. Чехов извещает, что посланные из Петербурга книги получил 5 декабря и передал «по адресу, кроме одной». Пьеса «Иванов» после 25 ноября «ни разу не давалась и в течение всей этой недели даваться не будет»: Солонин уехал в Саратов, «некому играть врача». Рассказывает о студенческих беспорядках в Москве: «<...> самое главное: университет закрыт на неопределенный срок и неизвестно, когда откроется. Отпуска выдаются беспрепятственно без указания срока возвращения».  2540, оп. 1, е. х. 23, л. 27.

8 декабря. Встреча с Я. П. Полонским, который дарит свой роман «Крутые горки» (т. 8 и 9 Полн. собр. соч., СПб., 1885 и 1886), с надписью: «Антону Павловичу Чехову поклонник таланта его...». Разговаривают о задуманной Полонским комедии (неизв.).  281; Письма, II, 220.

«Иванов» представлена в общую цензуру (для литографированного издания). Дата регистрации на обложке. — ГЦТМ.

9 декабря. Встреча с И. Л. Леонтьевым (Щегловым) в гостинице «Москва»: «проговорили до 1 часу ночи».  189—190.

И. Л. Леонтьев (Щеглов) вспоминал: «Даже выражение “знакомство с Чеховым” как-то сюда не укладывается, вернее было бы назвать тогдашнее настроение — “опьянение Чеховым”... опьянение его талантом, умом, юмором, всей его личностью, чуждой фразы и мелочной условности». «Через какие-нибудь четверть часа я уже беседовал с Чеховым по душе, точно с человеком, с которым познакомился десять лет тому назад; а затем, когда в третьем часу пополуночи мы с ним прощались на подъезде палкинского ресторана (куда мы перекочевали из “Москвы”), он звал меня по-приятельски Жаном, а я его Антуаном...» Дневник И. Л. Леонтьева (Щеглова). — ЛН, т. 68, с. 480; Чехов в восп., 1986, с. 47—49.

И. Л. Леонтьев (Щеглов) дарит «искренно чтимому собрату» свои книги «Первое сражение. — Неудачный герой. — Поручик Поспелов. — Жареный гвоздь. — Идиллия» (СПб., 1887) и роман «Гордиев узел» (СПб., 1887), с надписью: «Моему любимому писателю...». См. также 8 октября.  314.

 Е. Чехов в письме поздравляет Ч. с новой славой, приобретенной комедией «Иванов». «Сычев говорил, что до 15 разов автора вызывали. Очень приятно. Это он сообщил в Думе, где сам Ахилес Николаевич Алфераки <городской голова> подошел ко мне, поздравил с успехом громадным племянника и спросил — нет ли у меня этой комедии. Затем просил, чтобы я ее выписал в скорейшем времени, он ею весьма интересуется, как произведением таганрогского уроженца». РГБ.

10 декабря. Комедия «Иванов» разрешена к печати «с исключения ми» в действии 1 (явл. 2); в действии 3 (явл. 4, 6 и 10); в действии 4 (явл. 3, 6).

Ценз. дата изд.: Иванов. Комедия в 4 действиях и 5 картинах Антона Чехова.  Н. Рассохиной.

Дарит книгу «В сумерках» «милейшему человеку и хорошему приятелю» Р. Р. Голике.

После 10 декабря. Дарит литографированное изд. «Иванова» В. А. Гиляровскому. (Экз. неизвестен.)  113.

Знакомство с А. Н. Плещеевым (Ч. пришел к нему с И. Л. Леонтьевым-Щегловым).

«И вот не прошло получаса, как милейший А. Н. был у Ч. в полном “душевном плену” и волновался в свою очередь, тогда как Чехов быстро вошел в свое обычное философски-юмористическое настроение. Загляни кто-нибудь случайно тогда в кабинет Плещеева, он наверное бы подумал, что беседуют давние близкие друзья...» И. Л. Щеглов. Из воспоминаний об Антоне Чехове. — Чехов в восп., 1986, с. 49.

Встречается в ресторане Палкина с А. Н. Плещеевым и И. Л. Леонтьевым (Щегловым). Импровизирует сюжет романа и водевиля: «Роман: Ночью в лесу о собственности, описание похорон (смерть фант.). Реальная любовь. Рассказ ужасный “Философ”... “Лишняя кладь”. Бес на пути монашьем и т. д. Водевиль “Сила гипнотизма” и т. д. “Бес” (Монахи)». Берет с Щеглова слово, что он напишет к рождественскому номеру «Нового времени» рассказ «Миньона». Дневник И. Л. Леонтьева (Щеглова). — ЛН, т. 68, с. 480; Из воспоминаний об Антоне Чехове. — «Ежемесячные приложения к «Ниве», 1905, № 6, с. 230.

А. Н. Плещеев дарит Ч. свою книгу «Стихотворения» (М., 1887).  Л. Леонтьева (Щеглова). — ЛН, т. 68, с. 480; ТМЧ; Чехов и его среда, с. 280.

А. Н. Плещеев пишет В. М. Гаршину, что завтра, в 7 ч. вечера, у него будет Ч., «который в понедельник уезжает». «Вы бы сделали мне большое удовольствие, если бы пришли также». В. М. Гаршин не приходил. ИРЛИ, ф. 70, е. х. 115, л. 5.

Заканчивает рассказ «Поцелуй». Просит И. Л. Леонтьева (Щеглова), пришедшего к нему в гостиницу «Москва», просмотреть страничку, где описывается путешествие артиллерийской бригады (Леонтьев был раньше артиллеристом).

«Я стал читать с начала и прямо был поражен верностью описания, и еще более был поражен, когда рассказ появился в “Новом времени” (рассказ был стремительно закончен в тот же вечер и наутро сдан в набор), поражен удивительной чуткостью, с какой схвачен был самый дух и склад военной среды». И. Л. Щеглов. Из воспоминаний об Антоне Чехове. — Чехов в восп., 1954, с. 167.

Посещает И. Е. Репина (первая встреча) в его мастерской у Калинкина моста.

И. Е. Репин вспоминал: «Положительный, трезвый, здоровый, он мне напоминал тургеневского Базарова <...> Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества. Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души».  Е. Репин. О встречах с А. П. Чеховым. — Чехов в восп., 1986, с. 84—85.

Знакомство с К. С. Баранцевичем. Письма, II, 161.

Знакомство с литератором В. И. Бибиковым, который обещает Ч. прислать свои романы. См. Письма, II, 166.

Н. К. Михайловский пишет В. Г. Короленко: «С Чеховым ничего не вышло: он просто не приходил ко мне больше, несмотря на то, что встретивши его как-то случайно, я повторил свое приглашение». РГБ, ф. 135, разд. II, к. 30, е. х. 1, л. 14.

«Поцелуй» напечатан в газ. Новое время», № 4238. Подпись: Ан. Чехов.

Утром пишет К. С. Баранцевичу, приглашая прийти между 5 и 6 часами: «Ко мне придут Щеглов, Билибин, Лейкин... <...> Был бы очень рад еще раз повидать Вас и потолковать с Вами». Приехать к Баранцевичу не смог — не было «свободного часика». Сообщает свой московский адрес. Письма, II, 161.

 П. Полонский посылает Ч. свою фотографию и «растрепанную книгу» «стародавних рассказов и повестей» (очевидно, сб. «Рассказы Я. П. Полонского», СПб., 1859). Письмо Я. П. Полонского, 8 янв. 1888.

½ ч. вечера уезжает из Петербурга. Его провожает И. Л. Леонтьев (Щеглов). Письма, II, 161; Дневник И. Л. Леонтьева (Щеглова). — ЛН, т. 68, с. 480.

 Л. Леонтьев (Щеглов) дарит Ч. составленный им сб. «Русский мыслитель. Избранные мысли и отрывки из сочинений Гоголя, его писем и воспоминаний о нем» (СПб., 1887). ТМЧ; Чехов и его среда, с. 315.

Между 9—15 декабря.  Л. Леонтьеву (Щеглову) книгу «В сумерках» — «от почитателя».

16 декабря. Возвращается в Москву.

Между 16 и 20 декабря.  Л. Леонтьеву (Щеглову), благодарит за знакомство, «за радушие и за книги»: «У Вас все хорошо и мило: и книги, и нервность, и разговор, и даже трагический смех, который я теперь дома пародирую, но неудачно». Спрашивает, кончил ли он «Миньону». Письма, II, 161.

Вместе с письмом посылает две свои фотографии: И. Л. Леонтьеву (Щеглову) и А. Н. Плещееву. Письма, XII, 151; II, 161.

У Чеховых гостит А. Л. Селиванова: «Бедовая, шумная и гремучая девка. Неумолкаемо поет и играет». Письма, II, 162; Вокруг Чехова, с. 72.

Рассказ «Мальчики» напечатан в «Петербургской газете», № 350. Подпись: А. Чехонте.

 Е. Чехову (неизв.) с добрым отзывом о Г. М. Чехове. Письма: Г. М. Чехова, 29 дек.; М. Е. Чехова П. Е. и Е. Я. Чеховым, 24 февр. 1888.

Дарит книгу «В сумерках» И. И. Левитану, с надписью: «Знаменитому Левитану от знаменитого А. Чехова». См. июнь 1891 г. (отзыв Левитана).

 Н. Плещеева о рассказе «Поцелуй» — в письме И. Л. Леонтьева (Щеглова): «Болярин Алексей очень Вам кланяется, млеет от Вашего “Поцелуя”...»

И. Л. Леонтьев (Щеглов) пишет, что «благодаря воздействию» Ч. рассказ «Миньона» написался «очень быстро, без всяких излишних мудрствований». Письмо начинает обращением «Эгмонт» (по имени героя трагедии Гете, шедшей в Александринском театре): «Леночка Плещеева находит Вас таковым на карточке, от которой в восторге». Ч. ответил 1 января 1888. РГАЛИ.

Ал. П. Чехов рассказывает о петербургских новостях: «Житель <А. А. Дьяков> почему-то приходит в восторг от твоего рассказа о мальчиках, собирающихся бежать в Америку, и изливает свои восторги всем и всякому, но его слушают мало».  Чехова, с. 190—191.

23 декабря. Н. А. Лейкин просит прислать в «Осколки» хоть какой-нибудь рассказ, чтобы поднять подписку на журнал. «Как праздники, как казовые номера, так сейчас мои милые москвичи и подкузмят меня». Ч. ответил 27 декабря. РГБ.

24 декабря. «Признание» и четверостишие «Я полюбил Вас...» в альбоме А. Л. Селивановой. Подпись: Чехонте.

До 25 декабря. У Ч. зять Суворина В. С. Мамышев (из Звенигорода), который хвалил рассказ Ал. П. Чехова «На маяке».

25 декабря. «Каштанка» напечатан в газ. «Новое время», № 4248, под заглавием: В ученом обществе. Подпись: Ан. Чехов.

«Рассказ госпожи NN» напечатан в «Петербургской газете», № 354, под заглавием: Зимние слезы (Из записок княжны NN). Подпись: А. Чехонте.

 П. Чехову извещает, что «работает усердно». Поздравляет брата с Рождеством и Новым годом. Советует сходить к А. Н. Плещееву («Это хороший старец. Славное прошлое, вдовье настоящее и неопределенное будущее») и побывать у К. С. Баранцевича — «стать известным пишущей братии»: «Не надо и вредно быть одиноким». Пишет, что «усердно» будет читать все напечатанное Ал. П. Чеховым и «временами» присылать «свои резюме». Письма, II, 162—163.

Заметка о пьесе «Иванов» в № 50 ж. «Будильник»: «Можно быть уверенным, что “Иванов” в новой обработке удовлетворит большинству» (подпись: Свой <В. Д. Левинский>).

М. П. Чехов. Запись дневникового характера. — ГЛМ, РОФ, 5336, ф. 5.

27 декабря. Пишет Н. А. Лейкину, что, получив «на праздниках» его письмо, «сел писать и написал такую чепуху, которую посовестился посылать»: «В моей тугоподвижности, с какою я работаю у Вас, ради создателя не усмотрите злого умысла, не подумайте, что я отлыниваю от “Осколков”. Ни-ни! “Осколки” — моя купель, а Вы — мой крестный батька». Советует прочитать рассказ И. Щеглова в рождественском номере «Нового времени» («Миньона») и пригласить в «Осколки» К. С. Баранцевича. См. 5 декабря.

Посылает Ал. П. Чехову открытку с расчетом гонорара в «Петербургской газете» и просит выслать его вместе с нововременским гонораром: «Семейству и мне кушать надо». Подписывается в шутку фамилией таганрогского грека: Калаеро. Письма, II, 164.

У Ч. П. Н. Островский. Разговаривают о пьесе «Иванов».  П. Чехов. Запись дневникового характера. — ГЛМ, РОФ, 5336, ф. 5; Письма, II, 183.

 П. Чехов вспоминал: «Антон Павлович усадил его, и между ними начался тотчас же чрезвычайно интересный разговор о литературе <...> Когда Петр Николаевич ушел <...> Антон Павлович сказал мне: — Замечательный критик! А сколько погибло цивилизаций и замечательных произведений искусства только потому, что в свое время не было хороших критиков!». Вокруг Чехова, с. 218.

29 декабря.  М. Чехов благодарит за «хорошее мнение» о нем, выраженное Ч. в письме к его отцу, М. Е. Чехову. Пишет, что ждал оказии, чтобы отправить книги (тома Л. Толстого). Ч. ответил 9 февраля. РГБ.

30 декабря. «В сумерках», Д. В. Григорович пишет Ч. (из Ниццы): «Рассказы “Мечты” и “Агафья” мог написать только истинный художник <...> Рассказы “Несчастье”, “Верочка”, “Дома”, “На пути” доказывают мне только то, что я уже давно знаю, т. е. что Ваш горизонт отлично захватывает мотив любви во всех тончайших и сокровенных проявлениях». Обращается к Ч. с «самой сердечной просьбой» — «бросить писанье наскоро и исключительно мелких рассказов и особенно в газеты». Жалеет, что Ч. прервал свой роман «на середине». Рекомендует тему: «Будь я помоложе и сильнее дарованием, я бы непременно описал семью и в ней 17-летнего юношу, который забирается на чердак и там застреливается. Вся его обстановка, все доводы, которые могли довести его до самоубийства, на мои глаза, гораздо важнее и глубже причин, заставивших Вертера наложить на себя руки. Такой сюжет заключает в себе вопрос дня; возьмите его, не упускайте случая коснуться наболевшей общественной раны; успех громадный ждет Вас с первого же дня появления такой книги». Ч. ответил 12 января 1888 г. РГБ; Переписка, т. 1, с. 298—301.

 В. Билибин пишет Ч.: «Лейкин говорит, что это он дал Вам тему рассказа о собаке Каштане». РГБ.

31 декабря. Г. П. Кравцов поздравляет Ч. с Новым годом, «при сем прилагает» квитанцию о посылке с салом, «приготовленным, кажется, удачно». Его сын Павел пишет: «Читал несколько раз ваш фельетон в “Новом времени” <...> и от души поздравляю с успехом! <...> Я не теряю надежды в будущем встретиться со своим дорогим наставником и вспомнить давно прошлое старое время». РГБ.

 Л. Леонтьев (Щеглов) пишет о рассказе «Каштанка»: «Ваша “Каштанка” действительно донельзя симпатична и (на ушко!) ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях — это был бы один из Ваших шедевров».  1, с. 519.

31 декабря — 1 января 1888. В. Г. Короленко пишет Н. К. Михайловскому: «Мы теперь уже изверились в героев, которые (как мифический Атлас — небо) двигали на своих плечах “артели” (в 60-х) и “общину” в 70-х годах. Тогда мы все искали “героя”, и господа Омулевские и Засодимские нам этим героев давали. К сожалению, герои оказывались все “аплике”, не настоящие, головные. Теперь поэтому мы прежде всего ищем уже не героя, а настоящего ». Короленко, т. 10, с. 81.

Конец декабря. Знакомит В. Н. Давыдова с пьесой «Калхас». Вернувшись от него, «усадил своих братьев за переписку». На другой день посылает два экз. пьесы, вместе с письмом, В. Н. Давыдову, который обещал послать ее в драматическую цензуру. Просит известить об отправке в цензуру, чтобы он, параллельно с пьесой, послал прошение. «Без прошения, украшенного марками, церберы читать пьесу не станут».

 С. Лазареву (Грузинскому) и И. П. Чехову законченный при них рассказ «Без заглавия» («Сказка»). М. П. Чехов везет рукопись на Николаевский вокзал для отправки (с курьерским поездом) в «Новое время». А. С. Лазарев (Грузинский). А. П. Чехов. — Чехов в восп., 1986, с. 107.

Декабрь. «В сумерках» М. М. Дюковскому. Письма, XII, 147.

Дарит И. И. Левитану свою фотографию: «Левиташе от А. Чехова».

И. И. Левитан дарит Ч. свою фотографию, с надписью: «Милому А. Чехову». ДМЧ.

Анонимная рецензия о книге «В сумерках» в ж. «Наблюдатель», № 12. Называя Ч. «писателем последней, новейшей формации, человеком восьмидесятых годов», автор особенно высоко ставит рассказ «На пути»: «в нем так хорошо и рельефно очерчен тип русского неудачника с теплым сердцем и безалаберной головою, как не удавалось его изобразить и на сотне страниц более опытным беллетристам». «Такою же сжатостью и точностью» отмечены и другие рассказы сборника. Заканчивается рецензия сравнением чеховских описаний природы с манерой Тургенева: «Русская литература будет ждать от г. Чехова более обширного и серьезного произведения».

 Н. Дмитриев (сотрудник «Развлечения») с просьбой «о самой небольшой помощи». Ч. письмом (неизв.) приглашает его к себе. Дмитриев отвечает, что не может воспользоваться приглашением (не в чем прийти) и просит передать деньги «с подателем сего письма». РГБ.

1887. В связи с предполагавшимся изданием для народного чтения рассказа «У предводительши» цензор Энгельгардт дает отрицательное заключение: «Автор говорит о панихиде и молебне как-то пренебрежительно и рисует пьяного священника и дьякона». Чехов, Лит. архив, с. 260.

Письмо (неизв.) бывшему учителю греческого языка в Таганрогской гимназии Н. Ф. Агапову: «Чехов за то, что Вы не из чехов, почтительно приветствует Вас и желает всех благ».  Ф. А-ва в записи П. Г. — «Московская газета», 1912, 20 февр. № 176.

Придя к В. А. Гиляровскому, читает «переплетенный из листов», тайно вынесенных из типографии, экземпляр его книги «Трущобные люди»: «Ну, конечно, нецензурно. Хоть ты мне бы показал, что печатать хочешь... Можно было бы что-нибудь сделать». В. А. Гиляровский. Друзья и встречи. М., 1934, с. 36—37.

М. В. Киселева дарит Ч. свою книжку «Шальная пуля» (М., 1887, серия «Библиотека-Крошка», изд. маг. «Детское воспитание») с надписью: «Основываясь на словах одного талантливого писателя (Ан. Пав. Чехова), что “в литературе, как и в армии, маленькие чины — необходимы” — я позволяю себе поднести этому писателю мое плохонькое произведение, рассчитывая на его снисходительность к маленькой, детской писательнице».  241.

 С. Лазарев-Грузинский в письме Н. М. Ежову указал на два случая заимствования Чеховым у Лейкина: «Она замерсикала» в рассказе «Размазня» (1883) повторяет лейкинское выражение «нечего мерсикать-то! Я захочу и сама намерсикаюсь!» в «Медных лбах» (1880), а рассказ Лейкина «Два храбреца» является, по его мнению, «прототипом во всех отношениях» рассказа Ч. «Пересолил». РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 257.

Во время встречи в Абастумане Н. К. Михайловский в беседе с И. И. Островским, соучеником Ч. по гимназии, говорит о Ч. «Мне было чрезвычайно приятно услышать лестный отзыв о товарище своего детства от такого крупного представителя мысли и выдающегося литературного деятеля, как Н. К. Михайловский».  И. Островского Ч. от 17 янв. 1893 г. РГБ.

Появляются в печати переводы на словацкий язык рассказа «Враги» (перев. J. Škultéty) и на чешский рассказа «Дома». В журнале «Východ» статья переводчика и критика К. Штепаника «Русская литература в 1886 г.» с разбором «Пестрых рассказов».

Показывает А. С. Лазареву (Грузинскому) свою записную книжку (не сохр.) и советует «завести себе такую же». «Это был прообраз записных книжек Чехова, позже появившихся в печати; книжечка была крайне миниатюрных размеров, помнится самодельная, из писчей бумаги; в ней очень мелким почерком были записаны темы, остроумные мысли, афоризмы, приходившие Чехову в голову. Одну заметку об особенном лае рыжих собак — “все рыжие собаки лают тенором” — я вскоре встретил на последних страницах “Степи”».  С. Лазарев-Грузинский. А. П. Чехов. — Чехов в восп., 1986, с. 107.

Знакомится через сестру М. П. Чехову с Л. С. Мизиновой (преподавательницей гимназии Ржевской). Письма М. Чеховой, с. 25.

«Рассказом неизвестного человека».

 г. Ч. заметил в письме к Л. Я. Гуревич, что «Рассказ неизвестного человека» «начал писать в 1887—88 г., не имея намерения печатать его где-либо, потом бросил...». Письма, V, 211.

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1890, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4