Летопись жизни и творчества А. П. Чехова: 1889 (часть 8)

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1889 2004. — Т. 2: 1889 — апрель 1891. — С. 5—311.


1 августа.  Р. Ляпуновой «Современная художественная литература в России», напечатанной в ж. «Коло» (Белград), № 22 (продолжение — в № 25 от 20 сентября).

Пьеса «Лебединая песня» поставлена в Щиграх на сцене театра в Городском саду труппой Товарищества артистов под режиссерством Т. Селиванова. Список пьес, авг. 1889, с. 27.

 П. Чехова упомянуто в объявлении о подписке на ж. «Артист», в числе лиц, которые «примут участие» в новом театрально-художественном журнале. СВ, № 8, отд. Объявления, с. 2.

3 августа. Ч. в письме А. Н. Плещееву просит уведомить А. М. Евреинову, что «Скучную историю» вышлет «не позже 1 сентября». «Это уж решенное дело, ибо рассказ почти готов. Несмотря на жару и ялтинские искушения, я пишу. <...> Рассказ по случаю жары и скверного, меланхолического настроения выходит у меня скучноватый. Но мотив новый. Очень возможно, что прочтут с интересом». О пьесе «Леший» пишет: «начал было дома, но забросил. Надоели мне актеры. Ну их!» Рассказывает: «У меня сегодня радость. В купальне чуть было не убил меня мужик длинным тяжелым шестом. Спасся только благодаря тому, что голова моя отстояла от шеста на один сантиметр. Чудесное избавление от гибели наводит меня на разные, приличные случаю мысли». «Каждый день собираюсь уехать и все никак не уеду. А уехать надо. Совесть загрызла. Немножко стыдно сибаритствовать в то время, когда дома неладно. Уезжая, я оставил дома унылую скуку и страх».

4 августа. Пьеса «Медведь» исполнена на сцене театра в Красном Селе артистами Александринского театра. Роли исполнили: Попова — М. В. Ильинская, Смирнов — Н. Ф. Сазонов, Лука — К. А. Варламов. «День», № 419; ПГ, 6 авг., № 213; Список пьес, авг. 1889, с. 22.

«Медведь» поставлена в Купянске в зале Городской думы труппой артистов-любителей (распорядитель — О. Левизье), а также на станции Любань — тоже любителями. Список пьес, авг. 1889, с. 9, 10.

7 августа.  Л. Леонтьев (Щеглов) в письме к Ч. отвечает на предложение выслать в Ялту Д. М. Городецкому свои книги для комиссионной продажи, что придется повременить: «все литераторы теперь разъехались».

Пишет о своем отношении к театру: «Черт Вас знает, Антуан — Вы вашими постоянными наговорами на театр совсем меня сглазили. Меня — по крайней мере, в настоящее время — вдруг совсем , а беллетристические тэмы — напротив — как крысы из щелей, так и лезут. <...> За то, что Вы меня , вот Вам стихи:

О Антуан, о Антуан!


Один роман, один роман!

Назло Щеглову пусть плодятся
Театры в городах,
“пиесу” уж не взяться,
         Увы и ах!!»

Сообщает о перемене адреса: «В середине июля совершился переход “роковой бабушки” <баронессы Клодт фон Юргенсбург> к сестрам, и это событие, имеющее в моем обиходе значение, равное отъезду из Ватикана папы Льва XIII, — заняло, разумеется, немало времени и доставило немало хлопот». Вспоминает недавние потери: «Ну и лето-то вышло нынче!.. Всё хоронить приходилось!.. Потеряли в короткий промежуток — Щедрин, Ор. Миллер, Хвощинская, Минаев... художник Н. Чехов...». Ч. ответил 29 августа. РГБ.

8 августа.  Дамбровский в письме к Ч. из Новоград-Волынска извещает о любительском спектакле «Иванов» 23 июля, посылает афишу и по поручению «всех участвовавших» приносит извинения в том, что пьеса поставлена без «предварительного согласия» автора. «Постановка такой капитальной <...> пиесы была вызвана тем всеобщим интересом, который она раньше уже возбудила среди здешней интеллигенции, познакомившейся с вашей драмой по “Сев<ерному> вест<ник>у”, а также по тем отзывам и критическим этюдам, которые были напечатаны в “Нед<еле>”, “Рус<ской> м<ысли>, “Нов<ом> вр<емени>”, и других журналах и газетах. <...> Успех пиесы был чрезвычайный <...> Исполнение, по всеобщему отзыву зрителей, в числе которых были и видавшие “Иванова” с Давыдовым и др., было более чем прилично. <...> Приношу Вам сердечную благодарность за минуты глубокого наслаждения, какие дали мне — поэзия вашей “Степи”, ваш “Иванов” и мн<огие> другие, не менее чудные вещи». РГБ.

«Шампанское» (1886) перепечатан в издании: Стоглав. Иллюстрированный календарь на 1890 год. СПб., тип. А. С. Суворина (ценз. разр. 6 июля 1889 г.). Подзаголовок: Рассказ проходимца. Подпись: Ан. Чехов. «Список изданий, вышедших в России с 1-го по 8-е августа 1889 г.» — «Правительственный вестник», 5 сент., № 194; объявление о поступлении календаря в продажу напечатано в НВ 8 авг.

В том же «Стоглаве» напечатана статья «Чехов и Короленко» (подпись: Б. П.), в которой говорилось: «...Эти два писателя приобрели известность почти в одно время — года два-три назад. Популярность их одинакова, хотя различия между ними очень определены. <...> Газета потребовала от г. Чехова особой формы рассказа, краткой и сжатой. <...> Требования газеты были искусственны, и, привыкнув к ним, г. Чехову сразу не удалось перейти к роману. Для своих рассказов г. Чехов берет сюжеты простые, положения обыкновенные, заметно предпочитая обыденные личности исключительным. <...> У г. Чехова преобладает наблюдение, у г. Короленко чувство. <...> Манера изображения г. Чехова дает фигуры, приближающиеся к типам, манера г. Короленко — портреты. Г-н Чехов до сих пор не явил своего героя, которого бы старался возвысить над средою, у г. Короленко же есть свои герои, и есть увлечения ими. Наибольшее и едва ли не единственное сходство обоих писателей — в их несомненной талантливости и добросовестности служения литературе».

 57 «Стоглава» помещены овальные портреты: «Ан. П. Чехов» и «В. Г. Короленко» (портрет Ч. — репродукция с фотографии К. А. Шапиро 1888 г.). На с. 74 напечатаны объявления о продаже в книжных магазинах А. С. Суворина книг Ант. П. Чехова: «Рассказы», «Детвора», «В сумерках», «Пестрые рассказы».

9 августа. «Предложение» поставлена впервые в исполнении артистов Александринского театра в Красном Селе (где проходили военные маневры и смотры в присутствии «их императорских величеств и всех высочеств»). Роли исполнили: Чубуков — К. А. Варламов, Наталья Степановна — М. В. Ильинская, Ломов — П. М. Свободин. ПГ, 8 и 11 авг.; НВ, 8 авг.; Список пьес, авг. 1889, с. 22.

 М. Свободин писал Ч. на следующий день: «Вчера в Красносельском театре, в присутствии его величества, разыграли мы Вашу милую шутку — “Предложение” <...> Хохот стоял в зале непрерывный. <...> Вызвали нас два раза, — чего не бывает в официально-чинном Красносельском театре. Не успели мы дойти до наших уборных, как за нами прибежали наши режиссеры и царские адъютанты: “Его величество просит артистов на сцену!” Побежали мы, выстроились. Вышел вел. князь Владимир, всех нас похвалил и всем троим подал руку. <...> “Очень, очень хорошо играли. И какая оригинальная, остроумная вещь”... Вошел на сцену государь, улыбаясь, принявши наши низкие поклоны, спросил, не очень ли мы устали, кричавши и так горячо играя, спросил у меня, шло ли у нас прежде “Предложение” и чье это; я отвечал, что идет оно у нас в первый раз; что пьеса Чехова. Государь спросил, что еще писал для сцены Чехов. “Иванов”, ответили многие голоса. Государь не сразу понял. Я дополнил: комедию “Иванов”, ваше величество. Потехин напомнил “Медведя”. “Ах, да! «Иванов», «Медведь» — этого мне не удавалось видеть — жаль!” <...> Общие поздравления “с успехом” загудели со всех сторон, и мы пошли переодеваться». См. 29 августа. РГБ; Переписка, т. 2, с. 36—37.

Дарственная надпись Ч. И. Я. Гурлянду — на книге «В сумерках» (изд. 3-е, 1889).

«Леший» и о разговорах с ним на театральные темы: «В Ялту А<нтон> Павлович> привез уже совсем отделанными два первые акта и конец четвертого. Третий акт ему решительно не давался, так что были дни, когда он говорил, что, кажется, пошлет своего “Лешего” к лешему. Одна сцена этого акта рисовалась ему вполне: сцена с пощечиной. <...> Когда в немногих словах А. П. рассказал общий план “Лешего”, я заинтересовался одним: почему центром пьесы является человек, влюбленный в леса.

— Наболевший вопрос, — коротко ответил Чехов и прекратил разговор. <...>

“Леший”, повторяю, не давался автору, хотя пьеса была очень глубоко и интересно задумана.

— Черт их знает, как они, у меня много едят! — говорил он иногда, вспоминая, что первые два акта, действительно, проходят в разговорах за едой. Но временами он успокаивал себя и говорил:

Одновременно с новой пьесой он писал тогда и новый рассказ <“Скучная история”>. <...> Но автор все время был недоволен и жаловался, что из-за этого “недоноска”, с которым надо, в силу обещаний, торопиться, он не может как следует заняться пьесою. Сколько я заметил, уже тогда сложилась у Чехова уверенность, что его истинное призвание — театр. Он подолгу и охотно говорил о технике драматургии, о своих замыслах в этой области и проч. <...> Это был период раздумья и исканья. <...> Некоторые из замечаний Чехова о технике драматургии у меня записаны.

“Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его”.

“Бессовестно со стороны авторов выводить на сцену почтальонов, околоточных надзирателей, городовых”.

“В драме не надо бояться фарса, но отвратительно в ней резонерство. Все мертвит”.

“Ничего нет труднее, как написать хороший водевиль. И как приятно написать его!..”

<...> Бывало, долгими часами сидели мы на берегу моря и говорили о литературе, о разных писателях, о журналах и газетах. “Направлений” Чехов тогда не признавал». Арс. Г. <И. Я. Гурлянд>. Из воспоминаний об А. П. Чехове. — «Театр и искусство», 1904, № 28, 11 июля, с. 520—522.

Ч. уезжает из Ялты.

«Уехал он так же неожиданно, как и приехал. Уехал рано утром, на пароходе в Феодосию <...> “Апостолы” в полном составе провожали своего учителя. <...> Сперва долго сидели с ним в городском саду и пили вино, а потом бродили по набережной и по улицам. Все были налицо: и “Усы”, и дьякон отец Василий, и поэт Шуф, и жизнерадостный хотя и глухонемой типографщик Петров, и писатель Гурлянд, и художник Чернявский и многие другие... Был среди них, разумеется, и бравый поручик Шмидт, один из самых преданных поклонников Антона Павловича». Е. М. Шаврова-Юст. А. П. Чехов... — РГБ; ср. Таганрогский сб., вып. 3, с. 276.

«Медведь» поставлена в Ковно на сцене летнего театра Рудольфа труппой артистов под управлением С. Л. Горского-Ченчи. Список пьес, авг. 1889, с. 8.

П. М. Свободин в письме к Ч. запрашивает о ходе работы над пьесой: «А что наш “Леший”?» «Где Вы? что Вы? как Вы? На Кавказе, что ли? в Крыму? за границей? Пишу на Луку и наугад. Авось, не пропадет письмо. <...> Постоянно вспоминаю время, что провел с Вами на Луке. Хорошо было». Ч. ответил в середине августа.  2, с. 37.

Возвращается в Сумы, где семья готовилась торжественно, с иллюминацией отметить день именин (15 августа) М. П. Чеховой. Письма, III, 235; письмо М. П. Чехова к Г. М. Чехову от 19—20 июля — ГЛМ, 3640/24.

12 августа.  К. Миткевичу: «Простите, что так долго не отвечал на Ваше письмо. <...> Против Вашего желания перевести моего “Медведя” я ничего не имею». См. октябрь 1893 г. Письма, III, 235.

13 августа.  А. Лейкину на письмо от 30 июля: «Разъезжая по провинции, я приглядывался к книжному делу. Нахожу, что поставлено оно отвратительно. Торговля нищенская. Половина книгопродавцев кулаки или прямо-таки жулики, покупатель невоспитанный, легко поддающийся обману, откровенно предпочитающий в книгах количество качеству. <...> Из туземцев я встретил только одного благонадежного и вполне порядочного издателя-книгопродавца, которого рекомендую Вашему вниманию. Его адрес: “Ялта, Даниил Михайлович Городецкий”. <...> Он просил Вас выслать ему по 25 экз. всех Ваших изданий. Если вышлете, то ничего не проиграете. Я за него вполне ручаюсь <...> Его условия: 40%, а для рублевых книг 30%. Пошлите ему 25 экз. “Пестрых рассказов” и столько же Пальмина. Баранцевичу я буду писать особо». «Кстати, о “Пестрых рассказах” <...> Я должен Вам или Вы мне? Если второе, то не пришлете ли мне за спасение души малую толику? Я нищ и убог».

В письме к брату Александру Павловичу просит забрать из магазина «Нового времени» 25 экз. «В сумерках» и 25 экз. «Рассказов» и выслать их в Ялту на имя Д. М. Городецкого.

«в книжном складе Д. М. Городецкого в Ялте» было помещено в изданном им в ноябре 1889 г. «Крымском календаре» на 1890 г.

А. Н. Плещеев пишет Ч.: «Жаль мне очень, что вы не продолжали летом романа. Все ждут от вас именно романа». Собирается «сегодня же» известить А. М. Евреинову о предстоящем скором получении «Скучной истории». «А ваши рассказы 3-м изданием выходят? Ну как же вы не Потемкин!»

 Д. Боборыкиным: «Он осведомлялся у меня о вас и хотел вам писать... едва ли не написал уже, в Сумы. Он от вас в безумном восторге, считает вас самым даровитым из всех ныне существующих беллетристов (и, между прочим, куда даровитее Короленко)! Вам, конечно, известно, что он заведует репертуарной частью горевского театра. <...> Боборыкин желает приобресть все ваши маленькие пьески». Просит обратить внимание на переведенные им «Воспоминания и заметки Людовика Галеви», напечатанные в «Русских ведомостях»: «Все читавшие их ужасно одобряли. Мне бы хотелось, чтоб вы прочли». Ч. ответил 3 сентября. РГБ (год в дате письма проставлен рукой Ч.); Слово, сб. 2, с. 266—269.

 М. Городецкому. См. 18 августа.

Середина августа.  М. Свободину на его письмо от 10 августа. См. 19 августа.

 С. Мережковским в статье «Старый вопрос по поводу нового таланта» (см. начало ноября 1888 г.) вызывает несогласие у журнального обозревателя «Русской мысли» (№ 8). Откликаясь на публикацию новой заметки Мережковского «Рассказы Вл. Короленко» в майской книжке «Северного вестника» (см. начало мая), анонимный обозреватель подвергает сомнению выдвинутую Мережковским в прежней статье «своеобразную теорию», по которой вся художественно-литературная деятельность делится на «накопляющую» и «распределяющую», и не соглашается с тем, что «на основании этой теории г. Чехов пришелся в разряд писателей-теоретиков, “накопляющих” красоту, а о г. Короленко было упомянуто как о писателе “распределяющем”, прикладном».

16 августа. «Иванов» поставлена в Ростове-на-Дону на сцене летнего театра в саду «Эрмитаж» труппой артистов под управлением Е. В. Любова.  17.

18 августа.  М. Городецкий отвечает Ч. из Ялты на неизв. письмо (около 15 августа): «Большое спасибо за письмо и за хлопоты Ваши о моих делах. Насчет того, что мы не успели поговорить — жаль и мне. Но если найдется у Вас время — напишите иногда, я с удовольствием прослушаю Ваши замечания, не всегда правильные, но всегда интересные (я бы сказал “характерные”). <...> С нетерпением ожидаю книжек. В выписке из письма Щеглова <письмо к Ч. от 1 авг.> не понимаю только одного: почему же он сам не посылает книжек, когда он-то дома?» Сообщает о Шавровых: «Барышни спрашивали у Петрова известий о Вас. Петров сознался мне, что успел у Вас сделать “перехватку” и уже просит выручить его». РГБ.

Г. В. Панова пишет Ч. из Москвы: «Охотно исполняю данное Вам, Антон Павлович, обещание: высылаю свой портрет. Ваш надеюсь скоро получить от Вас лично». РГБ.

 Е. Чехов пишет Ч. из Москвы: «От тебя письма мы ни одного не получили с тех пор, как ты уехал в Киев, Одессу, а потом в Ялту. А я 14 июля послал в Париж на имя твое письмо по адресу, который ты мне дал. <...> Посылаю письмо из Севастополя на имя твое». РГБ.

П. М. Свободин отвечает на неизв. письмо Ч.: «Если бы Вы знали, Antoine, какое удовольствие доставляет мне каждое полученное от Вас письмо, то Вы, конечно, включили бы в число Ваших обязанностей писать мне чаще и больше <...> Так вот как Вы проводили время в Одессе и Ялте!.. Не-про-сти-тель-но! На 700 рублей где бы Вы ни перебывали, чего бы ни увидели, ведь Вы за границей-то не были, ах Вы злодей, злодей! Италию, Рим променять на разные Ланжероны и Дерибасовские улицы... Смеетесь Вы, а самому в душе, я думаю, порядочно-таки досадно на себя? Сдается мне, что так провести время, как Вы проводили его в Одессе и Ялте, можно бы с одинаковым успехом не ездивши так далеко, провести его и в Сумах, при труппе артиста Соборнова-Райского». Будет ждать октябрьской книжки «Северного вестника»: «желаю узнать, почему это Вы предрекаете, что вещь <“Скучная история”> мне не понравится. Наперед говорить, конечно, нельзя ничего, но думаю, что если там найдется то, что должно быть у писателя, которого Л. Толстой назвал “вдумчивым”, то почему же не понравится?» Как и в прежних письмах, снова вспоминает Луку: «Я воображаю, что за прелесть на Луке в осенние дни, в утра с холодком, с красивыми тонами на уцелевших листьях на тополях и кленах, как хорошо на реке, как хорошо на горе в саду над развалинами винокуренного завода... нет, право, не переезжайте... Эх, был бы я свободный человек, я бы приехал к Вам на Луку убеждать Вас не спешить в город и сам зажился бы там с Вами». Письмо было отправлено вместе с письмом от 21 августа. РГБ; Переписка, т. 2, с. 38—39.

«Московский листок» публикует сообщения об отправке из московской центральной пересыльной тюрьмы в Одессу отдельными группами второй в текущем году партии ссыльнокаторжных арестантов для высылки на Сахалин (27 августа на «Петербурге» отправлено 572 арестанта, 29 августа — 94 чел. сопровождающих их жен и детей).

«Медведь» поставлена в Екатеринославе на сцене летнего театра в Городском саду труппой артистов под режиссерством Н. Н. Синельникова.  6.

О пьесе «Леший» сообщается в «Новостях и Биржевой газете»: «Антон Чехов оканчивает новую драму под названием “Леший”. Принимая во внимание, что уже существуют пьесы: “Наши ведьмы”, “Домовой шалит”, “Не так страшен черт, как его малюют”, — нельзя не сознаться, что в современной драматической литературе сильно сказывается влияние “нечистой силы” и, так сказать, “дьявольское наваждение”». Сообщение перепечатали и другие газеты.

«Иванов» поставлена в Томске для открытия театрального сезона.

«успевшей обойти все театры и, наконец, проникнуть в далекую Сибирь», напечатано в Петербурге.  249.

П. М. Свободин пишет Ч. (посылая одновременно письмо от 19 августа): «Если Вы успели уже прочесть газеты, то знаете, что в третий по открытии спектакль <15 сентября> идет “Иванов”, а если не успели прочесть, так вот именно имею честь доложить Вам об этом». Замечает по поводу намерения администрации Александринского театра давать по утрам в воскресные и праздничные дни спектакли для учащейся молодежи: «Это, конечно, хорошо, но не нашему вялому и неумелому начальству справиться с этим; путаница, остановки спектаклей, перемены, заболевания артистов от утомления — неизбежны». Откликается на открытие двух новых московских театров — Е. Н. Горевой и М. М. Абрамовой: «...Целое нашествие театров на Москву... <...> А думается мне, что всех этих театров “плебс не выдержит”... как Вы полагаете?» «Киселевский — ничтоже сумняшеся — взял да ушел к Абрамовой. И что это за Абрамова, откуда взялась, и что за правоспособность ее на театр — ничего не известно. Известно только, что деньги Саввы Мамонтова, а отсюда и все остальные соображения по сему предмету». РГБ.

22 августа. «Предложение» сообщается в печати, что эта «одноактная комедия г. Чехова» имеется в портфеле дирекции московского драматического театра Е. Н. Горевой. МВед., № 231.

24 августа.  В. Билибин пишет Ч., что «водевиль “Предложение” шел летом в Красном селе и имел успех. Свободин в роли жениха был, говорят, бесподобен. Государю очень понравилось». РГБ.

 Д. Боборыкин благодарит Ч. за «Предложение»: «Это очень веселая вещь. Мы приступаем к ее разучиванию. Роли распределены так: отец — Волховской, дочь — Велизарий, жених — Сашин. Последние два сюжета с талантом. С нашей труппой Вы, вероятно, совсем не знакомы, почему я и позволяю себе, как заведующий репертуаром, предложить Вам исполнителей — заочно. Когда Вас ждать в Москву? Мы начинаем в первых числах сентября». Ч. ответил в конце августа. РГБ.

«очень кратком директорстве в театре Горевой»: «В числе рукописей и гектографных экземпляров я нашел случайно тетрадку с пьеской “Предложение”. Я тотчас же назначил ее к разучиванию и написал Чехову».  Д. Боборыкин. Встречи с Чеховым (Из запаса памяти). — Машинопись. РГАЛИ.

А. Н. Плещеев в письме к В. Г. Короленко сообщает: «Чехов недавно писал мне. <...> Мне жаль, что он не продолжает романа, первые три главы которого я читал. Они мне понравились».  1, с. 103.

«Новом времени» (№ 4846, отдел Субботники) напечатан рассказ Е. М. Шавровой «Софка», отредактированный Ч.

Н. А. Лейкин отвечает Ч., что точного расчета «за данные Суворину на комиссию “Пестрые рассказы”» еще нет — «ни по книжным магазинам, ни по железным дорогам». «Впрочем, если мне и не удастся посчитаться по продаже Ваших книг в нашей бухгалтерии <...>, то я все-таки вышлю Вам в первых числах сентября деньги по приблизительному счету. Думаю, что Вам должно прийтись рублей 100». Соглашается послать «Пестрые рассказы» и другие книги в ялтинский магазин Д. М. Городецкого, но с определенными условиями. Недоумевает, почему Ч. отказался от путешествия за границу: «...Просто руками разводил от удивления, как это можно поехать за границу, доехать до границы и свернуть в сторону, не попав за границу. Что за слабость характера!» РГБ.

Пьеса «Медведь» поставлена в Торжке на сцене театра гостиницы купца Горохова труппой Товарищества артистов под управлением А. И. Ахалина. Список пьес, авг. 1889, с. 24.

«О вреде табака» разрешена драматической цензурой к представлению на сцене — по тексту литографиров. издания московск. Театральной библиотеки Е. Н. Рассохиной. См. между 1 и 8 сентября. Цензорская «скрепа» секретаря драматич. цензуры на обложке экземпляра с регистрац. штампом 28 августа 1889 г.: «С подлинным рукописным верно. А. Крюковский», «Вкл<ючить> в Пр<авительственный> в<естник>». — СПб. ГТБ, № 44822; «Алфав. список драматич. соч., рассм. с 16 по 23 авг. 1889 г.» — «Правительственный вестник», 8 сент., № 198; «Книжный вестник», № 9, стлб. 432; «Артист», кн. 2, окт., с. 144.

Ч. сообщает И. Л. Леонтьеву (Щеглову): «Пишу теперь повестушку <“Скучная история”>, которую публика узрит в печати не раньше ноября. В сей повести, изображая одну юную девицу, я воспользовался отчасти чертами милейшего Жана. <...> Мне пишут, что в “Предложении”, которое ставилось в Красном Селе, Свободин был бесподобен; он и Варламов из плохой пьесёнки сделали нечто такое, что побудило даже царя сказать комплимент по моему адресу. Жду Станислава и производства в члены Государственного совета». Радуется, что Леонтьев «охладел к Мельпомене» и вернулся «в родное лоно беллетристики»: «Теперь Вы будете писать по одной пьесе в 1—2 года, иметь успех и считаться все-таки не драматургом, а беллетристом. Так и нужно. Я бы лично бросил театр просто из расчета: драматургов 300, а беллетристов почти совсем нет». Спрашивает: «Где Баранцевич? Если встретитесь, то попросите его, чтобы он прислал мне свой адрес. <...> Видаетесь ли с Билибиным? Очень милый и талантливый парень, но под давлением роковых обстоятельств и петербургских туманов превращается, кажется, в чиношу».

П. А. Сергеенко в шутливом обращении к Ч., написанном от лица агента Общества страхования и транспортирования кладей «Графит» Анатолия Соловейчика, сообщает, что при этом посылается этюд «хатки» и фотографическая карточка. «Для Вашего Превосходительства изготовляется небольшая картинка в той же мастерской...». «Ввиду Вашего неведения относительно особенностей живописи, “хатки” рекомендуются быть помещенными не в золоченую раму, а в черную». Просит «распорядиться о высылке своей карточки». «Мед приготовлен, но будет отправлен, если случится оказия». Вверху письма изображено объявление в «Новом времени» о выходе в свет «Рассказов» Ч. (см. между 15 и 23 июня). РГБ.

Пьеса «Медведь» поставлена в Рязани труппой Товарищества московских артистов (режиссер — А. Черепанов).  17.

Ч. в письме (неизв.) казначею Общества любителей российской словесности А. Е. Носу извещает о сборе денег по Подписному листу № 1477 на сооружение памятника Гоголю в Москве. См. 19 мая и 1 сентября.

 М. Шаврова пишет Ч. из Ялты: «Спешу от души поблагодарить Вас, Антон Павлович, хотя рискую, может быть, попасть в число “современных Татьян” <ср. 10 марта 1891 г.>. Идиллия “Софка” была напечатана 26-го августа в Субботниках. Этим я обязана исключительно Вам. Не смейтесь, пожалуйста, хотя это, пожалуй, и глупо и смешно, но — я была ужасно рада этому». РГБ.

«Предложение» напечатано сообщение московского корреспондента, что этой комедией-шуткой откроется сезон в театре Е. Н. Горевой. «Новости и Биржевая газета», № 239.

Ч. посылает письмо (неизв.) в Москву П. Д. Боборыкину.

«В ответном письме своем А<нтон> П<авлович> высказал несколько особенно лестных вещей по моему адресу, заверяя меня, что он был с юных лет моим усердным читателем. Письмо это, если оно не хранится в моих бумагах, в Петербурге, то было мною — весьма возможно — подарено одному из наших коллекционеров».  Д. Боборыкин. Встречи с Чеховым (Из запаса памяти). — Машинопись. РГАЛИ.

Август.  А. Суворину в Ялту (письмо неизв.) относительно сумской продавщицы книг, у которой будто бы обнаружилась растрата. Суворин отвечает: «Будьте добры успокоить эту барыню и скажите, что она останется на месте». См. 22 февраля 1891 г. Сообщает: «“Стоглав” вышел с Вашим портретом и по получении пошлю три экземпляра, с закладкой на месте Вашего портрета фарфоровым барышням».

Август. В «Русском сатирическом листке» (№ 31) воспроизведен этюд Н. П. Чехова «Веселое занятие» (с пометой: «Собственность редакции»), на котором изображен А. П. Чехов за бутылкой вина.

«Он выпил») первоначально был помещен в 1882 г. в журнале «Москва».

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4
Раздел сайта: