Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1887 (часть 4)

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1887 2000. — С. 280—364.


1887

Дарит книгу «В сумерках» «другу и пациенту» Ф. О. Шехтелю: «такому же талантливому, как и я (?!?)».

19 сентября. Л. Н. Трефолев благодарит за подарок — книгу «В сумерках» и в ответ предлагает прислать «библиографическую редкость — “Уединенного пошехонца”» (см. 30 сентября). «Честное слово, мои вирши ничего не значат пред вашими “вещицами”. Они <...> Дети мои, вкупе с родителями, волновались и плакали над Вашим “Событием”». Просит прислать фотографию. РГБ.

20 сентября. Посылает книгу «В сумерках» М. В. Киселевой, с дарственной надписью: «Детской писательнице в знак глубокого уважения от детского врача». Письма, XII, 148.

Работает над комедией «Иванов». «Пьесу я написал нечаянно, после одного разговора с Коршем. Лег спать, надумал тему и написал. Потрачено на нее 2 недели или, вернее, 10 дней, так как были в двух неделях дни, когда я не работал или писал другое». Письма, II, 125, 128—129.

Работая над пьесой, «повесил на дверь аншлаг “очень занят”». А. Грузинский. Шипы и тернии в жизни Чехова (Из моих воспоминаний). — «Южный край», 1904, 18 июля, № 8155.

«Свадьба» напечатан в «Петербургской газете», № 259. Подпись: А. Чехонте.

22—25 сентября. Н. П. Чехов живет в доме на Садовой-Кудринской.

25 сентября.  П. Чехова получить гонорар в «Петербургской газете» за три рассказа, напечатанные в сентябре, и заказать там объявление о книге «В сумерках». Письма, II, 120—121.

«В сумерках» печатает статью «Рассказы г. Чехова» в рубрике «Критические очерки» В. Буренин («Новое время», № 4157). Полемизирует со статьей в № 9 «Северного вестника»: «...Произведения Чехова вообще чужды всяких приходско-журнальных тенденций и в большинстве обнаруживают вполне свободное отношение автора к делу искусства, в большинстве руководствуются только одним направлением: тем, какого требует художественная правда...». Имея в виду отзыв В. А. Гольцева (см. 1 сент.), пишет: «Вникая в эти маленькие, краткие по форме, но очень полные по содержанию и очень выработанные вещи, удивляешься оригинальному искусству автора, да еще тому, что приходско-журнальная критика в таких законченных вещах усматривает неполноту и поверхностность». Считает, что Ч. «заметили, о нем начали говорить только с тех пор, как появились его рассказы на столбцах “Нового времени”. А ведь и прежде можно было бы заметить: он давал под разными псевдонимами такие же талантливые и живые вещи, какие дает и теперь». Называет Ч. «русским Брет Гардтом». Высоко оценивает описания природы. «Егерь», например, может стать «наряду с лучшими рассказами «Записок охотника». См. 28 сентября и 6 или 7 октября.

Около 25 сентября. О книге «В сумерках» сообщается в заметке «Хроника» ж. «Сверчок» (№ 36). Подписано: Сверчок (М. А. Вернер).

«Тенденциозный Антон» помещает в ж. «Развлечение» (№ 36, ценз. разр. 25 сент.) Аристарх Премудров (А. М. Пазухин). См. 8 и 21 октября.

26 (?) сентября. Извещает Ф. О. Шехтеля, что «вчера вечером» Н. П. Чехов «улетучился». Письма, II, 123.

 П. Чехову от 25 сент.

26 или 27 сентября. У Ч. В. Г. Короленко. Письма, II, 126.

«несколько рассеянным, недовольным и как будто утомленным». «Он вышел из своего рабочего кабинета, но удержал меня за руку, когда я, не желая мешать, собрался уходить. — Я действительно пишу и непременно напишу драму, — сказал он. — “Иван Иванович Иванов”... Понимаете? Ивановых тысячи... обыкновеннейший человек, совсем не герой... И это именно очень трудно... Бывает ли у Вас так: во время работы, между двумя эпизодами, которые видишь ясно в воображении, — вдруг пустота...»

 П. Буренина в «Новом времени». См. 6 или 7 окт.

Короленко приглашает Ч. сотрудничать в «Северном вестнике» и советует писать большую вещь. Вспоминая обещание сотрудничать в «Северном вестнике», данное А. Н. Плещееву, Ч. «выразил некоторое колебание». «По его словам, он начинал литературную работу почти шутя, смотрел на нее частью как на наслаждение и забаву, частью же как на средство для окончания университетского курса и содержания семьи.

— Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы?.. Вот. — Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мною и сказал: — Хотите — завтра будет рассказ... Заглавие “Пепельница”».  37—38.

27 сентября.  А. Лейкин в письме советует «вымаклачить» в «Будильнике» даровые объявления о «Пестрых рассказах». «Там должны поставить объявления, хоть за то, что так беззастенчиво злоупотребляли Вашим именем в том номере, где говорилось о солнечном затмении» (см. 9 августа). Ч. ответил 7 октября. РГБ.

28 сентября. «Беглец» напечатан в «Петербургской газете», № 266. Подпись: А. Чехонте.

Посылает М. В. Киселевой вырезку из «Нового времени» со статьей В. Буренина (см. 25 сент.) и просит сохранить: «Приеду зимой и возьму ее». Пишет, что «почти ежедневно» читает рецензии о своей книге: «привык к ним, как Вы, должно быть, уже привыкли к шуму дождя». О жизни же своей может сказать так: «Ни денег, ни здоровья, ни радостей, а так, черт знает что...». Шутит по поводу рецензии в «Правительственном вестнике» (см. 12 сент.): «Стало быть, моя литература имеет теперь некоторым образом правительственную санкцию: если Алексею Сергеевичу вздумается хулить мои произведения, то он рискует попасть в Петропавловскую крепость». Письма, II, 121—122.

 П. Гнедич приглашает Ч. сотрудничать в ж. «Север», начинающем выходить с января 1888 г.: «Кружок русских писателей и художников сгруппировался в редакции “Севера” для издания чисто русского журнала, с полным отсутствием иностранного элемента. Быть может, Вы не откажетесь примкнуть к нам». РГБ.

Соглашается сотрудничать в ж. «Север» (письмо неизв.). См. 1 октября.

30 сентября. Отвечая Л. Н. Трефолеву, просит прислать и фотографию, и «Уединенного пошехонца» (журнал, выходивший в Ярославле в 1786—1787 гг. и переизданный Трефолевым в 1886 г.). Пишет, что портрет Трефолева «не раз видел у Лейкина и, кажется, у Пальмина». Приглашает к себе: «Живу я в Кудрине, против 4-й женской гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный, т. е. красный». Пишет, что как врач принимает ежедневно от 12 до 3 часов; «для литераторов же мои двери открыты настежь день и ночь». Посылает свою фотографию (неизв.).

Сентябрь. Посылает Я. А. Корнееву (вместе с запиской) тарелку, расписанную М. П. Чеховым. Письма, II, 124.

 В. Дризен вспоминал: «Как сейчас вижу благообразную, почти библейскую фигуру старца-поэта А. Н. Плещеева, беседующего со мной по поводу книжки “В сумерках”, только что выпущенной Сувориным. “Когда я читал эту книжку, — сказал Плещеев, — передо мной незримо витала тень И. С. Тургенева. Та же умиротворяющая поэзия слова, то же чудесное описание природы...” Особенно нравился ему рассказ “Святой ночью”». Н. В. Дризен. Чехов и его пьесы. — «Возрождение», Париж, 1929, 15 июля.

Сентябрь — первая половина октября.  М. Ежов.

Об одном из своих посещений Ч. Ежов позже вспоминал: «Однажды, собравшись к автору только что выпущенной книжки “В сумерках”, я подошел к его квартире. Чехов тогда жил на Кудринской Садовой, в доме доктора Корнеева, и окна его кабинета выходили в палисадник и на двор. Я заглянул в окошко — и остановился.

Я долго глядел на него. Красивые волосы волнами падали ему на лоб, он положил перо, задумался, и вдруг... . Эта улыбка была особая, без обычной доли иронии, не юмористическая, а нежная, мягкая. И я понял, что это была улыбка счастья, — беллетрист, творя, набрел на удачный тип, образ, фразу, и это доставило ему те радостные переживания, которые только пишущим понятны...

Я не захотел своим появлением помешать работе талантливого писателя. Я медленно отправился домой и думал, идя по улицам:

“Чехов будет большим писателем! Все за него: и талант и уменье подолгу трудиться”.

». Н. М. Ежов. Алексей Сергеевич Суворин. — ИВ, 1915, т. 139, № 1, с. 117.

1 октября. П. П. Гнедич благодарит за согласие сотрудничать в ж. «Север» и просит прислать «небольшой рассказ»: «Вы интересуетесь программой и духом “Севера” <...>. Ничего тенденциозного, узкого, партийного. Больше шири, света, простора и искусства. Программа наша — та программа, которой <...> задались Вы в ваших чудесных рассказах: найти свет и тепло там, где по видимому все и бледно и холодно...». РГБ.

«Север» начал выходить (в Петербурге) в 1888 г. Ч. печатался там лишь в 1892 г. (когда редактором стал В. А. Тихонов).

Ал. П. Чехов отвечает на письмо от 25 сент. Сообщает, что Суворин в Петербурге. В. К. Петерсен («тот самый полковник, которого при тебе распек на Невском генерал») «в длинной беседе доказывал всему редакционному составу, что ты великая сила, но что он боится, что ты, рисуя только одни эскизы, растеряешь эту силу и не создашь большой картины. От твоего “Беглеца” все в восторге». Книга «В сумерках», «по наведенной справке, идет прекрасно». Ч. ответил 6 или 7 октября. Письма Ал. Чехова, с. 174.

После 1 октября.  В. Киселева отвечает Ч. на его сетования в письме 28 сент.: «А слава! Чего Вам еще нужно? От Вашей головы идет такое сияние, что нам, бедным, приходится щуриться да вдобавок еще и ощущать сильный недостаток всех поименованных Вами благ. Кто же счастливее?» Относительно рецензии в «Новом времени» (см. 28 сент.) пишет: «Рецензию прочла и нахожу, что Буренин и я». А. С. Киселев в приписке добавил: «Не увлекаясь славою — пишите и пишите больше». РГБ; Переписка, т. 1, с. 269—270.

После 2 октября.  С. Суворину с рекомендацией Я. А. Корнеева в качестве возможного сотрудника «Нового времени»: «...расписал <...> вовсю, без зазрения совести <...> написал: “на Дону и среди студенчества <...> пользуется большою популярностью”».

Извещает Я. А. Корнеева, что его поручение исполнено (см. 9 сентября).

Начало октября.  С. Киселеву. См. 10 октября.

3 октября. О книге «В сумерках» (не дочитав еще до конца) пишет Чехову А. С. Киселев: «“Мечты” пока лучший из всех рассказов». Сообщает, что столяр берется сделать письменный стол (2½ аршина длины и 1¼ ширины) за 35 рублей. РГБ.

«Иванов»), приглашает Н. М. Ежова «во вторник, этак в десятом часу утра. У нас позавтракаете и пообедаете». См. 6 октября. Письма, II, 125.

 С. Лазарев (Грузинский) в письме к Н. М. Ежову высказывает разные предположения, кто может быть автором пасквильного рассказа «Тенденциозный Антон» в «Развлечении» (см. 25 сентября); думает, что Аристарх Премудров — не А. М. Пазухин, а Дорошевич или Н. А. Хлопов. Полагает, что Ч. хорошо бы сделал, если бы ответил в «Осколках»: «не потому, чтобы глупость была уж очень обидна, а просто потому, что он ответит, вероятно, остро и можно будет посмеяться и с удовольствием прочесть его статью». Отзывается о «Свадьбе»: «прекрасный рассказ». РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 227.

Ч. публично на пасквиль отвечать не стал. См. 21 октября.

5 или 9 октября. «Парадиз», где гастролирует украинская труппа М. Кропивницкого. Смотрит М. К. Заньковецкую в роли Харитины («Наймичка» Кропивницкого) или, скорее, в ее бенефисном спектакле «Бесталанна» (пьеса Карпенко-Карого). «Новости дня», 1887, № 275.

6 октября. У Ч. Н. М. Ежов.

«На столе лежала толстейшая тетрадь, четко, красивым и своеобразным почерком Чехова переписанная. А. П. был молчалив и как будто не в духе. Нам никто не мешал. Мы уселись, — Чехов напротив меня. Я прочел “Иванова” от начала до конца, без перерыва». Во время чтения Чехов «слушал и все время молчал <...> очевидно, взвешивая и оценивая им самим написанное». Когда чтение кончилось, Чехов, «пасмурный, задумчивый, долго молчал. Наконец проговорил: — Я надеюсь на Давыдова и Киселевского... Эти артисты меня не подведут...». Н. М. Ежов. Юмористы 80-х годов прошлого столетия. — РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 1, л. 9.

 М. Ежову — «компатриоту по осколочной части» — книгу «В сумерках». Письма, XII, 149.

В письме к Ал. П. Чехову сообщает об оконченной комедии: «Пьеса у меня вышла легкая, как перышко, без одной длинноты. Сюжет не бывалый». Собирается поставить ее у Корша («если последний не будет скуп»). Просит в театральной хронике «Нового времени» поместить «коммерческую» заметку: «А. П. Чеховым написана комедия “Иванов” в 4-х действиях. Читанная в одном из московских литературных кружков (или что-нибудь вроде), она произвела сильнейшее впечатление. Сюжет нов, характеры рельефны и проч.». См. 9 октября. Благодарит В. П. Буренина за рецензию о книге «В сумерках»: «Передай ему, что рецензию читал я вместе с Короленко, который вполне согласен с ним. Рецензия превосходная, но г. Буренину не следовало бы в ложку меду лить бочку дегтю, т. е., хваля меня, смеяться над мертвым Надсоном». Просит передать В. П. Буренину и А. С. Суворину, что у него был Короленко: «Я проболтал с ним три часа и нахожу, что это талантливый и прекраснейший человек. Скажи, что, на мой взгляд, от него можно ожидать очень многого». Письма, II, 125—126.

 Н. Давыдову и дает ему для прочтения пьесу «Иванов». А. Плещеев. Что вспомнилось. Актеры и писатели, т. III, СПб., 1914, с. 113—114.

Позднее Давыдов вспоминал: «Вернувшись из театра, сел читать. Ужасно мне пьеса понравилась. Едва дождался утра и бросился к Антону Павловичу на квартиру <...> Застал его дома и тут же категорически заявил, что “Иванова” надо непременно играть»; «...всю ночь читал, не мог оторваться...». В. Н. Давыдов. Кое-что о Чехове. — РИИИ.

«Я не помню, чтобы другое какое-либо произведение меня так захватило, как это. Для меня стало ясно до очевидности, что предо мною крупный драматург, проводящий новые пути в драме». «У В. Н. Давыдова» — «Одесские новости», 1904, 12 июля, № 6362. Подпись: Ъ.

7 октября. Пишет Н. А. Лейкину: «Наверное, Вы сердитесь, что я не шлю рассказов. Увы, я никуда не шлю их!». Ничего не говоря о работе над «Ивановым», объясняет молчание так: «То болею, то хандрю; время пропадает даром, а денег нет. Вообще положение не из аховых». «В тяжкие минуты безденежья» отдал бр. Вернерам полтора десятка мелких рассказов (за 150 руб.). Сообщает, что «задачу для подписчиков придумывал», но «еще подумает». (Написано не было.) Хвалит сценку Лейкина «Айвазовский» (ПГ, 24 сент.), которую передал «своему домохозяину» (т. е. доктору Я. А. Корнееву), а тот отнес «в Клиники, где и читал вслух». Но критикует сценку «На охоте» (ПГ, 23 сент.). Не соглашается «вымаклачить» у «Будильника» бесплатное объявление о книге («Пестрые рассказы»). «Будильниковцы мне приятели, но одолжаться у них я не хочу и не могу <...> просить же у Левинского для меня нож». Собирается перед Рождеством напечатать объявление «во всех московских газетах». Сообщает, что у него «часто» бывает Ежов: «Хороший парень».

У Ч. В. Н. Давыдов. Убеждает его поставить «Иванова».

«Уговаривал его Владимир Николаевич целый час. Наконец, уломал. — Берите... берите, — сказал Чехов, — берите на свою ответственность... вы будете виновником провала».  Плещеев. Что вспомнилось. Актеры и писатели, т. III, СПб., 1914, с. 114.

Около 7 октября.  П. Чехов относит по поручению брата в театр Корша пьесу «Иванов». Вл. Гиляровский. Заметки. Накануне у М. П. Чеховой. — «Голос Москвы», 1910, 17 янв., № 13; Чехов в восп., 1960, с. 113.

А. С. Лазарев (Грузинский) снова пишет Н. М. Ежову о литературных врагах Ч.: автором пасквильного рассказа в «Развлечении» может быть и Пазухин, которого Ч. «несколько раз прохватил» в «Осколках московской жизни». РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 233.

 Л. Леонтьев (Щеглов) делает надпись на обороте шмуцтитула своей книги «Гордиев узел. Роман» (СПб., 1887): «По случаю увенчания Антуана Чехова Академией наук.


Наш “газетный атаман”,
Пусть прославит наш роман
И наполнит свой карман...»

ТМЧ; Чехов и его среда, с. 314.

9 октября. Газета «Новое время» извещает: «Ан. П. Чеховым, как мы слышали, написана комедия в четырех действиях, под заглавием: “Иванов”. Сюжет пьесы нов. Первая постановка на сцене предполагается в Москве». Первое упоминание о пьесе в печати.

 П. Чехов пишет Ч.: «Известие о твоей комедии “Иванов” встречено в редакции весьма сочувственно. Ждут чего-то великого. Петерсен ликует». Сообщает, что жена К. А. Скальковского переводит «В сумерках» на французский язык. Хорошая продажа книги «потянула за собою» и «Пестрые рассказы»: в октябре продано 81 экз.  Чехова, с. 177—179.

10 октября. А. С. Киселев, отвечая Ч., пишет, что будет читать «В сумерках» и «полную критику» напишет, когда будет «в ударе». Сообщает о бабкинской школе. Спрашивает, чем кончилась беседа М. П. Чеховой с В. Г. Короленко: «Вы не умеете взяться за это дело, девушке надо доказать, что она должна выйти замуж и не капризничать». РГБ.

Приглашает в цирк В. А. Гиляровского; если же тот не собирается идти, то просит одолжить «сезонный билетик (идем я и Иван)».

Около 10—12 октября. «Холодная кровь»): «Царапаю субботник, но с грехом пополам и на тему, которая мне не симпатична. Выйдет плох, но я все-таки пошлю его». Письма, II, 128.

10, 11 или 12 октября.  П. Чехову о комедии «Иванов»: «О достоинствах пьесы судить не могу. Вышла она подозрительно коротка. Всем нравится. Корш не нашел в ней ни одной ошибки и греха против сцены <...> Сюжет сложен и не глуп. Каждое действие я оканчиваю, как рассказы: все действие веду мирно и тихо, а в конце даю зрителю по морде. Вся моя энергия ушла на немногие действительно сильные и яркие места; мостики же, соединяющие эти места, ничтожны, вялы и шаблонны. Но я все-таки рад; как ни плоха пьеса, но я создал тип, имеющий литературное значение, я дал роль, которую возьмется играть только такой талант, как Давыдов, роль, на которой актеру можно развернуться и показать талант...». И далее: «В пьесе 14 действующих лиц, из коих 5 — женщины. Чувствую, что мои дамы, кроме одной, разработаны недостаточно». Жалеет, что не может почитать свою пьесу Ал. П-чу: «Ты человек легкомысленный и мало видевший, но гораздо свежее и тоньше ухом, чем все мои московские хвалители и хулители. Твое отсутствие — для меня потеря немалая». О своем душевном состоянии пишет: «Я болею и хандрю, как курицын сын. Перо из рук валится, и я вовсе не работаю. Жду в близком будущем банкротства. Если не спасет пьеса, то я погиб во цвете лет. <...> Писать , а все, что пишу, выходит дрянью. Энергия — фюйть! <...> Темы есть, а остального прочего кот наплакал». Просит спросить Суворина или Буренина: «возьмутся ли они напечатать вещь в 1500 строк?» Если да, то обещает прислать «роман в 1500 строк, не скучный», который, однако, «в толстый журнал не годится, ибо в нем фигурируют председатель и члены военно-окружного суда, т. е. люди нелиберальные». «После твоего ответа я быстро перепишу начисто и пошлю». (Остается неизвестным.) Сообщает, что его приглашают сотрудничать толстые журналы: «Север», «Русская мысль» и «Северный вестник». «Суворин сделал бы недурно, если бы прибавил гонорару. <...> Я себя обкрадываю, работая в газетах...». Пишет об артистке М. К. Заньковецкой: «...страшная сила! Суворин прав. Только она не на своем месте». Письма, II, 127—129.

13 октября.  П. Чехов пишет, что «не след» спрашиваться, присылать ли роман в 1500 строк: «Присылай хоть 6000 — будет напечатано и забраковать не посмеют». Письма Ал. Чехова, с. 179.

15 октября. Отправляет книгу «В сумерках» В. Д. Старову, с дарственной надписью: «...за Салюстия, Овидия, Тита Ливия, Цицерона, Виргилия и Горация, за ut consecutivum, antequam и priusquam, и за ночлег от бывшего ученика и автора».

 П. Чехов посылает вместо обещанного письма открытку (с известием о смерти журналиста Н. П. Гилярова-Платонова). Письма Ал. Чехова, с. 180.

17 октября.  Г. Короленко за присланную им книгу «Очерки и рассказы». Выражает радость от знакомства с Короленко: «Говорю я это искренно и от чистого сердца. Во-первых, я глубоко ценю и люблю ваш талант; он дорог для меня по многим причинам. Во-вторых, мне кажется, что если я и Вы проживем на этом свете еще лет 10—20, то нам с Вами в будущем не обойтись без точек общего схода». Посылает Короленко вырезку из «Нового времени» (15 окт., № 4177) с первой главой книги американского писателя Г.-Д. Торо «В лесу»: «Первая глава многообещающая; есть мысли, есть свежесть и оригинальность, но читать трудно. Архитектура и конструкция невозможны. Красивые и некрасивые, легкие и тяжеловесные мысли нагромождены одна на другую, теснятся, выжимают друг из друга соки и, того и гляди, запищат от давки». Письма, II, 130.

«Пишу я целый день и до того дописался, что стало противно держать в руках перо». Посылает объявление о пьесе «Иванов» (см. 9 октября). «Кроме этого, у меня было много срочной работы и деловой переписки. Только и отдыхаю, когда езжу к больным. Не бываю ни в театрах, ни в гостях, так что мамаша и тетя Ф<едосья> Я<ковлевна> прозвали меня за домоседство “дедом”. Жду лета и тогда опять начну ездить по белу свету и отдыхать». Посылает «Сане и Печерице» (Александре и Елене Митрофановне Чеховым) свою фотографическую карточку (неизв.), просит сообщить адрес А. В. Петрова. Спрашивает, не забыл ли он у них в доме книгу Бежецкого «В стране мантильи и кастаньет».

18 октября. После «длинной беседы» с А. С. Сувориным Ал. П. Чехов пишет Ч.: «Как я и ожидал и предсказывал, о твоем романе в 1500 строк и речи быть не может: присылай поскорее. Суворин даже удивился, что ты об этом спрашиваешь». Сообщает также, со слов Суворина, что за книгу «В сумерках» Чехову может быть присуждена Пушкинская премия — «если не 1-я, то 2-я в 500 р.». Необходимо представить ее на конкурс — «ради формальности». «Суворин уверен в успехе, говорит, брызжется, торопится и меня так торопит, будто от этого зависит участь вселенной. <...> Полонский несколько раз заезжал к Суворину по поводу твоей книги и этого вопроса». В. П. Буренин ежедневно справляется: «А что брат? Скоро он даст субботник? Устал? Рано ему уставать».  Чехова, с. 180—181.

Рассказ «Задача» напечатан в «Петербургской газете», № 287. Подпись: А. Чехонте.

Отправляет в «Осколки» рассказ («Интриги») и открытку Н. А. Лейкину (неизв.). В письме сообщает Н. А. Лейкину: «В истекшую неделю я был здрав, хандры не чувствовал и работал; написал и Худекову, и Суворину, и Вам». Обещает, «если здоровье останется таковым и до следующей недели», прислать рассказ и к следующему номеру. О пьесе «Иванов» пишет: «Если сойдусь в цене, она будет поставлена у Корша». Обещает послать книгу «В сумерках» «непременно» (экз. остается неизвестным). Сообщает, что едет в Новодевичий монастырь на похороны Н. П. Гилярова-Платонова. Письма, II, 132—133, 416; XII, 519—520.

 Н. Трефолев не получил письмо (от 30 сент.) с фотографической карточкой, посылает ему открытку. Письма, II, 133.

19 октября. Н. М. Ежов пишет Ч. из Брацлава. Просит выслать справку о состоянии своего здоровья в канцелярию училища, где он служил учителем. Ч. ответил 27 октября. РГБ.

 К. Кондратьев (также бывший накануне на похоронах Гилярова-Платонова) предлагает Ч. приобрести у него «на выгодных условиях» картину А. К. Саврасова: «сюжет чисто поэтический и составит в любой гостиной милое украшение». Ч. ответил 21 октября. РГБ.

Н. А. Лейкин советует Ч. «записаться» в Общество русских драматических писателей, чтобы иметь возможность получать гонорар от постановок пьес с других театров (кроме того, с которым заключено условие). Вновь напоминает о «задаче» (см. 26 августа). Ч. ответил 4 ноября. РГБ.

21 октября. «Новое время» «фельетонный рассказ» («Холодная кровь»): «написан (по свойству своей темы) боборыкинской скорописью и специален». В сопроводительном письме (неизв.) А. С. Суворину просит аванс. Письма, II, 134.

 К. Кондратьеву, что «почитает» «за большую честь» иметь у себя картину Саврасова, но хотел бы приобрести «Грачей» («Грачи прилетели», авторская копия). Покупка не состоялась. Письма, II, 134.

 П. Чехову, что «роман еще не переписан» и посылается субботник («Холодная кровь»). Уверяет, что Пушкинская премия за книгу «В сумерках» «не может» (в автографе слово подчеркнуто) быть присуждена. Взять ее он мог бы лишь в том случае, если бы ее поделили между ним и В. Г. Короленко. Спрашивает, где Григорович. Просит передать книгу «В сумерках» Л. Е. Оболенскому (через редакцию «Русского богатства» или книжный магазин Цинзерлинга); спрашивает, есть ли книга у В. К. Петерсена и почему он о ней не пишет: «Хоть он и скверно пишет, а все-таки реклама». О себе пишет, что похвалы пьесе «Иванов», «равно как и надежды на предстоящий гешефт» (8% со сбора) «несколько приободрили». Просит передать В. П. Буренину, что субботник («Поцелуй») пришлет «очень скоро». Советует брату прислать «что-нибудь» в «Сверчок»: «Напечатают и заплатят аккуратно». Пишет, что в «Развлечении» появились «литературные враги»: «Кто-то напечатал стихотворение “Тенденциозный Антон”, где я назван ветеринарным врачом, хотя никогда не имел чести лечить автора». Письма, II, 134—136.

Видимо, Ч. журнала сам не видел; это был рассказ.

«заказное» письмо Ал. П. Чехову, опущенное М. П. Чеховым в почтовый ящик, не дойдет, пишет Ал. П-чу открытку.

У Ч. А. С. Лазарев (Грузинский). Проводит у него несколько часов. Ч. советует ему не подражать В. В. Билибину с его «сентиментально-игриво-старушечьим тоном». «Он по-прежнему мил и любезен, звал к себе работать, в гости и т. д.». Письмо А. С. Лазарева (Грузинского) Н. М. Ежову, 24 окт. — РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 241.

22 октября.  П. Чехов сообщает, что представил книгу «В сумерках» на конкурс в Академию наук: «Грот принял благосклонно и заставил меня изложить твое curriculum vitae <краткую биографию>. Говорил со мною мало, ибо академики ценят свои словеса на вес золота. Соблаговолил, впрочем, сказать, что ты подаешь надежды». Продано 315 экз. книги (сумма не окупила еще расходов по изданию). Отвечая на письмо Ч., полученное 22 окт., пишет, что спросит, есть ли у Петерсена книга «В сумерках», а Л. Е. Оболенскому отправит «завтра же». Зовет в Петербург: «Старичина <А. С. Суворин> здравствует и дает аудиенции охотно, а тебе, конечно, будет не токмо рад, но радиссимус». Советует прислать копию пьесы «Иванов»: «об ней напишут до поступления ее на сцену и проторят дорожку». Ч. ответил на это и след. письмо 24 октября. Письма Ал. Чехова, с. 181—184.

23 октября. Ал. П. Чехов рассказывает в письме про разговор с А. С. Сувориным: «Я таки не утерпел и сказал в беседе с Сувориным, что ты не желаешь представлять на конкурс. Он удивился и ответил, что действует в твоих же интересах и напишет тебе сам, что книга-де представлена на конкурс им самим вкупе со мною (а я — ни сном, ни духом) без твоего ведома. “Я ему, голубчик, так и напишу, что это сделал я с... как вас там зовут... Александр?.. Ну вот: вместе с Алекс<андром> Пав<лови>чем. Вы не беспокойтесь, я ему сам напишу. А молодец! В 10 дней пьесу написал! Право, молодец!..”». Ч. ответил 24 октября.  Чехова, с. 184—185.

Рассказ «Интриги» напечатан в ж. «Осколки», № 43. Подпись: А. Чехонте.

Получив посланную Ал. П. Чеховым газетную вырезку о Пушкинских премиях (неизв.), Ч. пишет, что всем можно успокоиться: «решение конкурса воспоследует только в октябре будущего года! <...> До этого срока могут народиться еще новые гении».

 П. Чехову, что получил письмо А. С. Суворина о его работе над комедией: «“Я прел, прел за своей комедией, да так и бросил, когда взглянул этим летом на действительную русскую жизнь”. Еще бы не преть! Современные драматурги начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутами — пойди-ка найди сии элементы во всей России! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны драматургам. Поневоле начнешь выжимать из головы, взопреешь и бросишь... Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела (хотя не сумел воздержаться от шутов), никого не обвинил, никого не оправдал... <...> Пьеса непременно пойдет — в этом уверены Корш и актеры. А я не уверен. Актеры не понимают, несут вздор, берут себе не те роли, какие нужно, а я воюю, веруя, что если пьеса пойдет не с тем распределением ролей, какое я сделал, то она погибнет. Если не сделают так, как я хочу, то во избежание срама пьесу придется взять назад. Вообще штука беспокойная и вельми неприятная. Знал бы, не связывался». Извещает, что «роман еще не переписал», а субботник («Поцелуй») пишет и пришлет к субботе (31 окт.). Работа над рассказом была прервана из-за постановки «Иванова». См. 20 ноября. Письма, II, 137—138, 421.

Посылает В. В. Билибину, узнав из письма Н. А. Лейкина о его болезни, «душевное письмецо» (неизв.). Советует написать пьесу. См. 27 октября.

В. Н. Давыдов «затащил» Ч. к себе, «продержал до трех часов ночи», уверял, что в пьесе все «тонко, правильно, чинно и благородно», нашел в ней «пять превосходных ролей». Давыдов принялся за пьесу «горячо, с восторгом». Чехов относительно Давыдова «убедился, что это действительно громаднейший художник».

 А. Корш подписывает обязательство о выплате Ч. 8 процентов с валового сбора за представление пьесы «Иванов», включая сюда и гонорар в Обществе драматических писателей (т. е. за постановки в других городах), «если г. Чехов запишется его членом». РГАЛИ.

Ал. П. Чехов отвечает на письмо от 24 октября. Советует, когда Ч. поедет в Петербург, взять с собою и Николая Павловича: «Мнится мне, что раз я в Питере устроился у краюхи, мог бы как-нибудь устроить и его». Ч. ответил 29 октября. Письма Ал. Чехова, с. 185—186.

Вышла из печати книга: А. Чехонте (А. П. Чехов). Невинные речи. Изд. журнала «Сверчок». Письма, II, 140.

Отвечает Н. М. Ежову на два его письма. Как «шаферу» «Иванова» (см. 6 октября) сообщает о репетициях пьесы: «Оказывается, что я инстинктивно, чутьем, сам того не замечая, написал вполне законченную вещь и не сделал “Молодые люди, не робейте!”». Сообщает: «Иванов» «непременно пойдет в конце ноября или в начале декабря. <...> Иванова будет играть Давыдов, который, к великому моему удовольствию, в восторге от пьесы, принялся за нее горячо и понял моего Иванова так, как именно я хочу».

Укоряет Ежова в том, что он «ленится» и «мало пишет»: «Если теперь не будете приучать свою руку и свой мозг к дисциплине и форсированному маршу, если не будете спешить и подструнивать себя, то через 3—4 года будет уже поздно». Приглашает к себе на Рождество. Письма, II, 139—140.

 В. Билибин на совет Ч. написать пьесу его «слогом» отвечает: «Это немыслимо. В пьесе <...> должен быть разговорный язык. В моих писаньях фраза нанизывается на фразу, “общее место” выходит в подновленном виде — и готово. В пьесе этого нельзя». Спрашивает: «А что же Вы не пишете рассказ на мою тему о женской болезни?». РГБ.

Короткое письмо Ал. П. Чехова — о нездоровье: «поспеши своей врачебной помощью».  Чехова, с. 186—187.

28 октября. «Петербургской газете» анонс: «Одною из следующих новинок в театре Корша, в Москве будет новая четырехактная комедия А. П. Чехова “Иванов”, с В. Н. Давыдовым в главной роли».

29 октября. «Старый дом (Рассказ домовладельца)» напечатан в «Петербургской газете», № 294, с подзаголовком: Рассказ суеверного человека. Подпись: А. Чехонте.

 П. Чехову извещает о выходе книги «Невинные речи». «Издание изящное», но рассказы «плохи и пошлы». Просит, чтобы «Новое время» не давало отзыва («В молчании я увижу великое одолжение»). Так как А. С. Суворин интересуется судьбою пьесы «Иванов», просит рассказать, что «Давыдов принялся за нее горячо, с восторгом», но у Корша она «шлепнется, так как играть ее решительно некому». По просьбе бр. Вернеров составляет для Ал. П. Чехова список петербургских изданий и литераторов, которым следует отнести (для отзыва) сб. «Невинные речи» (список неизв.)

«лечить... ее повара» и к Воейковой — «лечить горничную».

Пишет еще одно за этот день письмо Ал. П. Чехову — о просьбе бр. Вернеров и гонораре из «Петербургской газеты». О себе рассказывает: «Я разленился, посоловел и опять впадаю в хандру. Не работаю. Сижу по целым дням на кресле и гляжу в потолок. Впрочем, есть практика». Письма, II, 140—141.

30 октября.  П. Чехов в письме рассказывает, что «Холодную кровь» ему пришлось разделять на два номера: «Старичина содержанием “крови” доволен, но по поводу ее длинноты свирепствовал и серьезно разругал меня». Советует приехать в Петербург месяца на два-три: «и развлечешься, и с людьми поживешь <...>, и поработаешь, и из скорлупы проветриться вылезешь». Остановиться просит у него. Письма Ал. Чехова, с. 187—188.

«Холодная кровь» напечатано в газ. «Новое время», № 4193. Подпись: Ан. Чехов. См. 3 ноября.

О предстоящей постановке пьесы «Иванов» в театре Ф. А. Корша извещает К. <А. Д. Курепин> в «Московском фельетоне» газ. «Новое время» (№ 4193): «Слышавшие “Иванова” говорят, что это — очень оригинальная, симпатичная вещь. В постройке пьесы замечается такое искусство, такая умелость, что трудно даже признать ее первым драматическим опытом молодого автора».

Конец октября.  С. Лазареву (Грузинскому) рукопись начатого водевиля «Гамлет, принц датский» (список действующих лиц и 200—250 строк текста), предлагая продолжить: «Пишите конец. Обработаем вместе». См. 15 ноября. А. С. Лазарев-Грузинский. Пропавшие романы и пьесы Чехова. — «Энергия», сб. III, СПб., 1914, с. 166.

Пишет М. Е. Чехову (письмо неизв.), что похлопочет у А. С. Суворина о «выдаче денег» для таганрогского храма.  Е. Чехова П. Е. Чехову, 5 нояб. — РГБ, ф. 331, к. 81, е. х. 73, л. 35 об.

Начата постановка комедии «Иванов» в театре Корша. В связи с этим у Ч. бывают артисты В. Н. Давыдов, Л. И. Градов-Соколов, И. П. Киселевский, Б. Э. Кошева, Г. И. Мартынова и др. «Они читали пьесу и распределяли между собою роли. Антон очень волновался и говорил, что “все бы это было хорошо, если бы артисты проявляли больше жизненных инстинктов”». А. А. Долженко. Воспоминание родственника об Антоне Павловиче Чехове. — РГАЛИ; Таганрогский сб., вып. 1, с. 342.

«В сумерках» — анонимная рецензия в № 10 ж. «Русская мысль» (с. 589—590). Вспоминая отзыв о «Пестрых рассказах» (июнь 1886), теперь критик «ничего не может прибавить»: «По-видимому, автор не сделал ни шага вперед», хотя «не пошел и назад — не начал еще исписываться и повторяться». Лучший рассказ, по мнению рецензента, — «В суде». «Сильное» впечатление производят рассказы: «Мечты» и «Кошмар»; «очень хороши» — «Дома» и «Событие», а также «Несчастье».

Н. К. Михайловский пишет В. Г. Короленко: «Раз Вы вошли в некоторые сношения с Чеховым, редакции, я полагаю, пока соваться к нему нечего. Отлично будет, если Вы его привезете с собой в ноябре, тогда и поговорим». РГБ, ф. 135, разд. II, к. 30, е. х. 1, л. 7.

Конец октября — до 19 ноября. «Иванова» в театре Ф. А. Корша.

А. Я. Глама-Мещерская вспоминала: «На репетициях “Иванова” автор постоянно присутствовал, но он скромно сидел в партере и в режиссерскую постановку совсем не вмешивался; актерам никаких замечаний не делал. Вообще я редко видела другого, более скромного автора». А. Я. Глама-Мещерская. Воспоминания. М. — Л., 1937, с. 258.

 М. Чехов, отвечая на письмо 17 окт., сообщает, что Ч. забыл в Таганроге книгу Бежецкого и два экземпляра (тома?) сочинений Л. Н. Толстого. Обещает прислать их «при оказии». Надеется «познакомиться в скором времени с комедиею Ан. Пав. Чехова». РГБ.

2 ноября. «Иванов» (машинописный оттиск) представлена на рассмотрение театральной цензуры.

Отправляет книгу «Невинные речи» с дарственной надписью А. Л. Селивановой.

Получает записку от Ф. А. Корша: «Пьеса в цензуру пошла — будьте добры — зайдите сегодня вечером в театр окончательно решить некоторые вопросы постановки». РГБ.

«Родник» Е. А. Сысоева приглашает сотрудничать в журнале. Ч. ответил 7 ноября. РГБ.

В письме А. С. Киселеву (неизв.) приглашает в Москву на премьеру «Иванова». См. 10 ноября.

«Холодная кровь» — в «Новом времени», № 4196. Подпись: Ан. Чехов.

3 ноября. На репетиции «Иванова» в театре Корша.

 И. Пальмин пишет Н. А. Лейкину: «С Ан. Чеховым я лично не видался с тех пор, как он был на несколько минут с тобою у меня в прошлый раз, когда ты был в Москве». РГАЛИ, ф. 289, оп. 1, е. х. 31, л. 84—85.

В письме Н. А. Лейкину рассказывает о хлопотах, связанных с постановкой «Иванова»: пьеса, «сверх ожидания», «заездила и утомила». «Написать ее было не трудно, но постановка требует не только траты на извозчиков и времени, но и массы нервной работы». Сообщает, что после того, как было заключено условие с Коршем, стало известно, что Малый театр был бы рад взять пьесу. По мнению Давыдова, «Иванов» — «лучше всех пьес, написанных в текущий сезон», но «неминуемо провалится благодаря бедности коршевской труппы». Ч. после репетиции 3 ноября хотел даже взять пьесу назад, но Корш «задрыгал ногами и руками». Утешается только тем, что «Давыдов и Киселевский будут блестящи. Давыдов с восторгом занялся своею ролью». Пьеса «будет впервые даваться между 19 и 27 ноября». Условие постановки: не 50 руб. за представление, как советовал Лейкин, а «больше: 8% с валового сбора, т. е. по 2% с акта». Рад, что премией «Осколков» будет книга Н. А. Лейкина («Пух и перья»), а не «дешевая олеография». Собирается быть в Петербурге после премьеры «Иванова» в начале декабря.

 В. Киселева в письме спрашивает об «Иванове»: «Репетируют ли Вашу пьесу, во скольких она актах, драматична или забавна? Я волнуюсь за Вас и воображаю, — если пьеса понравится и Вас будут вызывать, — как Вы будете раскланиваться. Хохол Ваш свалится на лоб... Вам будет стыдно? Мне уж и теперь до смерти стыдно, хотя я желаю, чтоб Вас и много и часто вызывали...». РГБ.

Ал. П. Чехов извещает, что получил 16 экз. «Невинных речей» и листок с обозначением, кому «раздавать» книгу. Письма Ал. Чехова, с. 176 (датировано ошибочно: 4 октября).

Ал. П. Чехов относит книгу «Невинные речи» Н. А. Лейкину, В. В. Билибину, И. Ф. Василевскому, С. Н. Худекову («сей зело благодарил, но просил передать его сожаление, что и ты перестал быть аккуратным относительно понедельников, но что он понимает, что ты занят»). Отдает экземпляр также А. С. Суворину, В. П. Буренину, А. Н. Маслову (Бежецкому), Б. В. Гею.  Чехова, с. 176—177 (дата 5 октября ошибочна).

«Иванов» разрешена к представлению «с исключениями» в тексте. Исключено несколько слов в 5-м и 6-м явлениях 3-го действия. Резолюция Кейзера фон Нилькгейма на обложке. — СПб. ГТБ.

«Нового времени») письмо Е. А. Сысоевой от 2 ноября.

«В сумерках» помещает статью Н. Ладожский (В. К. Петерсен) в № 306 «С.-Петербургских ведомостей»: «Критические наброски. Плоды мгновенных впечатлений. Иван Щеглов. “Первое сражение” и т. д. — Ан. П. Чехов. “В сумерках”». По мнению критика, рассказы обладают «большим и неоспоримым достоинством». «Некоторые из помещенных в сборнике рассказов представляют сложные романы, сжатые на нескольких страницах и производящие, тем не менее, довольно цельное впечатление. Таков, например, рассказ “На пути”, где перед читателем вырастает фигура русского Дон-Кихота, пожалуй Рудина (но гораздо более глубокого по психологии)...». Подробно разобран рассказ «Враги», который «допускал развитие гораздо более подробное, чем то, которым ограничился наблюдатель мгновенных впечатлений». Сопоставляя Щеглова и Ч., критик в заключение пишет, что «первый, если светит, то отраженным светом, получаемым извне, второй же издает свой собственный свет...».

У Чеховых гостит афонский монах Филарет, приехавший из Таганрога по торговым делам. Письма, II, 146.

Посылает М. В. Киселевой «для прочтения» письмо Е. А. Сысоевой и предлагает «воспользоваться сим случаем» (напечатать там рассказ «Ларька»). Отправляет рукопись рассказа (неизв.), исправленную им «еще в прошлом году». Ждет Киселевых на постановке «Иванова». Сообщает, что «на этой неделе (после 8-го)» пьеса пойдет в Саратове «с Андреевым-Бурлаком в одной из главных ролей». См. после 10 ноября и 11 ноября. Письма, II, 144—145.

«Спешит ответить согласием» на предложение Е. А. Сысоевой сотрудничать в «Роднике», хотя «должен откровенно сознаться», что едва ли сумеет сделать это: «никогда еще не писал рассказов для детей» и не знаком «с программой и целями» журнала. (Сотрудничество в «Роднике» не состоялось.)

«Невинные речи» М. М. Дюковскому. Письма, XII, 149.

«Дорогие уроки» напечатан в «Петербургской газете», № 308. Подпись: А. Чехонте.

Извещает А. С. Киселева, что пьеса «Иванов» пойдет в театре Ф. А. Корша «». См. 12 ноября. Письма, II, 146—147.

 П. Чехову, что еще не записался в члены Общества драматических писателей (нет 15 руб. для вступительного взноса). Поэтому не получит денег за постановку «Иванова» в Саратове. Ждет вырезку из «Петербургских ведомостей» со статьей Н. Ладожского (В. К. Петерсена) о книге «В сумерках» (см. 6 ноября).

А. С. Киселев пишет, что пьесу приедет смотреть, вероятно, с М. В. Киселевой. Советует поберечь «свои нервы и не обращать слишком большого внимания на сплетни, интриги и проч.». В Малом театре — не полагаться на К. А. Тарновского (инспектора репертуара императорских театров), а переговорить лично с Н. А. Никулиной. РГБ.

Первая постановка пьесы «Иванов» в Саратовском театре.  В. Киселевой, 7 нояб.; «Саратовский дневник», 1887, 11 нояб.

О предстоящей 19 ноября постановке пьесы «Иванов» в театре Ф. А. Корша извещают «Русские ведомости» (№ 311).

Ал. П. Чехов отвечает на открытку от 10 ноября. Поздравляет с постановкой «Иванова» в Саратове. Но сетует, что с пьесой незнакомы в Петербурге. В. П. Буренин и В. К. Петерсен спрашивают, писать ли им о «Невинных речах»: «Ты в одном из писем ко мне запретил, а я это запрещение разблаговестил». Советует поспешить записаться в Драматическое общество (чтобы получать гонорар с провинциальных постановок). Посылает выдержку из статьи В. К. Петерсена (см. 6 ноября).  Чехова, с. 188—190.

А. С. Киселев отвечает, что 18-го в половине второго они будут в Москве, чтобы смотреть пьесу «Иванов». РГБ.

 А. Лейкин благодарит за подарок: «Невинные речи». «Книжка действительно издана изящно. Бумага в книге настолько роскошна, насколько уже и не надо» (экз. неизв.). Но книгу «В сумерках» до сих пор не имеет. Сетует в письме: «Вот уже месяц ни одного рассказа от Вас для “Осколков”!». Считает, что напрасно Ч. «так бьется» с пьесой: «Автор постановке только мешает, стесняет актеров и в большинстве случаев делает только глупые указания». Он и Суворин удивляются, почему с «Ивановым» Ч. не обратился в литературно-театральный комитет императорских театров. Извещает, что «старик Плещеев» намерен приглашать Ч. в «Северный вестник»: «Вот отдайте туда Вашу пьесу». Ч. ответил 15 ноября.  1, с. 187—189.

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4